Иудаизм как национальная религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:09, реферат

Описание работы

Иудаизм это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Иудаизм – религиозная система, возникшая на территории Палестины на рубеже II – I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, который был самым многочисленным среди всех 12 еврейских племен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н.э. стал господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сформировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид.

Содержание

1. Введение 3
2. Иудаизм 4
3. Иудаизм – национальная религия евреев 12
3.1. Возникновение. Эра патриархов 14
3.2. Союз колен (1500 – 1000 до н.э.) 15
3.3. Монархия и пророки (около 1100 – 586 г. до н. э.) 16
3.4. Персидское владычество 17
3.5. Эллинистический период (323 – 63 до н. э.) 18
3.6. Римское владычество (63 г. до н. э. – около 300 г. н. э.) 18
3.7. Модернизация иудаизма 20
4. Заключение 21
5. Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Иудаизм как национальная религия - реферат.docx

— 46.62 Кб (Скачать)

 

 

  1. Иудаизм – национальная религия евреев

Иудаизм называют национальной религией евреев, его формирование началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен мало чем отличались от верований других народов, находящихся на аналогичной стадии развития. Это тотемистические, анимистические, магические верования и обряды. Религиозно-культовая система того времени носила ярко выраженный политеистический характер и, лишь начиная с XIII века до н.э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистическая религия. У еврейского народа Богом становится бог Яхве (Иегова).

Эпоха первого храма. Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом, который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета, установил тем самым связь между формирующимся национально-политическим единством израильских племен и их религиозным единством. Название эпохе дал Первый храм, построенный Соломоном (965 — 928 года до н.э.). Иерусалимский храм был государственным святилищем, содержащимся на средства царской казны, а члены жреческой коллегии Храма были государственными чиновниками, назначавшимися царем. Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти. Однако многобожие просуществовало у евреев еще несколько столетий.

Эпоха «вавилонского  плена». В 586г. до н.э. Иудея была захвачена вавилонским царем Навуходоносором. Храм Яхве был разрушен, а евреи уведены в плен. Во время вавилонского плена иудаизм становится идейной основой борьбы евреев за освобождение. Возглавил это движение Моисей.

Согласно библейскому повествованию. Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Израиля союз –  «завет». Этот завет содержит два  ключевых положения. Первое – евреи  обязаны признать, что бог Яхве – это не просто один из богов, это  единственный бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе – еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет  находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока остается ему верным.

 Эти два положения являются  центральными в религиозно-культовой  системе иудаизма.

Эпоха Второго храма. Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.). Персидский царь Артаксеркс уполномочил Эзру объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и облек его правом назначать судей, вершивших правосудие на основании еврейского религиозного закона. Идея отправления гражданского судопроизводства на основе религиозного закона не раз использовалась впоследствии: например, Шариатский суд в исламских странах. В это время формируется особое сословие «писцов» — софрим — толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельность этого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившего позднее название Устный Закон.

Завоевание Палестины в 322г. до н.э. Александром Македонским привело  ко второму наиболее значительному  расселению евреев в странах Восточного Средиземноморья. В период расселения создается Талмуд, который становится основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев.

Ухудшившееся  во втором веке до н.э. положение династии Селевкидов (эллинское государство), плативших контрибуцию римлянам, вызвало ужесточение в их колониальной политике, в том числе, и в отношении  Иудеи. Ответной реакцией стала активизация  национально-освободительной борьбы, кульминацией которой стало восстание  Маккавеев (167 – 164 г.г. до н.э.), завершившееся  победой и изгнанием эллинов  из Иерусалима в 164 г. до н.э. Храм, нареченный в 167 г до н.э. святилищем Зевса Олимпийского был возвращен иудаистской церкви и очищен от принадлежностей греческого (языческого) культа. В ознаменование  этого события  было установлено  восьмидневное празднество освящения  — Ханукка.

Освободившись от греческого ига Иудея заключает  союз с Римом, надеясь добиться таким  путем полной политической самостоятельности. Однако, впоследствии римляне постепенно устанавливают контроль над Иудеей, не встреченный поначалу неприязненно народными массами из-за крайней  жестокости Ирода I (ум. в 4 г. до н.э.). Жестокость этого правителя вошла даже в библейские сказания («избиение младенцев») и связывается с именем Иисуса Христа. Первые серьезные столкновения иудеев с римскими властями относятся ко времени наместничества Понтия Пилата (36 – 26 н.э.) и постепенно перерастает в Иудейскую войну I (66 – 73 н.э.). В ходе этой войны в 70 г. н.э. был снова разрушен Иерусалимский Храм, что означало конец эпохи Второго Храма.

В это время помимо канонизированного  Письменного Закона – Торы –  развивается так называемый Устный Закон, основанный на многовековой традиции толкования Священного Писания.

    1. Возникновение. Эра патриархов

Своими Праотцами и  Праматерями (Патриархами и Матриархами) евреи считают три поколения: Авраама и Сару, Ицхака и Ривку, Яакова и четырех его жен: Рахель, Леа, Билгьу и Зильпу.

Авраам и Сара покинули вавилонский город Ур, т. к. Всевышний  поклялся им, что земля Ханаан (современный  Израиль) будет принадлежать их потомкам. Однако сильный голод в земле  Ханаан вынудил Яакова "спуститься" с семьей в Египет, где пищи было вдоволь, и поселиться там. Спустя столетие в Египте уже насчитывалось много  тысяч евреев. Государственный переворот  привел к власти в Египте нового фараона. Он нашел удобным обвинить евреев во всех экономических и политических бедах и превратил их в рабов.

Несколько поколений спустя, Яхве пожелал исполнить свое обещание, данное Праотцам, и вернуть евреев в Ханаан. Он призвал человека по имени Моше (Моисей в русской традиции) для освобождения евреев и возвращения  их в Страну Обетованную.

Спустя семь недель после  исхода из Египта еврейский народ  подошел к горе Синай. Там Моше получил Тору (свод законов) и все  сорок лет странствий по пустыне  преподавал ее народу. Обращаясь к  Моше, Всевышний заповедовал евреям построить мишкан, то есть переносной храм, с которым можно было путешествовать. Мишкан стал прообразом будущего Храма  и синагог вплоть до сегодняшнего дня.

Спустя сорок лет странствий по пустыне, евреи достигли страны Ханаан. Моше умер, когда Земля Обетованная  была уже на горизонте. Завоевание Земли  Ханаан возглавил преемник Моше, пророк Йегошуа (Иисус Навин).

    1. Союз  колен (1500 – 1000 до н.э.)

Израильтянам понадобилось несколько лет, чтобы завоевать  Ханаан. Затем каждое из двенадцати племен (колен) получило в ней свой надел, и старейшины каждого колена стали во главе его. Верховную власть осуществляли Судьи, выдающиеся пророки, чей авторитет принимали все колена. Каждое колено выбирало для себя возвышенность, на которой осуществлялись молитвы и жертвоприношения Всевышнему. Важнейшим местом богослужения были несколько мишканов в разных точках страны.

В этот период евреи страдали от набегов соседей. Судьи проводили  мобилизацию для отпора врагу, как  правило, только среди тех колен, которые непосредственно находились под угрозой. К концу одиннадцатого  века до. н. э. филистимляне, воинственный народ на юго-востоке, представляли уже угрозу иного рода, так как  их целью было полное завоевание Страны Израиля. Перед лицом опасности  народ просил Шмуэля, последнего из судей, выбрать достойного царя. Выбор  пал на храбреца и праведника по имени Шауль (в русской традиции – Саул).

    1. Монархия  и пророки (около 1100 – 586 г. до н. э.)

Шауль сумел объединить народ  так, как не могли этого сделать  судьи и выступил с армией, составленной из представителей всех колен, на войну  с филистимлянами. В начале ему  сопутствовал успех, но в итоге он потерпел сокрушительное поражение  и был убит. Шауль царствовал только два года.

Покончить с филистимлянами смог зять Шауля Давид, который унаследовал  за ним царство и правил 40 лет. Он почти все время воевал и  к концу своего правления владел уже небольшой империей. Сын Давида Шломо (в русской традиции Соломон) обеспечил стране мир и процветание. Доходы шли от внутренней и внешней  экономической деятельности. К этому  моменту скромные мишканы не производили  должного впечатления на фоне роскошной  городской архитектуры, и Шломо  решил заменить их Храмом, строительство  которого заняло семь лет.

После смерти Шломо, некоторые  люди не приняли его сына в качестве нового царя. Северные племена восстали и основали собственное царство  под названием Израиль. Южные колена остались верны сыну Шломо в государстве Иудея. Население Иудеи получило название евреев. Два соседних царства простояли около 200 лет.

Иерусалимский храм со временем, в особенности после реформ иудейского царя Иосии в 622 году до н.э. стал не только центром, но практически и единственным местом, где осуществлялись ритуалы  и жертвоприношения в честь Яхве. В определенном понимании можно  сказать, что вся жизнь народа и политика государства концентрировалось  вокруг Яхве и иерусалимского Храма. Недаром и весь период древнееврейской  истории до 586 года до н.э. называется периодом Первого храма.

К концу этого времени  сформировалась богатая знать, которая  угнетала бедняков, а коррумпированные судьи не вмешивались. Но великие  пророки этого времени, такие  как Ошеа, Амос, Йешаягу, Йирмеягу бесстрашно обличали власть предержащих, включая  царей. Учение пророков о справедливости и сострадании легло в основу современной морали.

В 722 г. могущественная Ассирия  завоевала Северное Царство и  изгнала евреев. Эти изгнанники не оставили следа в истории. Спустя всего сто лет, когда Ассирия  уже не была сверхдержавой, крохотное  Иудейское Царство оказалось  в тисках конфликта между Вавилонией (сегодняшний Ирак) и Египтом. В 586 г до. н. э. Вавилоняне разрушили Иерусалим  и Храм и увели народ Иудеи  в Вавилонский плен.

    1. Персидское  владычество

За некоторое время  до разрушения Храма евреи начали расселяться за пределами Святой Земли. Эти поселения получили общие  название "диаспора", т. е. "рассеяние". Крупнейшим центром еврейской диаспоры стал Вавилон.

В 538 году до н. э. Кир Великий, царь Персии, завоевал Вавилон и  позволил всем народам вернуться  из вавилонского плена на родину. Часть  евреев вернулась в Иудею. Началось восстановление Храма. Однако большинство евреев предпочло не покидать Вавилон, где остались крупные процветающие общины. Несмотря на ряд неудач, Храм был наконец отстроен и все больше евреев возвращалось в Святую Землю.

В это время окончательно сформировался Танах (христианский Ветхий Старый Завет). Как совокупность священных книг он начал комплектоваться  еще на границе II-I тысячелетий до н.э., но основная часть текстов и окончательная редакция их общего свода датируется периодом Второго Храма. Главную роль в этом процессе сыграл священник Ездра.

    1. Эллинистический период (323 – 63 до н. э.)

К 323 г. до н. э. Александр Великий (Македонский) завоевал Персидскую Империю. Александр и его преемники  ставили целью распространение  греческой культуры в Азии. Появились  новые формы искусства, литературы, философии и управления, известные  под общим названием эллинистических. Многие евреи под влиянием эллинизма  оставили свой традиционный образ жизни. Появились трения между эллинизированными  и традиционными евреями. Напряженность  достигла предела в тот момент, когда греко-сирийский царь Антиох IV (175 – 163 гг. до н.э.) попытался насильственно эллинизировать всех евреев своей империи. Результатом стало восстание Маккавеев, которое закончилось победой и установлением собственной монархии, продержавшейся вплоть до вторжения римлян.

    1. Римское владычество (63 г. до н. э. – около 300 г. н. э.)

В 63 г. до н. э. Римская Империя  захватила Святую Землю. Римляне  оказались крайне суровыми правителями  и евреи не были едины в том, как реагировать на их действия. Одни призывали к восстанию, другим было важнее сохранить мир.

Различия во взглядах на особенности  иудейских обрядов привели к  образованию сект. Большинство из них ожидали немедленного прихода  Мессии (Машиаха, т. е. еврейского царя-помазанника), но не знали точно, чего от него ждать. Некоторые считали, что Машиах должен выгнать римлян, другие ждали, что  он будет великим учителем. При  этом они все верили, что с приходом Машиаха начнется эпоха всеобщего  мира. В этот период несколько евреев претендовали на эту роль. Наиболее известен из них Иисус из Назарета (Иисус Христос). Большинство евреев не приняло Его как Мессию и  Сына Божьего.

В 66 г. н. э. одна их сект под  названием зелоты, подняла восстание  против римлян. Спустя четыре года Иерусалим  и храм были разрушены. После этого  римское владычество еще ужесточилось, а борьба евреев становилась все  более и более отчаянной. В 132 г. н. э. под предводительством Шимона бар Козиба, известного как Бар  Кохба ("сын звезды"), евреи восстали снова. Бар Кохба выгнал римлян за пределы Иерусалима и на три года восстановил еврейскую власть в  Святом Городе. В 135 г н. э. он был побежден и еврейская жизнь в Святой земле пришла в полный упадок. Многие покинули страну и поселились в диаспоре. Прошло почти 2000 лет прежде чем евреи  сумели вновь основать суверенное государство  на своей земле.

Информация о работе Иудаизм как национальная религия