Католическая церковь и ее влияние на развитие государства и права в эпоху Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Церковь в эпоху Средневековья пред¬ставляла практически независимую, автономно управляющуюся поли¬тическую и духовную организацию. В своей деятельности она руко¬водствовалась собственными, для себя выработанными на базе биб¬лейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимо¬сти христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только свя¬щеннослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления «христианских госу-дарств».

Работа содержит 1 файл

контр зс.docx

— 45.83 Кб (Скачать)

Вариант 1.

Католическая  церковь и ее влияние  на развитие государства  и права в эпоху  Средневековья. Каноническое право. Инквизиция.

Церковь в эпоху Средневековья представляла практически независимую, автономно управляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления «христианских государств». Такое особое значение церковных правил опиралось на доктрину исключительной, «единоспасающей роли церкви». Ее разработал крупнейший политический и духовный мыслитель, один из отцов церкви св. Августин (IV в.). Согласно этой доктрине, ставшей официальным учением католической западной церкви, «земному граду» — миру (порождению дьявола и зла) противостоит «град Божий», или небесное государство (Civitas Dei). Увязший в земной жизни и грехах человек не может преодолеть соблазнов и цепей «земного государства» по пути ко «граду Божьему» без посредствующей роли Церкви. Для выполнения этой великой миссии Церковь изначально наделена не только правами духовного научения, но и принуждения, обязанностью «искоренять греховность дел и помыслов» в верующих.     

В XI веке (в 1054 г.) заканчивается разрывом вековой спор римской и константинопольской церквей, каждая из которых настаивала на своем преобладании и своей ортодоксальности. С этого времени ведут свое начало католицизм и православие. 

Основной  фигурой церковной организации  был епископ, возглавлявший округ  из нескольких общин. Епископу принадлежала и религиозная, и судебная власть; он же был вправе истолковывать вопросы  Писания и церковных обрядов. В древнехристианской церкви епископов  избирали или признавали в качестве таковых прославившихся божественными  делами. В V в. в восточной римской  церкви возникли более крупные объединения - патриархии и митрополии; последние  распространялись и на западе. Одним  из почетнейших и древнейших епископских  мест был Рим - местопребывание, по преданию, св. Петра. С конца IV - начала V в. римские  епископы закрепили за собой право  на особый статус главы всей церкви - папы.

Особая  роль папы в западной католической церкви проистекала из признания  его не просто вышестоящим из епископов, но наместником самого Бога, обладавшим равно и светской, и церковной  властью. С основанием в VIII в. Папского государства с центром в Риме власть папы обрела вполне государственно-политический характер. Эта власть опиралась на обширные земельные владения католической церкви, внутри которых сложилась  собственная феодально-ленная структура, где папа был как бы и верховным  сеньором. С 1059 г. утвердился строгий  порядок избрания очередного папы (выбирался  он пожизненно) - коллегией из 70 особо  почётных епископов - кардиналов. Для  управления церковными делами и пропаганды вероучения под началом папы сформировалась конгрегация (формальная организация  установлена в 1560 г.). Кроме этого, для управления Папским государством существовала собственная администрация. Со временем все управление сосредоточилось  в особом предместье Рима - Ватикане. К XV-XVI вв. он стал истинным религиозным, политическим и культурным центром  католического мира. В нем были собраны многочисленные священные  реликвии раннего христианства. Помимо кардиналов и епископов, руководство  делами церкви на местах, в других государствах вручалось особым папским посланцам - нунциям.

Огромную  роль в управлении церковью приобрели  соборы. На них решались вопросы  вероучения, установления таинств и  обрядов, осуждения отклонений от веры. На первые восемь соборов (IV-VIII вв.) собирались представители всех христианских церквей. В IX в. началось догматическое и административное обособление восточной (греческой) церкви, завершившееся к середине XI в. С этого времени римская  католическая церковь объединяла только западно- и центрально-европейские  государства. Раскол произошел, в том  числе, и из-за непризнания восточной  верховенства римских пап. Последующие  соборы (с 1123 г. они стали регулярными) считались вселенскими только в  рамках западно-католической церкви. Ещё  одним отличием было то, что постановления  соборов были необязательными для  папы. Собирались и местные соборы церкви одного какого-то государства.

Особое  значение в организации католической церкви имели монастыри, которые  возглавлялись аббатами и пользовались автономией в суде и управлении. В 529 г. основанный монахом Бенедиктом монастырь в Италии положил начало новой форме внутрицерковного объединения - монашеским орденам. В связи с  начавшимся в XI в. движением крестовых  походов возникли духовно-рыцарские  ордена - особые военнополитические объединения  одновременно и духовного. и светского  характера. Возглавлял орден магистр. под началом которого был капитул  орденских старшин. Но для всех ступеней иерархии и всех без исключения учреждений западной католической церкви было непременным  признание верховного авторитета римского папы.

Вторым, наряду с признанием папского авторитета, объединяющим элементом для католической иерархии было признание единства и  незыблемости правил канонического  права. Однако само содержание канонического  права было сформировано исторически  и далеко не одновременно ранней церковной  организации и иерархии.

В отличие  от римского права, о возрождении  которого в средние века можно  говорить, по крайней мере, для Италии, каноническое право с раннехристианского периода основывалось на фиксированной  письменной традиции. Уже в I в. начали проводиться христианские собрания для принятия всеобщих решений, например, по вопросам управления. Со временем возникло большое число постановлений  крупных церковных единств, подобных папским декреталиям, которые считались  имеющими юридическую силу. Возникло не устно передаваемое традиционное право, а письменное, авторитет которого в кругах, близких к церкви, в  большой степени зависел от того, как оно излагалось в документах.

Большая значимость норм канонического права  в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали  во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных  границ и соединяло в единое целое  всех католиков. Каноническое право  отличалось также широтой регулируемых им отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и  светской жизни, было обязательным как  для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому  праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями  уходило в античность, в греческую  философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало  в себя и передало последующим  поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло своё отражение в формуле: “церковь живёт  по римским законам”.

Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе. Первоначальные источники западной церкви были теми же, что и для церкви восточной греческой. Они были едины для всех содержательных канонов христианства. Отправным считалось Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы с теми изъятиями, которые были установлены католическим богословием. Следующим по времени источником были произведения отцов церкви - Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина. Их трудам было дано равноапостольское истолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установлены основные обряды и догматы церкви, правила исполнения священнической и епископской должности, критерии церковных таинств, в том числе брака, и расписаны главнейшие нарушения церковных правил - от малых до вероотступничества и впадения в ересь. Сходное значение имели постановления церковных соборов. Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона. Традиционным источником, особенно благодаря византийскому использованию, было римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.

Все первоначальные источники канонического права, за исключением римского права, в  равной степени были и богословскими, и литературными, и только исходя из этого - общеправовыми. Началом собственно юридического канонического права  стали Апостольские конституции - сборник  правил, приписанный первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил  сначала 50, затем 85 правил, относящихся  к самым разным сферам церковной  жизни и юридического рассмотрения церковных вопросов. Хоть после разделения церквей этот сборник стал рассматриваться  как апокриф западной католической церковью. Разделение церквей вообще поставило исторический вопрос о  собственном католическом каноническом праве. Многочисленные тщательно разработанные  церковно-государственные кодексы  и законы восточной церкви не могли  официально применяться католиками. На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления - декреталии. Первые декреталии появились  в IV в. Позднее они стали приобретать  все более правовой характер, устанавливая правила внутрицерковной жизни, обязанности мирян и церковнослужителей.

В VIII в. в империи Каролингов появился первый опыт систематизации церковного права  западной церкви - Codex canonum Ecclesiaromani. Его  составление приписано римскому монаху Дионисию Малому (VI в.). Свод Дионисия включил собрания апостольских постановлений  и соборов, а также избранные  декреталии римских пап, начиная  с папы Сириция (конец IV в.). По решению  Карла Великого в 802 году данный сборник  получил официальное признание  во Франкском государстве.

Большое значение для систематизации и разработки канонического права имели собрания документов, подготовленные видным испанским  философом, епископом Исидором Сивильским (VII в.). В его Collectio были обобщены важнейшие  постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном  праве. С именем Исидора связано  и еще одно собрание, как позднее  выяснилось, фальсифицированных декреталиев  и указов римских императоров, якобы  даровавших церкви совершенно особые права и привилегии. По причине  высокой аргументационной ценности, которая в позднеантичном праве  приписывалась документам и всеобщей неграмотности церковь получила оружие, которым легко могла злоупотреблять. Это проявилось в фальсификаторской  школе в Реймсе, где в борьбе за епископское место создавались  решения церковных соборов и  Папы, названные псевдоисидорийскими  декреталиями. Исидор Сивильский ранее  по ошибке считался автором более  древней компиляции Hispana, названной, поэтому Исидорианой. Фальсификаторы исказили извлечения из Hispana и добавили несколько вольно сочиненных документов, датируемых с 314 по 713 г., в том числе, так называемую Дарственную Константина, согласно которой император Константин Великий, когда переносил резиденцию в Константинополь, передал папе Сильвестру I не только церковное господство над всей Римской империей, но и  мирскую власть над её западной частью. Средневековая вера в авторитеты и почтение людей того времени к документам были так велики, что этот документ стал важным основанием папской мирской власти и быстродействующим оружием в столкновениях между папской и императорской властью в период Позднего средневековья. Когда в XII в. составлялись авторитетные сборники ранних канонических законов, в них были некритически включены извлечения из псевдоисидорийских декреталий, в том числе и из Дарственной Константина. Фальсификаторы были впервые разоблачены французскими гуманистами XV в., а окончательно - кальвинистским юристом Давидом Блонделем (1628 г.).

В XI-XII вв. в период “папской революции” складывается “новое право”. Именно в это время  заканчивается процесс складывания  канонического права в качестве самостоятельной правовой системы  западноевропейского общества. Более  четким становится его юридическое  содержание. Утверждается само понятие “каноническое право”. Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах. В XII в. под влиянием возрожденной традиции римского права итальянский монах Грациан предпринял новаторскую кодификацию канонического права. Его декрет “Гармония несогласующихся канонов” - первая из авторитетных компиляций - появился примерно в 1140 г. в Болонье под влиянием изучения римского гражданского права. Свод разделялся на 3 части. В первой устанавливались исторические права церкви и его субъекты, во второй - “36 причин начала церковного суда”(то есть права епископов и правила юрисдикции), в третьей - нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. в целом в нем было сведено воедино около 3 800 канонических текстов. Декрет Грациана получил официальное признание папского престола.

На основе Грацианова Свода возникла собственная  церковная школа систематизаторов права - канонистов. В конце XII в. Бернард  из Павии дополнил Декрет ещё одним  сборником декреталиев. Он был составлен  уже по собственной, выработанной на основе только канонического права  схеме: судьи – судопроизводство – церковнослужители – браки - преступление. В дальнейшем эта схема систематизации, выделившая самые особенности содержания канонического права, стала как бы официальной.

В XII-XIII вв. папское творчество получило особенно широкий размах, в связи с чем  возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. В 1234 г. по такой же схеме были систематизированы  декреталии папы Григория IX, с именем и деятельностью которого была связана  “папская революция” в отношениях церкви и государств в западной Европе. Следующим Дополнением к своду  источников канонического права  стали систематизации декреталиев  папы Бонифация VIII (начало XIV в.) и Клементия V (после 1317 г.) под названием Клементины. Около 1500 года было сделано ещё одно дополнение к Декрету Грациана: собрание декреталиев начиная с папы Иоанна XXII - Extravangantae. Все дополнения вместе с Декретом Грациана с 1583 года получили официальное название как единый Свод церковного канонического права (по аналогии с Кодификацией Юстиниана). В 1582 году вышло его официально напечатанное издание, на котором основываются все  последующие. С 1918 года сборники канонических законов выходят под названием  “Кодекс канонического права”.

Информация о работе Католическая церковь и ее влияние на развитие государства и права в эпоху Средневековья