Общее понятие и характеристика иудаизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:49, доклад

Описание работы

Термин «иудаизм» происходит от греческого йуда́исмос, появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже 1 в. до н. э. (II Макк. 2:21; 4:38) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. В некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — русское «еврейство», немецкое Judentum. На иврите эквивалентом последнего является יַהֲדוּת (яхадут).

Работа содержит 1 файл

обряды иудаизма.docx

— 37.86 Кб (Скачать)

 

Тиша бе-ав

Тиша  бе-ав  пост 9-го Ава. (июль-август). Это  день скорби и траура, самый трагический  день в еврейской истории. В этот день в 586 г. до н. э. был разрушен Первый Храм; в 70 г. н. э. - Второй Храм. В этот день в 136 г. римские легионы захватили  крепость Бейтар, последний оплот  повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных  вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние  века, и в новейшее время с этим днем связаны драматические события  в жизни еврейского народа.

Постом  и трауром отмечают его верующие евреи. В синагогах печально, нараспев читают "Плач Ирмеягу" ("Мемлат Эйха"), специальные траурные молитвы.

В Иерусалиме в этот день тысячи людей приходят к Стене Плача (Западная стена  Храмового комплекса).

Как и  в других религиях, праздники и  памятные даты в иудаизме играют очень  большую роль в утверждении основных его принципов, в укреплении веры, в сохранении и постоянном оживлении  религиозной атмосферы в обществе, в поддержании исторической памяти народа, его традиций, его культуры. Праздники - важнейший фактор воспитания и сплочения людей. В силу очень  специфической истории евреев значение религиозных праздников для них  особенно велико не только в конфессиональной, но и в этнической, и даже шире - во всей социально-культурной жизни.

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где  возник иудаизм, и историки, и богословы  отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают  историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской  религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов  и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения  иудаизма.

По мнению историков, этого единственного  Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя  Бога, то сегодняшнее поколение людей  по определённой исторической причине  Его имени не знает.

В международном  справочнике “Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало  не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов  всех иудеев проживает в двух странах  мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция  и Россия - по 4,5 процента, пятое и  шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах  мира проживает 83 процента иудеев.

 

 Ритуал отмечания  субботы

 

С древности  существует тщательно разработанный  ритуал отмечания субботы, ставший  важной частью жизненного уклада, материального  и духовного быта евреев. Он проявляется  в уборке квартиры, в одежде и  еде, в характере трапезы, в особом общении людей между собой - в  семье, в синагоге, на улице. Традиционное субботнее приветствие: "шаббат шалом".

Начинается  суббота в пятницу вечером. Вечернее богослужение в пятницу называется "кабалат шаббат" -"встреча  субботы". Вернувшись домой из синагоги (или помолившись дома), семья  собирается за субботним столом. Зажигаются субботние свечи; поют традиционный гимн "Шалом алейхем" (Мир всем, ивр.); глава семьи благословляет  детей, затем произносит благословение  над вином - "Кидуш" - "освящение  субботы"; если вина нет - над субботними халами. Далее следует трапеза (по особому ритуалу).

Утренняя  субботняя молитва - самая торжественная  и длинная из всех богослужений недели.

Одно  из главных занятий в субботу - изучение Торы, других религиозных  книг, сочинений по еврейской истории  и философии.

Заканчивается суббота с появлением вечером  первых звезд. Ритуально завершает  субботу обряд "Гавдала", что  значит "отделение", "разделение", который проводят после вечерней молитвы в синагоге или дома: над  вином и над ароматными травами  при свете многофитильной свечи, произносят особое благословение.

Термин  "моадим" - "праздники" относится к трем праздникам: Песах, Шавуот, Суккот. С ними в древности связан был обычай приходить за пожертвованиями в Иерусалимский Храм. Два других главных праздника - Рош-Гашана и Йом-Киппур - не называются "моадим". Объяснение этому дается такое: "моадим" связаны с центральными событиями еврейской истории (Исход из Египта, получение Торы), в то время как эти два праздника не связаны ни с какими знаменательными моментами, событиями, датами. Они - главные праздники, ибо предписаны Библией, характер их торжественный (но не веселый).

Ритуал  всех праздников, при определенной специфике каждого, в принципе, не отличается от субботнего. Общей чертой является запрет работать.


Информация о работе Общее понятие и характеристика иудаизма