Научные подтверждения Всемирного Потопа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 20:56, реферат

Описание работы

Цель работы: найти научные подтверждения Всемирного потопа.

Задачи работы: - изучить материал по Всемирному потопу;

- раскрыть основное положение о теме;

- проанализировать данные факты;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Сказания о Всемирном потопе……………………………………………….... 4
1.Библейский потоп…………………………………………………….........4
1.Происхождение библейской истории.………………………….....6
1.Сравнительный анализ литературных источников………..6
2.Отличие библейской истории от древнемесопотамских.....7
3.Анализ и датировка истории Потопа………………………..9
1.Подход приверженцев «Библейской критики»……..9
2.Доводы в пользу традиционной точки зрения……..11
2.Греческая мифология…………………………………………………….13
1.Огигов потоп……………………………………………………….13
2.Девкалионов потоп………………………………………….…..…14
3.Индуистская мифология………………………………………………….14
4.Иранская мифология……………………………………………………...15
2.Результаты научных исследований…………………………………………….15
1.Научные гипотезы…………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………....19

Работа содержит 1 файл

Реферат по религии.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

 

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Сказания о Всемирном потопе……………………………………………….... 4
    1. Библейский потоп…………………………………………………….........4
      1. Происхождение библейской истории.………………………….....6
        1. Сравнительный анализ литературных источников………..6
        2. Отличие библейской истории от древнемесопотамских.....7
        3. Анализ и датировка истории Потопа………………………..9
          1. Подход приверженцев «Библейской критики»……..9
          2. Доводы в пользу традиционной точки зрения……..11
    2. Греческая мифология…………………………………………………….13
      1. Огигов потоп……………………………………………………….13
      2. Девкалионов потоп………………………………………….…..…14
    3. Индуистская мифология………………………………………………….14
    4. Иранская мифология……………………………………………………...15
  2. Результаты научных исследований…………………………………………….15
    1. Научные гипотезы…………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………….18

Список  литературы………………………………………………………………....19

 

    Введение

     Всем  известно о всемирном потопе, вспоминая  его описание в Библии дух захватывает  от масштабности произошедшего. Был  ли он настолько скоротечен? Современная  наука не находит этому подтверждения. Нет, потопы были неоднократно в разных частях света, и у каждого народа есть схожие легенды о спасшемся праведнике, в библии это Ной, у шумеров Зиу-Судру, в индии Ману, в Вавилоне Ут-Напиштима. Все они, по приказу своих богов, построили корабль и взяли на борт живность которой предстояло заново заселить опустевшую землю. Но были ли эти потопы именно тем масштабным и скоротечным, тем более всемирным?

    Всеми́рный  пото́п — страшная катастрофа, широко распространённая в мифологических представлениях народов мира и описанная в ряде религиозных текстов, представлявшая собой широкомасштабное наводнение, приведшее к гибели почти всех людей. Один из богов или единый Бог насылает потоп в наказание за нарушение табу, убийство животных, чрезмерное размножение людей, их греховность или без особой причины [энциклопедия «Мифы народов мира». Т. 2. С. 324 (статья В. Н. Топорова)]. Проблема связи сказаний о потопе с реальными наводнениями, а также изменениями уровня Мирового океана в исторический период остаётся спорной.

     Цель  работы: найти научные подтверждения Всемирного потопа.

     Задачи  работы:   - изучить материал по Всемирному потопу;

                                     - раскрыть основное положение о теме;

                                      -  проанализировать данные факты;

                                       

 

    

    Сказания  о Всемирном потопе

    Согласно  исследованиям Дж. Дж. Фрэзера, обнаружены следы сказания в Вавилонии, Палестине, Сирии, Фригии, Индии, Бирме, Вьетнаме, на многих островах Индонезии, Филиппин, Андаманских островах, Тайване, Камчатке, Новой Гвинее, Австралии, островах Меланезии, Микронезии и Полинезии, среди множества индейских племён от Огненной Земли до Аляски (учтена почти сотня версий). Однако такие сказания практически отсутствуют в Африке (кроме занесённых европейскими миссионерами), Восточной, Центральной и Северной Азии и редки в Европе (встречаются в Древней Греции, Уэльсе, среди литовцев, трансильванских цыган и манси).[ Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989. С.157-158 (итоги)]. 

    Библейский  потоп

    Согласно  Книге Бытия, потоп (в Библии ивр. הַמַּבּוּל‎, ха-мабу́ль, номер Стронга - 3999) явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Бог решил истребить таким  образом всё человечество, оставив  в живых лишь благочестивого Ноя и его семью — Ной был единственным человеком, угодным Богу, среди всех живущих в то время на земле.

    Бог заблаговременно сообщил Ною  о своём решении, и повелел  построить Ковчег — судно, способное  пережить готовящийся потоп. Бог  дал Ною точные указания, как построить ковчег и снарядить его для длительного плавания.

    К началу работ по постройке ковчега Ною было 50 лет и у него уже было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 60 лет. Таким образом на постройку ковчега ушло 10 лет.

    Когда работа была завершена, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй, и взять  с собой по паре от каждого вида животных, живущих на земле. Ной исполнил указание, и, когда двери ковчега  закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей и почти всё живое на земле погибло, остался лишь Ной и его спутники. Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. Спустя 150 дней вода стала убывать, и в семнадцатый день седьмого месяца ковчег пристал к горе Арарат. Однако, лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Ной ждал ещё 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй — принёс в клюве свежий масличный лист, что означало, что показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю.

    Выйдя из ковчега, Ной принёс жертвоприношения, и Бог обещал восстановить порядок вещей и более никогда не уничтожать людской род через потоп. Как знак этого обещания в небесах воссияла радуга — завет Бога с людьми. Бог благословил Ноя, его потомков и всё, что на земле.

    Кроме канонических книг Библии, рассказ о потопе содержится также в поздних апокрифах. Наибольшую известность получила Книга Еноха. Рассказ в основных линиях совпадает с изложнным в Бытие, однако причина потопа указана более подробно. Согласно Книге Еноха, смешение ангелов ("Сынов Божиих") с дочерьми людей привело к появлению исполинов, что вызвало социальное неравенство и угнетение, войны, распространение среди людей магии и колдовства, падение нравов.

    В еврейской Аггаде [Мидраш Берешит Раба 32:7] также рассказывается, что перед тем, как Бог наслал потоп, он семь дней был в трауре по миру, который создал. Согласно одной версии [Талмуд, Звахим 113а], потоп не коснулся земли Израиля. Рассказывается также, что оливковый лист, принесенный голубем Ною, был сорван на Масличной горе. На некоторых средневековых рисунках этот голубь изображается не с листом, а с ветвью в клюве. (Так же изображается и общеизвестный символ мира).

    Филон Александрийский доказывал всеобщность  потопа из морских раковин, которые  находятся на вершинах самых высоких гор (Phys. Sacr. t. 1). Креационисты отстаивают историчность Великого потопа, основываясь на различных исследованиях [протоиерей Стефан Ляшевский, Библия и наука о сотворении мира. Часть четвёртая. Территория, затопленная во время потопа.], хотя большинство современных археологов и геологов не разделяют подобную точку зрения.

    Потоп разделил библейскую историю на допотопные времена и послепотопные времена. 

    Происхождение библейской истории

    Сравнительный анализ литературных источников

    Предания  о Всемирном потопе встречаются у десятков народов мира. Однако библейская история Ноя обнаруживает особое сходство с легендами других ближневосточных народов [Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.1. М.-Иерусалим, 2002. С.165-166]. Наиболее древняя из датированных клинописных вавилонских табличек с рассказом о потопе относится к ок. 1637 г. до н. э. и, таким образом, оказывается значительно старше библейской версии. Были также найдены фрагменты шумерской поэмы, которая, по видимому, повлияла на создание вавилонского произведения[Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С.155-159] (табличка относится к XVIII в. до н. э.). Само шумерское сказание весьма древнее, его окончательную литературную обработку относят ко времени III династии Ура.[ История всемирной литературы. М., 1983. Т.1. С.90]

    Сравнение легенд о потопе

    Мнения  исследователей о происхождении  библейского рассказа можно разделить  на три группы:

  1. библейский рассказ непосредственно восходит к аккадским или вавилонским легендам о потопе или заимствован из них;[ Джеймс Джордж Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. Гл. Великий Потоп.]
  2. рассказ о потопе является универсальным фольклорным мотивом[Джеймс Джордж Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. Гл. Великий Потоп.];
  3. возможно также сочетание предыдущих двух подходов.
 

    Отличие библейской истории  от древнемесопотамских

    Внешнее сходство с повествованием Книги  Бытие очевидно: в обоих текстах  речь идёт об уничтожении всего человечества в водах Потопа, о спасении одного человека с семьёй, о том, что он берёт с собой в корабль животных, посылает птиц на разведку, а, выйдя из корабля, приносит жертвы.

    Однако  гораздо большее значение имеют  те отличия, которые при беглом знакомстве ускользают от внимания. По мнению Сончино, вавилонский эпос не основывается на каких-либо морально-этических нормах. Всё происходящее описывается в нём, как результат прихоти или игры божеств. Впрочем, С. Н. Крамер отмечает, что уже в шумерском сказании Зиусудра «предстаёт как набожный и богобоязненный царь, во всех своих делах руководствующийся указаниями, полученными от богов в сновидениях и предсказаниях»[ Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С.157].

    С традиционной точки зрения, Библия раскрывает пути управления мира Творцом, подчёркивая, что ничто в мире не происходит случайно. Господь посылает на землю Потоп только потому, что сам человек извращает пути свои на земле, «наполняя» её грабежом, насилием и развратом. Тут же, хотя и в скрытой форме, содержится мысль о том, что ответственность за состояние общества разделяют все, кто вольно или невольно принял его нормы и не выразил протеста. Ной спасается не по причине каприза божества и не потому, что он «обладает величайшей мудростью» (что не исключает возможности творить зло и приносить горе другим), а потому, что он человек праведный, то есть стремящийся к добру. Бог спасает Ноя не для того, чтобы тот мог бы вечно блаженствовать, а для того, чтобы он и его потомки стали фундаментом обновлённого человечества.[ Описание Потопа в Торе и параллели в древневавилонской литературе. Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.] Согласно Й. Вейнбергу, в Пятикнижии «Потоп изображен как испытание, которым и в процессе которого завершается превращение допотопного предчеловечества в послепотопное истинное человечество».[ Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.1. Иерусалим-М., 2002. С.380]

    Морально-этическую  силу, заложенную в библейском рассказе о Потопе, признают и исследователи  из школы «Библейской критики»:

    «Рассказ  о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную  оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней»[ Описание Потопа в Торе и параллели в древневавилонской литературе. Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.]

    — А. Джеремиас

    «Вавилонский  текст о Потопе словно специально был составлен для того, чтобы превосходство идеи Израиля о Едином Боге стало ещё более ясным и отчетливым. Со своей же стороны, Библия перечёркивает все те описания Потопа, которые были известны древнему миру до неё: их отталкивающие образы теряют какое-либо значение»[ Описание Потопа в Торе и параллели в древневавилонской литературе. Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.]

    — Германн Гункель (Hermann Gunkel) 

    Анализ  и датировка истории  Потопа

    Согласно  хронологии Септуагинты, Всемирный  потоп произошёл в 27 день второго  месяца 2262 года от Сотворения мира. До Исхода из Египта еврейский год начинался осенью (гражданский год, от «новолуния мироздания») и значит вторым месяцем года был месяц хешван. Согласно Византийской эре, 2262 год от Сотворения мира соответствует временному интервалу от 1 сентября 3248 г. до Р.Х. до 31 августа 3247 г. до Р.Х. включительно (по юлианскому календарю). В этом интервале 27 хешвана соответствовало 1 декабря 3248 года до н.э. по юлианскому календарю.

    Между допотопными хронологиями церковно-славянского и греческого текстов Септуагинты есть одно разночтение - возраст, в котором Мафусал родил Ламеха: 167 или 187 лет. Из-за этого дата Потопа смещается на 20 лет. Вероятно, это различие связано с разными списками Септуагинты, с которых делался перевод. Например, согласно Ватиканскому кодексу (ок. 350 г.) Септуагинты Всемирный потоп был в 2242 г. от с.м (как в современном греческом тексте Септуагинты), а согласно Александрийскому кодексу Септуагинты (ок. 420 г.) Всемирный потоп был в 2262 г. от с.м. (как в церковно-славянском переводе). В Синайском кодексе эти главы Книги Бытия не сохранились. Поэтому если ориентироваться на современный греческий текст, то дата начала Всемирного потопа - 12 ноября 3268 года до н.э. по юлианскому календарю.

Информация о работе Научные подтверждения Всемирного Потопа