Краткий очерк истории догматической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:59, статья

Описание работы

Ранняя Церковь – община верующих, наделенных «чрезвычайными» дарами благодати и соответствующей глубиной ведения истин Откровения, не имеющих внутренней потребности в выражении своей веры в определенных богословских понятиях или в какой-либо наукообразной системе. Однако еще при жизни Апостолов в церковной среде возникают ереси иудейского и языческого толка (Откр. 2, 14; 1Ин. 2, 15; 1Тим. 1, 4; Тит. 1, 14; 2Пет. 2), описания жизни и учения Спасителя (Лк. 1, 1-4). Возникновение разномыслий заставило Церковь глубже вдуматься в основы своей веры, чтобы дать надлежащий ответ о своем уповании (1Пет. 3, 15).

Работа содержит 1 файл

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ.docx

— 17.21 Кб (Скачать)

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ  ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

1. Эпоха до Вселенских  Соборов.    Ранняя Церковь – община верующих, наделенных «чрезвычайными» дарами благодати и соответствующей глубиной ведения истин Откровения, не имеющих внутренней потребности в выражении своей веры в определенных богословских понятиях или в какой-либо наукообразной системе. Однако еще при жизни Апостолов в церковной среде возникают ереси иудейского и языческого толка (Откр. 2, 14; 1Ин. 2, 15; 1Тим. 1, 4; Тит. 1, 14; 2Пет. 2), описания жизни и учения Спасителя (Лк. 1, 1-4). Возникновение разномыслий заставило Церковь глубже вдуматься в основы своей веры, чтобы дать надлежащий ответ о своем уповании (1Пет. 3, 15).

Уже в посланиях мужа апостольского св. Игнатия Антиохийского разрабатываются христологическая и экклезиологическая темы. Но развитие богословия как науки начинается приблизительно с середины II в. (во время гонений на Церковь составляются трактаты в опровержение язычества и его враждебной христианству философии). Необходимость вести полемику на языке философов и «научном» языке своего времени впервые использовалась Св. Иустином, а в конце II века в Александрии и Карфагене, и в III в. в Антиохии и Эдессе уже появляются христианские катехизические школы, которые вскоре становятся богословскими центрами, где в качестве вводного курса изучались лучшие образцы языческой философии. Т.о. 1-й период – время становления богословия как науки, когда впервые христиане использовали философскую терминологию и научный метод для защиты своего вероучения.  Представители: свв. Иустин философ, Климент Александрийский,  Ириней Лионский,  Киприан Карфагенский, также – Тертуллиан и Ориген.

2. Эпоха Вселенских  Соборов. Это – время наиболее оживленной догматической деятельности Восточной Церкви. На Вселенских Соборах были сформулированы догматические определения о Единстве Существа и Троичности Лиц в Боге и о Христе Спасителе как Истинном Боге и одновременно Истинном Человеке; с середины VIII до середины IX в. стоял вопрос о почитании святых икон. В ходе догматической борьбы оттачивалась единая богословская терминология, позволившая представителям различных богословских школ говорить на одном языке. В этом заслуга каппадокийских отцов: святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а позднее – Леонтия Византийского и святого Максима Исповедника.  Некоторые святые отцы данной эпохи (Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Феодорит Кирский, Максим Исповедник, Афанасий Великий, Григориий Назианзин, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит) оставили систематические сочинения по богословию, которые имели значение для развития догматики как научной дисциплины.

3. Эпоха после  Вселенских Соборов. Православную мысль в этот период волновали в основном следующие проблемы:

  1. Вопрос о Евхаристии, который был решен на Константинопольских Соборах 1156-1157 гг. (в Евхаристии Богочеловек Иисус Христос является одновременно и Первосвященником, приносящим в жертву Свое человечество Всей Святой Троице, и Жертвой; гл. деятель – свт. Николай Мефонский);
  2. Вопрос о природе благодати, освящающей человека (рассмотрен на Поместных Константинопольских Соборах середины XIVв.; главные представители эпохи – Симеон Новый Богослов и свт. Григорий Палама).

Из полемических сочинений  греческих отцов важны следующие: «Мистагогия» святого Патриарха Фотия, «Триады» святителя Григория Паламы и сочинения святого Марка Ефесского.

Падение Византии (1453г.) пагубным образом сказалось на состоянии греческих богословских школ. «Это был период глубокого отрыва от святоотеческого предания в богословии «…» и понижения уровня богословия при всем внешнем развитии богословской науки и учености». Только в XIX в. начинается постепенное освобождение восточной богословской мысли от западного влияния (проникнувшего в нее в этот период) и возвращение к преданию отцов (труды И. Кармириса, П. Требеласа, А. Феодору, К. Скутериса).

Русская школа  догматистов. Получила свое начало в 1631г. при основании Киевской Духовной Академии архимандритом Петром Могилой (получил образование в католической школе, где процветала схоластика, что и отразилось в последующем характерной чертой на русской богословской мысли). В начале XIXв. начинается постепенный возврат русского богословия от схоластики к отцам. Вдохновителем этого направления был митр. Филарет (Дроздов). Систематические труды это по Догматике: «Православно-догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова), «Православное догматическое богословие» архиеп. Черниговского Филарета (Гумилевского) и «Опыт православно-догматического богословия» еп. Каневского Сильвестра (Малеванского). Выдающимися представителями святоотеческого направления за рубежом в середине XX в. – прот. Г.Флоровский и В.Н. Лосский. Труд последнего «Мистическое богословие Восточной Церкви» получил всеобщее признание в Православной Церкви.


Информация о работе Краткий очерк истории догматической науки