Мировые религии и их роль в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение сущности мировых религий, исследование географии религий, раскрытие роли и состояния религий на современном этапе развития общества.
Характер религиозных процессов, происходящих в мире, обуславливает задачу изучения религии и религиозного состава населения мира как важных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие современного общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам ……...………..... 5
1.1. Буддизм……………………………………………...……………………… 5
1.2. Христианство…………………………………….…..………………………7
1.3. Ислам………………………………………………….…………………….10
ГЛАВА 2. Конфессиональный состав регионов мира. География религий…..12
2.1. Европа………………………………………………………………...……..14
2.2. Америка……………………………………………………………………..15
2.3. Азия………………………………………………………………………….16
2.4. Африка………………………………………………………………………17
2.5. Австралия и Океания………………………………………………………19
2.6. Эволюция числа последователей мировых религий……………………..20
ГЛАВА 3. Роль мировых религий в современном обществе……...……………22
3.1. Влияние религии на государственную политику………………………...22
3.2. Влияние религии на демографические и этнические процессы………...25
3.3. Влияние религии на экономику…………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……………33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…….…………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…….…………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…….…………………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…….…………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯИнтернет.doc

— 2.41 Мб (Скачать)
  • ослабление буддизма, который в силу своей  природы не смог оказать достаточного сопротивления атеизму в Китае, Вьетнаме и Камбодже.
  • ислам является единственной религией, демонстрирующей рост процента своих сторонников (переход от 13% к икс за 80 лет). Это объясняется с одной стороны тем, что он существует в странах с быстрым демографическим ростом и, с другой стороны, тем, что он в значительной степени вытеснил анимизм в странах Африки региона Сахары.
  • уменьшение процента христиан в целом, вследствие советского коммунистического прошлого Восточной Европы, однако позиции католичества практически не изменились.

Эти изменения  в значительной степени объясняются  динамикой демографических процессов, которые в разных странах протекают совершенно по-разному. Например, Франция представляла собою более 2% населения планеты в 20-х годах и менее 1% - сейчас, в то время как для Нигерии изменения произошли в противоположном направлении.

Таким образом, малый демографический прирост  приводит к относительному ослаблению протестантизма, несмотря на его миссионерские успехи в Африке и Латинской Америке. Сохранение позиций католичества, теряющего влияние на Западе, объясняется прочным положением этой церкви в Латинской Америке, а в последнее время и в Африке южнее Сахары [14, с.210].

 

 

1920

1980

2010

Население Земли

1550 млн.

4700 млн.

6800 млн.

Христиане

550 млн., т.е 35%

1300 млн., т.е. 28%

2100 млн, т.е.

Мусульмане

210 млн. т.е. 13%

800 млн., т.е. 17%

1500 млн.

Буддисты

120 млн., т.е. 8%

230 млн., т.е. 4,8%

600 млн.




Таблица 2.3. Эволюция числа последователей мировых религий [14, с.160]

 

 

ГЛАВА 3. Роль мировых религий в современном обществе    

 Историческая эволюция  разных способов производства, обмена, всех сфер экономики тесно связана с историей религии. Во многих странах религия и религиозные догмы оказывают заметное влияние на политическую и экономическую жизнь, быт, обычаи и культуру людей, на демографические и этнические процессы. Безусловно, все эти процессы неразрывно связаны между собой. Но сначала мы рассмотрим, какое отражение нашли мировые религии в политической сфере жизни общества. Далее мы рассмотрим влияние мировых религий на разные сферы жизни, как-то: политическую, экономическую, социальную, демографическую на основе некоторых примеров.

 

3.1. Влияние религии на государственную политику

После прихода к власти сил национального возрождения  духовенство стремится, как правило, укрепить свои позиции в структурах власти страны, активно участвует в политических и социально-экономических процессах, что не всегда имело прогрессивное значение. Ситуации подобного рода наиболее типичны для мусульманских государств. Примером может служить Исламская Республика Иран [22, с.50].

При активном участии мусульманского духовенства в Иране 10 февраля 1979 г. произошла антимонархическая революция. В первые дни после революции мусульманское духовенство во главе с аятоллой Р. Хомейни, тесно связанное с мелкой торговой буржуазией и крупными землевладельцами, приступило к целенаправленному захвату рычагов государственной власти, постепенно отстранив от управления страной все другие политические силы. В 1979 г. Иран официально был провозглашен Исламской Республикой. Конституция страны утвердила руководящую роль мусульманского духовенства в жизни иранского общества. В ней определено, что деятельность правительства и президента контролируется факихом – высшим духовным и политическим авторитетом в стране. Как следствие, внутренняя политика руководства Ирана направлена на исламизацию всех сторон жизни общества: политики, экономики, культуры. Введена система исламского судопроизводства, основывающаяся на требованиях Корана и шариата (свода мусульманских, религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов). С положениями Корана сверяются все решения  правительства в области экономической политики и взаимоотношений с другими государствами [28]. 

Помимо Ирана, провозглашенная  Р. Хомейни идея Исламской Республики нашла многочисленных последователей в других мусульманских странах (Турции, Египте, Пакистане, Афганистане), что привело к значительному усилению религиозного фундаментализма в исламском мире. Таким образом, такие страны в широком смысле являются теократиями [32].

В религийно-политической сфере многие буддийские лидеры, включая многих политически активных монахов, пытались связать буддизм с различными национальными движениями, боровшимися за достижение политической, экономической и культурной независимости. Там, где эти лидеры и национальные силы, с которыми они объединились (как, например, в Таиланде, Бутане, Тибете), буддизм сохранил центральное место в политической жизни, образовав теократическую форму организации общественно-политической жизни. Там, где победили другие силы (например, в Китае), буддизм отошёл на периферию, тем самым выдвинув религию в качестве государственной идеологии и введя, однако ограничивая пропаганду любой религии, кроме буддийской. Вообще говоря, ненасильственный по своей природе и часто даже пассивный буддизм плохо вооружен для ведения идеологической войны. Его учение о кротости и мире, революционное в момент его появления за пять веков до нашей эры, утратило свою оригинальность с пришествием христианства. Очень децентрализованный характер иерархии также делает его более ранимым по сравнению с другими, более жестко структурированными религиями [4, с.332]. 

Говоря о современных  политических процессах, определяющих ситуацию в мире, особое внимание, следует  обратить на характер и специфику  политических конфликтов, часто перерастающих в прямое военное противостояние. Ничто в такой степени не подрывает политической стабильности и основ федерализма как эскалация военного противостояния в субъектах федерации. Далее мы попытаемся рассмотреть некоторый фактологический перечень, не претендующий на исчерпывающий характер, однако дающий возможность не только выявить политическую роль религиозного фактора в современных очагах напряженности, но в значительной мере рассмотреть теократических тенденциях в современном политическом процессе [14, с.460].

Так, в Европе наиболее ярким примером последних лет  стал серьезнейший политический кризис в Югославии, в который, так или  иначе, оказались втянутыми практически все страны Европы. Основным фактором кровавого противостояния здесь стало этническое размежевание сербов и косовских албанцев. Следует подчеркнуть, что религиозная идеология в данном конфликте играет одну из ведущих ролей, так как дает для каждой из враждующих сторон возможность этнической и политической самоидентификации. Северная Ирландия являет собой пример социально-политического конфликта (пока еще весьма далекого от мирного разрешения) между католиками и протестантами.

В Египте в последние  годы наметилась тенденция усиления давления мусульманских интегристов (которое подчас выражается в форме прямого терроризма) на правительство АРЕ в пользу принятия исламского законодательства. В Алжире и Тунисе те государственные деятели, которые выступают против мусульманского интегризма очень сильно рискуют подорвать политическую стабильность в своих странах. В Судане не прекращается война арабизированных властей и мусульман севера против восставших жителей юга — христиан и анимистов. В Эфиопии не прекращается война в Эритрее с вовлечением в нее приверженцев различных религий, активно использующих в политических целях религиозные лозунги [19, с.168].

В Латинской Америке  католическая церковь, имеющая значительное большинство на этом континенте, в  последнее время во все более  явной степени связывает себя с интересами эксплуатируемых социальных меньшинств. Более того, в странах Латинской Америки все сильнее заявляет о себе «теология освобождения» – социально-политическая доктрина, феноменальным образом соединяющая в себе христианское учение и некоторые положения марксизма.

Азия на этом фоне так же не является исключением. Так, на Филиппинах требования независимости или автономии со стороны мусульманского меньшинства залива Моро выливаются в кровопролитные партизанские и противопартизанские столкновения [14, с.598].

В Индии мы видим не прекращающееся религиозное и политическое противостояние представителей многочисленных конфессий. Анализируя эти примеры напряженности и конфликтов, можно отметить, что религия используется всего лишь как повод для выяснения чисто политических вопросов, и часто за этими конфликтами стоит борьба этнического меньшинства, объединенного вокруг той или иной конфессии. Так, война, раздирающая Северную Ирландию, – это всего лишь освободительная война, но ее очень трудно урегулировать, поскольку британские колонизаторы составляют большинство, а ирландцы – коренные жители – меньшинство. Враждебность двух народов кристаллизуется вокруг того, что их наиболее очевидно разделяет, то есть религии, которая становится, таким образом, поводом противостояния для обеих сторон. Эта трагедия позволяет констатировать скорее слабую христианизацию противников, чем религиозную мотивацию их конфликта [19, с.78].

Пример Судана хорошо показывает, как политический конфликт может отягощаться религиозными факторами. Стремление навязать мусульманское право всей стране, в которой весомое меньшинство населения придерживается иных верований, способно взорвать и так уже напряженную из-за этнических причин политическую ситуацию. Сменяющие друг друга правительства оказываются перед альтернативой: или удовлетворить мусульманское большинство и тем самым расколоть страну гражданской войной, или пойти на переговоры с повстанцами, возбудив тем самым ярость мусульманских интегристов. Эта ситуация показывает, до какой степени мощным политическим фактором может оказаться религиозный фанатизм.

Религиозный фактор в  настоящее время должен рассматриваться  как проявление теократических тенденций в политическом процессе (особенно в условиях масштабного социального конфликта), в рамках которого религия служит опасным оружием различных политических сил, в частности, элементом социальных технологий манипулирования массовым сознанием.

3.2. Влияние  религии на демографические и  этнические процессы

Особого внимания заслуживает  влияние религии на демографические  и этнические процессы, поскольку  с ними связано возникновение целого ряда проблем глобального и регионального значения. Влияние религии на воспроизводство населения непосредственно затрагивает проблему регулирования численности населения Земли, а присутствие религиозного фактора в этнообразовательных процессах зачастую приводит к межэтническим конфликтам.

Отношение буддизма к  воспроизводству населения до сих  пор двойственно. Отрицая земные интересы, изображая жизнь как зло и непрерывную цепь страданий, признавая единственным путем к спасению, самоограничение и самоусовершенствование, буддизм ни одной из своих догм не связывает достижение нирваны с земными обязанностями по продолжению рода. Все направления буддизма (кроме тантризма) поощряют безбрачие как наиболее верный путь к совершенству. Однако идея перевоплощения в сущности призывает к деторождению, т.к. дух может проникнуть в свою новую телесную оболочку лишь во время зачатия. Кроме того, буддизм поддерживает старые традиции (в т.ч. ранние браки) и считает употребление противозачаточных средств равнозначным убийству живого существа, что запрещено буддизмом. Провозглашая главенствующую роль мужчины в семье, буддизм также препятствует распространению контроля над рождаемостью, в котором заинтересованы прежде всего женщины [22, с.41].

Христианство с самого начала отошло от библейского завета «плодитесь и размножайтесь». Достижение в христианстве основной цели –  спасения души и царства небесного  – не связано с какими-либо обязанностями  по продолжению рода; более того, именно отказ от всего «плотского» считается лучшим путем служения Богу. С этим связан целибат (безбрачие) духовенства (у католиков), распространение монашества и появление некоторых изуверских сект. Влияние христианства на воспроизводство населения обусловлено его негативным отношением к контролю над рождаемостью. Христианство допускает половые сношения («первородный грех Адама и Евы») лишь в браке и лишь на том основании, что они ведут к деторождению [16, с.79].

Среди направлений христианства католичество отличается наибольшей консервативностью своих установок в области демографического поведения. Оно до сих пор выступает против разводов и контроля над рождаемостью, что было подкреплено специальной энцикликой папы Павла VI – “Человеческая жизнь» (1968). Таким отношением католической церкви к демографическим процессам объясняется более высокий уровень рождаемости среди её приверженцев в различных странах мира по сравнению с представителями других религий. Во многих государствах, где католицизм является главенствующей религией, в законодательном порядке запрещаются аборты (полностью или с разрешением для определенных случаев) [4, с. 789].

Длительное подчинение православных церквей государственной  власти привело к тому, что священники обычно не фиксировали внимания на правилах демографического поведения, предоставляя верующим известную свободу. Исключением является греческая церковь, которая подобно католической выступает против контроля над рождаемостью. В бывшем СССР влияние религии на демографические процессы было подорвано тем, что в результате отделения церкви от государства церковные обряды крещения, венчания, похорон были заменены гражданской регистрацией.

Специфика демографического поведения протестантов состоит  в том, что они не придерживаются безбрачия (у них нет и монашества), допускают разводы. Протестанты (за исключением баптистов и пятидесятников) раньше других стали практиковать контроль над рождаемостью путем применения абортов и контрацепции. В настоящее время некоторыми направлениями протестантизма признаются однополые браки. В странах совместного проживания протестантов и католиков среди первых рождаемость обычно значительно ниже.

Однако лидерами демографического роста неизменно остаются исламские  страны. При этом нужно согласиться  с тем, что каких-то особых исламских моделей регулирования рождаемости и отношения к репродуктивному поведению нет, а потому базовая причина ускоренного роста состоит скорее всего в особом характере исламского микрообщества с его гендерной иерархией, т. е. подчиненным положением женщины в семье и более широком кровно-родственном сообществе. Зависимое положение женщин отличает, без сомнения, и иные, не только исламизированные, традиционные общества. Известно также, что ислам на заре своего существования способствовал закреплению за женщинами определенных прав в плане наследования и возлагал на мужчин моральные обязательства по заботе о женщинах. Вместе с тем в отличие от таких религий, как иудаизм, христианство, индуизм, буддизм, ислам санкционирует полигамию, облегчает для мужчин процедуру развода и закрепляет за отцами преимущественное право на воспитание детей после него [8, с. 189].

Информация о работе Мировые религии и их роль в современном обществе