Национальные религии: даосизм и конфуцианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:33, контрольная работа

Описание работы

Для понимания китайской религии необходимо проследить ее развитие во времени. В течение столетий оседлой земледельческой жизни китайская культура и религия развивались по большей части в изоляции от остального мира. Исторический подход позволит увидеть как региональные, так и временные различия, однако в главном все китайцы придерживались одинакового мировоззрения, все почитали предков, обращались к услугам геомантов, хоронили покойников и справляли одни и те же ежегодные праздники. Именно наличие этих общих традиций поможет найти точки соприкосновения между религиями Китая.

Работа содержит 1 файл

введение и работа..docx

— 36.33 Кб (Скачать)

«Ли» выступает, как внешнее  воплощение человечности и может  быть интерпретирован как церемонии, обряд, правила благопристойности, ритуал. Следование этим церемониям и  ритуализированным, строго регламентирующим все стороны жизни человека формам поведения выражает почтительность и преданность человека установленному порядку.

Там, где господствуют сформулированные Конфуцием принципы организации  общественной жизни в государстве, считает он, каждый человек может  жить хорошо и счастливо, там стыдно быть несчастным.

Таким образом, в 4-5 вв. до н.э. в Китае Конфуцием была создана  философско-этическая система воззрений, в центре которой стояли проблемы человеческого поведения, взаимоотношения  его с другими людьми и обществом.

Смысл же человеческого существования, по учению Конфуция, это утверждение  в мире высшей формы социального  порядка - некоего предначертанного пути, важнейшими проявлениями которого и являются гуманность, справедливость, взаимное равенство деяния и воздания, разумность, мужество, сыновья почтительность, верность и т.д. Конкретное воплощение этих добродетелей в каждом отдельно взятом человеческом существе образует в своей совокупности некое вселенское Дао.

Учение о том, что источником порядка, власти, морали является «воля  Неба», что правитель - это «сын Неба», а гуманность - прирожденное качество тех, кто управляет, что простой  народ чужд добродетелей и лишь посредством  жестких церемоний воспитывается  в духе преданности и смирения, такое учение оказалось очень  эффективным средством духовного  воздействия на массы и укрепления существующего порядка.

Поэтому, начиная со 2 в. до н.э., когда учение Конфуция стало  доминирующим, его личность стала  постепенно обожествляться, ему начинали поклоняться и приносить жертвы. Уже во 2 в. до н.э. ему был воздвигнут первый храм на родине. Этому способствовало внутреннее родство учения Конфуция с древнекитайским культом почитания  Неба, духов предков, героев.

Уже в 3 в. н.э. конфуцианство  было превращено в господствующую религию  в Китае, имеющую определенные особенности. Прежде всего, это отсутствие жречества  как социальной прослойки и церкви как социального института с  централизованной иерархией, организация  храмовой жизни на началах самоуправления, минимальное количество мистики и чудес и сведение религиозной жизни к культу предков и обожествлению государственной власти и самого Учителя.

Именно в обличье религии  конфуцианство привнесло в сознание народов Китая устойчивые нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям. Это, прежде всего «пять постоянств», или пять добродетелей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить так называемые «пять связей»:

1. государя и подданного, господина и слуги. Безусловная  преданность и верность господину  была основой характера «благородного  мужа» и всей системы отношений  между людьми в конфуцианском  понимании;

2. родителей и детей.  В этих отношениях подчеркивались  непререкаемые права родителей,  в первую очередь отца, и священная  обязанность детей следовать  воле родителей;

3. мужа и жены. Здесь  права мужа были безграничны,  а обязанности жены сводились  к беспрекословной покорности, образцовому  поведению и ведению хозяйства;

4. старшего и младшего. Обязательным считалось не только  уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по положению,  чину, званию, мастерству;

5. между друзьями. Отношения  между друзьями должны были  носить характер искренней и  бескорыстной взаимопомощи.

Конфуцианство предъявляло  суровые требования к личности в  морально-этическом плане, настаивая  на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: «Благородный муж  стремится вверх, низкий человек  движется вниз». Конфуцианские правила  лояльности и послушания старшим  предписывали ученикам свято следовать  наставлениям Учителя, а преемникам - ревностно оберегать опыт предшествующих поколений.

Незыблемость существующего  строя и его сакрализация - основной стержень конфуцианской религии, ставшей  прочной основой патриархальной идеологии китайского феодализма. Конфуцианство  не утратило своего значения и поныне, являясь в Китае господствующей религией, всегда стоящей на страже существующего порядка.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Сегодня можно много научиться  у религий Китая, и прежде всего  — верности и сотрудничеству внутри семьи и сильному чувству ответственности  за порядок в обществе. Это внимание к обществу является в Китае основой  особого вида бессмертия — бессмертия дел, проявляющегося на практике в совершении действий. Китайцы убеждены в том, что важнее всего в жизни человека его помощь семье и обществу образованием, упорным трудом и сохранением  нравственной чистоты. Общество продолжает существовать и после смерти человека; он внес свой вклад в его укрепление, а значит, его жизнь имела смысл.

Эта сосредоточенность на общественной жизни связана с  еще одним убеждением китайцев: родиться человеком — редкая удача. Поэтому  пока мы здесь, мы должны использовать жизнь наилучшим образом, постараться  быть достойными своего счастливого  жребия и жить нравственной жизнью, чтобы вновь родиться человеком.

Другой интересной чертой китайского мировоззрения является религиозный эгалитаризм — убежденность в том, что возможность просветления одинакова для всех, что «человек с улицы может стать мудрецом». Конфуцианские философы издавна  учили, что семена доброты есть во всех нас и нам следует лишь поощрять их рост. Они также учат, что подлинная ценность человека — в его высокой нравственности, развитие которой через самоотречение  и упорный труд доступно всем. Представители  даосизма верят в то, что энергия  и ритм космоса присутствуют в  каждом из нас в качестве основы нашей жизни, даже если мы забыли об этом. Все, что мы должны сделать, это  вернуться к Дао (Пути) внутри нас, чтобы обрести новое ощущение мира и гармонии со всем сущим.

Что ждет религии Китая  в будущем? Конечно, никто не может  сказать наверняка, но, вероятно, с  успехами модернизации некоторые формы  китайской религиозности продолжат  существование, а иные потеряют популярность, что будет отчасти определяться тем, какие из них затрагивают  личностную сферу и играют полезную роль. Смерть, семья и смена времен года всегда будут с нами, поэтому  сохранят свое значение культ предков  и погребальные обряды, так же как  и Новый год и другие праздники. Всегда найдутся люди, желающие обрести более сильное и более личное чувство религиозной удовлетворенности через присоединение к коллективу или конгрегации, поэтому народные религиозные секты, вероятно, будут существовать еще долго.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Васильев Л.С. История религий. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – 336с.
  2. Гуревич П.С. Религиоведение. – М.: МПСИ, 2007. – 696 с.
  3. Павловский В.П. Религиоведение. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 320 с.
  4. Чеканов Д.А., Кондрашов В.А. История религий. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 208с.

 


Информация о работе Национальные религии: даосизм и конфуцианство