Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:44, реферат

Описание работы

Христианство возникло в I в. на территории восточной части Римской империи в Палестине. Согласно ортодоксальной традиции на рубеже нашей эры в Иудее родился от Девы Марии давно уже предсказанный библейскими пророками Мессия-Спаситель, Сын Божий Иисус, который, совершая многочисленные чудеса, доказал, что он ниспослан с неба на землю во имя спасения рода человеческого, погрязшего в пороках и беззаконии. За выступления против официального иудаизма Иисус был распят на кресте в Иерусалиме. Своей мученической смертью он искупил грехи человечества. Ранние христиане были убеждены, что в ближайшем будущем состоится второе пришествие Иисуса Христа, которое установит царство Божье на земле.

Работа содержит 1 файл

христианство.docx

— 99.33 Кб (Скачать)

Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972978 или 980Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.

Согласно  «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место  «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности,ислам из Волжской Булгариииудаизм от хазар и христианство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.)[20] Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься отКонстантинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIIIПорфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергомдуховенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописиПовесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

Многие  историки относят крещение самого Владимира  к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал наКорсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:

В году 6496 [988] был крещен Владимир, который  крестил Росию[21].

Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет»[21]. В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше[22].

Первый  русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: «<…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумѣти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии земли Гречьскѣ, христолюбиви же и сильнѣ вѣрою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дѣются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовѣрьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови прѣстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгорѣ духомъ, яко быти ему христиану и земли его»[23].

В XX веке была выдвинута и поддержана некоторыми церковными историками (М. Д. Приселковым[24] и А. Карташёвым) гипотеза о том, что при Владимире Киевская Церковь находилась в канонической зависимости от Охридской иерархии Болгарской Церкви, которая в то время якобы обладала автокефалией (что не соответствует общепринятым фактам), большинство исследователей не склонны её разделять.

В русских  летописных источниках фигурирует несколько  разных имён первого Киевского митрополита[25]. В Русской Церкви в XVI векеутвердилась традиция считать им греческого (или сирийского) митрополита Михаила (Сириянина), который в месяцеслове именуется «первым митрополитом Киевским»[26]. Митрополиту Михаилу приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам — основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского.

Крещение  других русских земель

Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селениеБелогородка под Киевом), Переяславская епархия.

На части  территорий христианство насаждалось  силой; при этом уничтожались культовые  сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям[27] [28] [29].

Согласно  некоторым летописным свидетельствам[30], Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты[31].

В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий — св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073 (согласно прологу, в 993)[32]. Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией († 15 мая1090)[33], восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии»[34][35] Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идолаВелеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.

Согласно  исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики»[36].

Политические  последствия

Крещение  Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности[38][39].

Так, Киевскому  великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника[40]. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (13061328) — 77-е.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»[41]

Культурные  последствия

Принятие  христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых  её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение  кириллической письменности и книжной  традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской  письменной культуры.

Принятие  христианства как государственной  религии влекло с неизбежностью  ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись  долгое время вследствие того, что  некоторыми исследователями квалифицируется  как религиозный синкретизм или двоеверие[42]). Разрушались культовые сооружения — идолыкапища[43].

Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая  духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала  инициатором волнений, восстаний  или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер[44]. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»[44]; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»)

Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня  весеннего равноденствия, как раньше.

Информация о работе Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства