Крещение Руси

Автор: k********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:39, реферат

Описание работы

Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством.
Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - "волхвов" и "кудесников",- то тем более, должна была влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян, ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по славам летописца, в Киев много было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкою. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, "Святослав был холоден к христианской вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли языческие идолы и еще существовали жертвоприношения. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам". Но все же несмотря на это мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Предыстория и социально-политические предпосылки……………4
2. Официальное крещение Руси………………………………………...7
3. Проблема двоеверия после принятия крещения…………………...11
Заключение……………………………………………………………...12
Литература………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

     3. Проблема двоеверия  после принятия  крещения

     Двоеверие, религиозно-мировоззренчиский синкретизм охватил 
все слои общества. “Христианизация медленно шла из городов 
по деревням и весям и, проникала в толщу народных масс, сливалась со старым, привычным образом мыслей и чувств... это была одна синкретическая вера, явившаяся результатом претворения христианства в русской народной среде, иначе - его обрусение”.

     По  работам некоторых историков можно судить, что в Киевской Руси еще не сложилась резкая полярность “верхов” и “низов”, сохранились проявления “общинного демократизма”, “военной демократии”, а христианство являлось феодальной идеологией и именно поэтому не могло прижиться сразу и навсегда. Так же известно, что любая религия, в частности христианство, ни где и никогда не существовало в абстрактном, “образцовом” виде. Оно всегда, попадая в ту или иную среду, приобретало ее черты, становясь в той или иной мере синкретичным. С течением времени конфронтация религий, культов, обрядов и божеств сходила на нет, так как происходила ассимиляция двух верований. Именно в русском православии эта ассимиляция наиболее заметна. Явным примером этому служат всевозможные заговоры, в которых суть является языческой, а оболочка православной. Это можно заметить и в праздниках отмечаемых на Руси даже в современное время. На ряду с чисто христианскими очень много и языческих, а есть и такие которые слились воедино: Покров Божьей матери, Рождество, масленица, Пасха, Троица,  день Ивана Купалы и так далее.

     Постепенно  языческий пантеон был заменен христианскими 
святыми. Верховное божество Род сначала воспринимался как соперник христианского Бога-отца, но  затем они слились. Перун и Ярило растворились в Илье, Борисе, Глебе, Георгии Победоносце, Мокошь слилась с Параскевой Пятницей, Богородицей. Рядом с Христом вставали как равные, в народных представлениях, то Петр, то Никола, то Михаил.

     “В  результате взаимодействия культур христианская концепция единобожия приобретала весьма условный характер. Именно поэтому, несмотря на все более глубокое усвоения христианства, утверждался иной, чем в Византии, религиозно-мировоззренчиский идеал, бытовала иная картина мира, в соответствии с которой развивалась и общественная мысль”.

     На  основе вышеизложенного и по личным наблюдениям можно заключить, что не смотря на то, что официальное крещение 
Русь получила еще в конце 10 века, окончательно христианство в православном его ответвлении не получило всеобщего распространения в нашей стране. Наряду с православием на территории России проживают народы и русские люди, исповедующие ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, католицизм во всех его разновидностях, а так же всевозможные мелкие местные языческие культы.

     Православие не стало объединяющей религией русского народа, да и вряд ли теперь когда-нибудь станет.  

     Заключение 

     Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии  оказало  большое влияние  на разные сферы общественной и духовной жизни страны.  Ускорилось изживание  местных,  племенных различий  в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация  местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации,  хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться и обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием,  отдельные части Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей.

          Крещение Руси было важным  этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях  древнерусская  культура  обрела  принципиально-новые  черты  и особенности.  Подобно тому, как христианизация Руси  явилась  фактором, заметно  ускорившим  складывание  единой древнерусской  народности из восточнославянских племен с их различными культами,  христианство  способствовало  и  консолидации древнерусского сознания - как этнического, так и государственного.  Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность,  не могла не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности.  Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

     1  Филист Г. М. Введение христианства  на  Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Мн.: Беларусь, 1988 г.

     2   Краткий политический словарь/  Абаренков В. П., Аверкин А. Г., Агешин Ю. А. и др.; Сост. и  общ. ред. Л. А. Оникова, Н.  В. Шишлина. – 4-е изд., доп.  – М.: Политиздат, 1987 г. 

     3   Гаджиев К. С. Политическая  наука: Учебное пособие. – 2-е  изд. – М.: Международные отношения, 1995 г.

     4   Политология: Учеб. Пособие./ Н.И.  Азаров, Г.С. Адрияш, Т.В. Бакулина  и др.; Под ред. Б.И. Кретова.  – Мн.: Высш. Шк., 2001г

Информация о работе Крещение Руси