Католическая и православная реформация:перестройка хозяйственной этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:02, реферат

Описание работы

Реформация - 1) преобразование, улучшение,-2) Историческое, церковное и общественное движение в Западной Европе в XVI в., направленное против злоупотреблений католической иерархии с папой во главе, стремившееся к очищению церковного строя и христиа

Содержание

Введение. 3
Реформация в Германии 5
Реформация в Швейцарии 7
Реформация в Англии. 9
Реформация во Франции. 10
Вестфальский мир. Окончание Реформации. 11
Основные причины Реформации в странах Западной Европы. 11
Контрреформация в Западной Европе. 11
Православная реформация. 12
Перестройка хозяйственной этики. 13
Подходы к изучению последствий Реформации. 14
Заключение. 16
Список литературы……………………………………………………... ……17

Работа содержит 1 файл

История экономикиреферат.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

  Содержание

  Введение. 3

  Реформация в Германии 5

  Реформация в Швейцарии 7

  Реформация в Англии. 9

  Реформация во Франции. 10

  Вестфальский мир. Окончание Реформации. 11

  Основные причины Реформации в странах Западной Европы. 11

  Контрреформация в Западной Европе. 11

  Православная реформация. 12

  Перестройка хозяйственной этики. 13

  Подходы к изучению последствий Реформации. 14

  Заключение. 16

  Список литературы……………………………………………………... ……17 
 
 
 
 
 

  Введение.

   Для начала определимся с понятием, вынесенным в тему этого реферата.

   Реформация - 1) преобразование, улучшение,-2) Историческое, церковное и общественное движение в Западной Европе в XVI в., направленное против злоупотреблений католической иерархии с папой во главе, стремившееся к очищению церковного строя и христиан1.

   Из определения видно, что основным вопросом реформации был религиозный аспект. Началом этого процесса в католицизме принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Германии Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям Виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

   Нужно отметить, что задолго до октября 1517 г. уже было несколько попыток повлиять на господство католической церкви. Экономическое давление, помноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли. Джон Виклиф первым перевел Библию на английский язык, тем самым позволив англичанам читать Священную книгу на родном языке. И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме, его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии, обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф.

   Для того чтобы понять на основании чего, собственного говоря возник клубок противоречий,приведшей к Реформации, необходимо вспомнить историю. В Средневековье церковь играла значительную роль в жизни общества. В рассматриваемый нами период истории, на Территории Западной Европы господствовал феодальный строй. Церковь была одним из крупнейших феодалов. В некоторых государствах доля земельной собственности церкви от общей составляла 1/3. Католическая церковь в полном объеме пользовалась привилегиями господствующего класса землевладельцев, точно также используя труд крестьян. Но церковь не только эксплуатировала крестьян, но и скажем так владела рычагами влияния на сознание, насаждая и проповедую господства феодального уклада жизни. Монархи в свою очередь также поддерживали церковь, чтобы получить обратно идеологическую поддержку своего правления.

   Но  мир не стоял на месте. В воздухе  уже летали идею гуманизм, наступала  эпоха Возрождения. Происходило  и экономическое развитие. Но уже  в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии. Буржуазия не собиралась отказываться от исповедования христианства. Но для нового времени нужна была и видоизмененная религия. Общество уже не требовалось тратить огромные деньги на соблюдение очень дорогостоящих служб католической церкви и содержания такого штата священников. Средства требовалось вкладывать в дело.

Но вернемся к процессу Реформации. В разных странах Реформация имела свои отличительные особенности.

  Реформация  в Германии.

Особенно  остро протеворечия того уклада жизни, проявились в Германии, где как принято считать и начался процесс Реформации. В политически раздробленной Германии представители высшего католического клира чувствовали себя полными хозяевами. Светские князья желали ограничить всевластие князей церкви, но не имели для этого ни реальной силы, ни необходимой твердости. Идеологом Реформации в Германии стал Мартин Лютер (1483–1546), бросивший вызов католической религиозной концепции в «Тезисах против индульгенций» (1517). Лютер критиковал злоупотребления и испорченность нравов католического духовенства, отстаивал идею о том, что роль церкви должна сводиться только к поучениям и наставлению христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между Богом и людьми, требовал предоставления мирянам права устройства церковных дел. На первом этапе Реформации оппозиция в Германии объединилась вокруг Лютера, превратившись в мощную революционную силу. Лютер стал выразителем общенациональных интересов. Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524–1525 гг.  В ходе нее усилилась княжеская власть. Ее орудием была лютеровская реформация, продолжившая путь к секуляризации церковных земель. Когда в 1529 г. император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель, сторонники Лютера заявили протест, за что их назвали «протестантами».

   В 1555 г. протестантские и католические князья Германии заключили между собой и с императором религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет объявлялся незыблемым и распространялся на религиозную область. Религиозная принадлежность подданных теперь определялась верховным правителем, на землях которого они проживали. В результате договора в Германии образовались католические и протестантские княжества, отличавшиеся не только религиозной, но и политической ориентацией. Таким образом, Реформация в Германии способствовала усилению и закреплению политической раздробленности страны, что обусловило застой и упадок хозяйственной жизни.

   С середины XVI в. Германия потеряла свое место на внешних рынках. Более  того, купцы других стран стали  вытеснять немцев с местных рынков. Переживала упадок горная и металлургическая промышленность, разорялись торговые фирмы, сократились капиталовложения в промышленное производство. Ухудшившееся положение городов, горнодобывающих  и металлургических районов вело к сокращению внутреннего рынка, уменьшению доли на нем сельского  хозяйства. Особенно ощутимый удар был  нанесен сельскому хозяйству  запада и юго-запада Германии, ориентированных  на выращивание огородных, винодельческих и технических культур для  нужд бурно развивавшихся городов. Со второй половины XVI в. перспективными оказались в основном те отрасли, продукция которых вывозилась за границу – в страны растущего  капитализма. Набирала силу тенденция  к усилению закрепощения крестьян, прежде всего восточных земель, где  существовали благоприятные условия  для развития экспортного зернового  производства. В западных землях сохранилась  система мелких крестьянских хозяйств, плативших феодалам денежный и натуральный  оброк.

  Реформация  в Швейцарии.

   В начале XVI в. Швейцария представляла собой конфедеративное государство. Реформация в Швейцарии имела несколько направлений, определивших новую духовно-политическую картину Западной Европы — картину протестантского мира. Как и в немецких землях, Реформация в Швейцарии проходила в условиях политической раздробленности и сначала охватила не все кантоны, а только их часть. Центром Реформации стал город Цюрих, один из крупных городских кантонов, претендующий на лидерство в конфедерации.  
Основоположником швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли (1484-1531).В результате Реформ, которые провел Цвингли, отменялись многочисленные церковные праздники, закрывались монастыри, была проведена секуляризация церковно-монастырской собственности. Надзор за соблюдением реформированного вероисповедания осуществлял городской магистрат и специально созданный для этого суд. Таким образом, контроль религиозной жизни в Цюрихе и прилежащих к нему кантонах осуществляли не духовные, а преимущественно светские должностные лица. Социально-экономические и политические взгляды Цвингли характеризовались определенным радикализмом. Он отрицал наемничество, выступал против крепостного права, защищал мелкую собственность крестьян и ремесленников, был сторонником республиканского строя и противником монархии. Магистрат Цюриха состоял почти целиком из представителей бюргерства, в основном ремесленных гильдий. В городе и кантоне было запрещено ростовщичество, наемничество и получение иностранных пенсий. Создателем наиболее последовательного, крайне радикального реформационного движения в Швейцарии был Жан Кальвин (1509-1564). Его учение послужило основой для создания протестантских учений многих стран (Англии, Южной Франции и др.), а также идеологии раннебуржуазных революций в Европе. В Женеве, в 1536 г., Кальвин практически установил теократию, причем в самой жесткой форме. Это вызвало недовольство влиятельной буржуазии, заставившей его покинуть Женеву. Тем не менее в 1541 г. те же круги, которые изгоняли Кальвина из Женевы, вынуждены были попросить его вернуться обратно. Это означало, что кальвинистская Реформация одержала там полную и окончательную победу. До конца своей жизни Кальвин пользовался самой неограниченной властью над городом и близлежащими кантонами, и над всей кальвинистской церковью, которая все шире распространялась и на самые удаленные кантоны Швейцарской конфедерации.

   В тех государствах, где сложилась  сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами  была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели.

  Реформация  в Англии.

   В Англии XVI в. Реформация началась сверху, исходила от короля. Главной целью  королевской Реформации являлось освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли. Английская буржуазия была заинтересована в «дешевой и простой» церкви. Богатые церковно-монастырские земли не давали покоя светским феодалам. Весь этот комплекс причин положил начало английской Реформации. В 1534 г. Генрих VIII издает «Акт о супрематии», которым король объявляется главой Английской церкви. Отношения с Ватиканом были решительно разорваны. «Акт» Генриха VIII не был проявлением борьбы с католицизмом, он знаменовал, в первую очередь, борьбу с папой. В «Акте» специально оговаривалась неприкосновенность всех католических догматов и обрядов. Менялся глава церкви — место папы занял король. Католический епископат оставался опорой складывающейся в это время в Англии новой формы монархии — абсолютизма. Новая английская церковь, отрицая главенство папы, уже перестала быть абсолютно католической, но еще не стала протестантской. Она получила название англиканской, и англиканство, на первых порах, заняло среднее положение между католицизмом и протестантизмом. В 1536-39 гг. в Англии закрываются монастыри и конфисковывается монастырское имущество. Из церквей изымаются драгоценные украшения. Начинается секуляризация церковных земель. Секуляризированные у духовенства земли недолго удержались в королевской казне, вскоре они стали предметом торговли и спекуляции. Часть из них была подарена королевским фаворитам. Тем не менее секуляризация церковных земель имела огромные социальные и экономические последствия. Эти земли приобрели новые собственники — выходцы из среднего и мелкого дворянства и буржуазии, и тем самым оформился новый социальный слой английского общества.  
Новые владельцы секуляризированных земель, чтобы повысить свои доходы, лишали крестьян их наделов, повышали ренту. К концу XVI в. англиканская церковь становится национальной и превращается в опору абсолютизма. По-прежнему церковь возглавляется королем, которому духовенство подчиняется как часть государственного аппарата абсолютной монархии.

  Реформация  во Франции.

   Королевская власть во Франции рано начала противостоять  притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты — французские  епископы избирались духовным капитулом  и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители  французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели  дело не с папой, а с французским  королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать  епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий  компромисс между королем и папой. В начале XVI в. Франция оставалась как бы разделенной на две части — Север и Юг. В экономическом плане Север развивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный класс буржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии, поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символом национального единства. «Единый король, единая католическая вера» — эти слова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г. Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана с королевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Таким образом, социальная база для сохранения католицизма на севере Франции оказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толка особенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии и ремесленников южных и юго-западных областей Франции.

  Вестфальский  мир. Окончание Реформации.

   Вестфальский  мир 1648,окончил европейскую Тридцатилетнюю войну 1618—1648. Объединяет два мирных договора, заключённых 24 октября 1648 —  после длительных (с весны 1645) переговоров  — в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабрюке: Оснабрюкский (между  императором "Священной Римской  империи" и его союзниками, с  одной стороны, и Швецией с  союзниками — с другой) и Мюнстерский (между императором с союзниками, с одной стороны, и Францией с  союзниками — с другой). Постановления Вестфальского мира касались территориальных изменений, религиозных отношений и политического устройства империи.2

  Основные  причины Реформации в странах Западной Европы.

   И хотя протекала реформация во всех европейских странах по разному, как мы видим из вышеизложенного, основные причины для всей Западной Европы были одни и те же. Это преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, экономический кризис после появления огромного количества американского золота и изобретения метода амальгамирования, разорение банков, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической и политической монополизацией.

Информация о работе Католическая и православная реформация:перестройка хозяйственной этики