Основные функции религии в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Влияние религии на современную общественную жизнь не всегда было однозначным. Характер этого влияния может существенно меняться, приобретать специфические особенности. Социальные функции религиозных организаций не тождественны функциям религии, потому что религиозные организации включаются в общую систему экономических, политических и иных общественных отношений и выполняют множество функций не относящихся к функциям религии. Положение религии в современном обществе находятся под воздействием двух главных сил современности – научно-технический прогресс и политика. Эволюция этих элементов общества ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушению традиционных установлений, которые открывают для нее и новые возможности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....................
1 Общая характеристика религии ………………………………………………………..
2 Исследования Э. Дюркгейма и М. Вебера ..………………………………………..
2.1 Исследование религии Э.Дюркгейма ……………………………………….......
2.2 Исследование религии М.Вебера …………………………………………………
3 Основные функции религии………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованных источников ……………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

4.                  Важно принять во внимание соотношение общегуманистического и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общегуманистического. Представляется, что это мнение не учитывает многих фактов. В религиях переплетаются цивилизационные, формационные, классовые, этнические, глобальные и локальные компоненты. В конкретных ситуациях на передний план могут выступать те и другие, а религиозные лидеры могут не одинаково выражать указанные тенденции. История показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. [23]

 

 

Заключение

 

 

Влияние религии на современную общественную жизнь не всегда было однозначным. Характер этого влияния может существенно меняться, приобретать специфические особенности. Социальные функции религиозных организаций не тождественны функциям религии, потому что религиозные организации включаются в общую систему экономических, политических и иных общественных отношений и выполняют множество функций не относящихся к функциям религии. Положение религии в современном обществе находятся под воздействием двух главных сил современности – научно-технический прогресс и политика. Эволюция этих элементов общества ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушению традиционных установлений, которые открывают для нее и новые возможности.

Современная социология в значительной степени опирается на классическое наследие Э. Дюркгейма, который значительное внимание уделял вопросам развития методологии социологического знания, полагая вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться на методы познания естественных наук. Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. По мнению Э. Дюркгейма, предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи».

Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Анализируя эволюцию общества, он выделял два основных типа социальных связей: 1. «механистическую солидарность» и 2. «органическую солидарность». Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекул в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминировать его сознание и поведение.

В современном обществе социальная солидарность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов, индивид существует в значительной степени независимо от такого общества, что обеспечивает индивиду свободу и автономию от него.

Переход от одного состояния общества к другому сопровождается существованием определенного переходного периода - аномии. Для этого периода характерно ослабление моральной регуляции поведения, неэффективность деятельности основных социальных институтов. Противоречия, свойственные капитализму XIX века, будут преодолены на более зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда и социальная аномия, полагал Э. Дюркгейм.

Он разработал социологию самоубийств. Решающую причину самоубийств Э. Дюркгейм видел в характере социальной среды, т.е. степени и интенсивности коллективных связей и механизмов социальной интеграции. Чем выше уровень интеграции в обществе, тем ниже уровень самоубийств: у католиков он ниже, чем у протестантов, в городах выше, чем в сельской местности.

Дюркгейм определяет религию как систему верований и практик, направленных к "священным вещам". Это определение имеет социологический смысл, потому что формулирует проблему, которая должна быть решена: что люди и на каком основании признают священным, и как они ведут себя по отношению к нему.

В своем анализе роли религии в жизни общества, Вебер руководствуется ориентацией на изучение социологического аспекта религии - религиозного поведения людей как социального, то есть осмысленного, целенаправленного поведения.

М. Вебер утверждал, что в процессе развития мировой цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы "Протестантская этика и дух капитализма". В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда.

Осуществляя сравнительно-исторический анализ мировых религий, Вебер выделил три самых общих типа - три способа отношения к миру. Каждому из этих типов свойственна своя социальная установка, определяющая направление жизнедеятельности:

1. религии приспособления к миру (конфуцианство, даосизм)

2. религии бегства от мира (индуизм, буддизм)

3. религии овладения миром (иудаизм, христианство).

Каждому из данных типов отношения к миру, каждой религии присущ свой тип рациональности. Степень рационализации обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, в разной степени присутствующего в каждой религии. Эта пара - "рациональное и магическое" - является в "Хозяйственной этике мировых религий" (1920) одним из основных инструментов анализа.

Обращая внимание на сложность научного определения религии, Вебер рассматривал ее как эмпирическую конфессиональную организацию, основанной на субъективной осмысленности жизни религиозным индивидом. В своем трехтомном труде "Сочинения по социологии религии" (1920-1921) Вебер писал: "Определение того, что "есть" религия, не может быть дано в начале исследования… - оно может только его завершать… Нас здесь вообще интересует не "сущность" религии, а условия и воздействия совместной деятельности определенного типа, понимание которой возможно только исходя из субъективных переживаний, представлений, целей отдельного человека".

Подводя итог, всему выше сказанному хочется сказать, что вера была и остается одним из основных средств социокультурной интеграции, удовлетворяя одну из основных потребностей человеческой природы - иметь идеал и объект для поклонения, не снимает вопроса о специфическом месте религии среди других сфер культуры. Являясь важнейшим связывающим элементом любого общества, религиозное мировосприятие и вера в какие-то высшие ценности вообще проявляют себя далеко неоднозначно в таких основных областях духовной жизни человека, как наука, искусство и нравственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.                  Александр Мень. «ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ». М., 2002.

 

2.                  Буткевич Т.Н.. Религия, её сущность и происхождение. Харьков, 2002

 

3.                  Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990.

 

4.                  Гаврилов Ю.А., Кофалова Е.Н., Мчедлов М.П., Шевченко А.Г., Конфессиональные особенности религиозной веры и представлении о ее социальных функциях. // Социологические исследования. - 2005.- №3.- 94 с.

 

5.                  Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1994.

 

6.                  Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 2006.

 

7.                  Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1994. С. 111-145, 438-441, 469-471.

 

8.                  Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — 436 с

 

9.                  Иллюстрированная история религий в 2-х тт./ Ред. Проф. Д.Л. Шантепи де ля Соссей. Изд. 2-е. М.: изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 2002.

 

10.             Косуха ЕЕ. И, Наука о происхождении религии. – М., 2006.

 

11.             Кравченко А.И. Социология. – М.: Логос, 2005. – 478 с.

 

12.             Крывелев И.А. История религий. Т. 1, 2. М., 2008.

 

13.             Кулаков А.Е. Религии мира. М., 2006.

 

14.             “Литературная газета”, 1970, № 18.

 

15.             Малерб М. Религии человечества. Москва - СПб., 2007.

 

16.             Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

 

17.             Михаил Тарусин. Исследование "Религия и общество" Институт общественного проектирования, отдел социологии, Москва, 2005 г.

 

18.             Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе//Соц.исслед., №12, 2009 с 77-84

 

19.             Мчедлов М.П. Религия и современность. / М.П. Мчедлов - М.: Изд-во Политической литературы, 2001. - 387 с.

 

20.             Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современность. М., 2009.

 

21.             Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. - М., Наука, 1993.

 

22.             Струве Н.А. Православие и культура - М.: Христианское изд-во, 1992.- 337с.

 

23.             Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей. // Социологические исследования. - 2005.- №6. - 133 с.

 

24.             Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2004. - 527 с.

 

25.             Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

 

26.             Филатов С.Б., Лункин Р.Н., Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначначная реальность.// Социологические исследования. - 2005.-№6. - 118-121 с.

 

27.             Фрэзер Д. Д, Золотая ветвь. – М., 1986.

 

28.             Ходжаева Е.А., Шумилева Е.А., Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в РТ. // Социологические исследования. - 2003. - №3 - 106-108 с.

 

29.             Эшлен М. Происхождение религии. М., 1954.

 

30.             http://ru.wikipedia.org

 

5

 



Информация о работе Основные функции религии в обществе