Первобытные религиозные верования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

На протяжении многих тысячелетий религиозный феномен в силу своей универсальности и поразительного разнообразия, питал человеческую мысль и побуждал человека ставить основополагающие вопросы о происхождении мира и человека, о смысле человеческой жизни, о свободе воли и т.п.
Слово “религия” встречается очень часто в обыденной речи и в научных текстах, в публицистике и в художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана.

Работа содержит 1 файл

Религия.docx

— 24.98 Кб (Скачать)

На протяжении многих тысячелетий религиозный  феномен в силу своей универсальности  и поразительного разнообразия, питал  человеческую мысль и побуждал человека ставить основополагающие вопросы  о происхождении мира и человека, о смысле человеческой жизни, о свободе  воли и т.п.

Слово “религия”  встречается очень часто в  обыденной речи и в научных  текстах, в публицистике и в художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют  в виду одно и то же и знают, что  это такое. На самом деле большей  частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. 

Религия - это  форма сознания, предполагающая веру в существование Сверхъестественных сил и возможность контакта с  ними. Религия подразумевает соединение с Высшим началом, находящимся за пределами этого мира, абсолютная связь с которым была некогда  утрачена, но ее можно восстановить через открытость и доверие, через  готовность принять в качестве руководящих  начал своей жизни, то что исходит  от Высшего начала либо в форме  откровения, либо в форме медитативного  общения. Исходящее от высшего начала наставляет человека на его жизненном  пути, является заповедями. которым  необходимо следовать.

Главным отличием религиозного мировоззрения людей  раннепервобытной общины от современных  религиозных взглядов было то, что  они ещё сознавали себя частью окружающей их естественной среды. Промысловая  территория, животные, живущие на ней, растительные и минеральные богатства, действующие здесь стихийные  силы и проживающая на этой же территории группа людей - всё это воспринималось древними людьми как единое целое, в  котором они сами были тождественны с природой. И как природе приписывались  практически все человеческие качества и свойства, вплоть до дуальной организации  и родового устройства, так и людям - свойства природы, включая даже возможность  воспроизвести её стихийные явления. Естественно это не могло не сказаться  на всех видах религиозных представлений : тотемизме, анимизме, фетишизме, магии. 

Тотемизм. 

Понятие «тотемизм» (от слова «тотем» индейского племени  оджибве Северной Америки, означающего  «его род») как религиозной формы  одним из первых получило распространение  в науке и литературе. Под этим термином принято понимать деление  племени на группы, связанные родством по женской или мужской линии, притом, что каждая из них верит  в свое таинственное родство с  тем или иным классом материальных предметов - «тотемом» группы, чаще всего видом животных или растений; связь с тотемом обычно проявляется  в запрете убивать его  и  употреблять в пищу, в вере в  происхождение группы от своего тотема, в магических обрядах воздействия  на него. Тотемизм, таким образом, - это  вера в сверхъестественное родство  между человеческой группой и  легендарным предком-прародителем, имеющим вид животного, растения, или, реже, какого-либо природного явления, неодушевленного предмета. 

Тотемическое  животное - это священное животное клана, кровь которого символизирует  единство клана, единение его со своим  божеством; ритуальное умерщвление  и поедание тотемического животного - это прототип всякого жертвоприношения - есть не что иное, как заключение «кровного союза» клана с его  богом. 

В тотемизме  человек переносит на природу  черты своего общественного устройства: природа здесь делится на группы, общества по типу человеческих обществ. Первобытный человек, мыслящий себя как частицу природы, должен был  чувствовать особую родственную  связь между своим кланом и  тем видом животного, который  отличает его от других. Так закреплялось разделение на «своих» и «чужих». Тотем почитается членами той  группы которая носит его имя  не потому, что стоит над ними как божество, а потому, что он одно с ними, буквально «кость от их кости  и плоть от их плоти». 

С тотемизмом тесно связана идея о перевоплощении. Тотемические предки считаются вечно  воплощающимися в своих живых  «потомках», т.е. в членах тотемической группы. В этом проявляется идея религиозного обоснования традиций, обычаев и обрядов общины. Человек  должен свято и неукоснительно их соблюдать, потому что он сам - живое  воплощение одного из «предков», учредивших эти обычаи и обряды. Вера в воплощение тотемических предков еще более  крепко связывает общину с ее легендарным  прошлым, сковывает ее жизнь традициями, освящает установившуюся практику религиозных  обрядов, обычаев и запретов. 

Следы и  пережитки тотемизма сохраняются  в последующих, более сложных  религиозных формах. Они проявляются  в зооморфном облике некоторых богови культурных героев. Отголоски тотемических верований можно встретить в  легендах о происхождении выдающихся людей, рожденных от горного духа - император Шен-нун, красного дракона - император Яо, падающей звезды - Лао-цзы  и т.д. 
 

Фетишизм. 

Другой древнейшей формой первобытных верований является фетишизм (от португ. abretas - амулет)  - вера в сверхъестественную силу обожествленного  предмета. Обнаруженный, впервые, португальскими моряками в Западной Африке, фетишизм в ходе его изучения был признан  универсальным явлением в религиях самых различных народов, на всех стадиях развития. 

Фетишем мог  стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб  животного, оружие, ювелирное изделие. Cчитается, что на основе фетишизма  в дальнейшем возникает и развивается  идолопоклонничество. В основе же этого  феномена лежит наделение тех  или иных предметов сверъестественными свойствами (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте  и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он мог посчитать, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-либо неудача, то фетиш мог быть наказан или даже уничтожен. 

В науке  не существует единого мнения как  о происхождении, так и о сути этого явления. Действительно, что  считать фетишизмом: почитание любых  материальных предметов, включая небесные тела, животных и людей, или только неодушевленные предметы? Фетиш это  материальный предмет или дух  пребывающий в нем? А быть может  это особый вид верований человека в свою способность принудить  сверхъестественные существа служить  себе? 

В наследие от этих древних религиозных воззрений  нам достались многочисленные реликвии, талисманы, амулеты и обереги. Трудно даже с уверенностью утверждать, что  наибольшее распространение фетишизм получил именно в первобытную  эпоху. Количество и роль священных  символов (святых мощей, скульптур и  икон, распятий и т.п.) в современную  эпоху отнюдь не убавилось. 

Анимизм. 

Говоря о  первобытных формах верований нельзя не сказать об анимизме - (лат. anima - душа) - вере в существование души у  любого предмета и явления. Впервые  детальный анализ анимистических верований  предпринял английский антрополог Тайлор в работе “Первобытная культура”. Согласно теории Тайлора эти верования  развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений  возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями как  сон, видения, болезнь, смерть, а также  из переживаний транса, обморока и  галлюцинации. “Первобытные философы”  вырабатывают понятие о душе, находящейся  в теле человека и покидающей его  время от времени. В дальнейшем формируются  более сложные представления: о  существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Для первобытных людей вся окружающая действительность была одухотворена. Древний человек рассматривал все явления и предметы мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда вера в отдельно существующих духов гор, леса, пустыни, грозных сил природы - бури, грома и молнии, болезней , растений, животных.  Душа человека при этом, чаще всего, представляется как слабое, пассивное, беспомощное существо, которое легкоподвергается нападению злых духов или колдунов. Душа - это невидимое уязвимое место человека, добыча для злых духов и объект вредоносной магии. 

Основываясь на факте широкого распространения  анимизма, Тайлор выдвинул формулу: “Анимизм есть минимум определения религии”. Эту формулу использовали в своих  построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции  анимизма выявились и ее слабые стороны. В первую очередь это связано  с тем, что многие европейские  исследователи, находясь под влиянием христианского богословия, видели в  представлениях традиционных обществ  о «дыхании», «крови», «тени», «жизни», «отражении» и т.п. именно наличие  «веры в душу». Другим    контраргументом  стали этнографические данные свидетельствовавшие  о том, что религиозные верования  первобытных людей не  всегда включали в себя анимистические представления. Такие верования были названы  “преанимистическими”. Однако несомненным  является то, что анимистические верования  входят составной и весьма существенной частью во все религии мира.  Следовательно, сколь-нибудь развитой религии без  анимистических представлений не существует и вера в самостоятельные духовные субстанции - характерная черта мировых  и многих национальных религий. 

Магия. 

Магия - деятельность, основанная на вере  сверхъестественные способности человека общаться с  духами и с их помощью влиять на людей и на явления природы. С магией связаны специфические обряды. Магические действия имеют своей целью достижение конкретного результата. Это получение нужного результата особым, не “прямым” способом. Например, можно добиться успеха на охоте за счет выносливости, смелости, опытности и прочего, а можно добиться успеха охоты, предварительно имитируя приемы, используемые для сбора урожая. Таким образом, возникает представление, что некоторые человеческие действия помимо обычного имеют еще совсем иное значение, являются колдовскими приемами. Затем появились представления, что и определенные события могут обладать особым значением - предвещать то, что должно произойти. Так рождается гадательная магия - мантика. Влияние на человеческие дела признавалось за предметами-фетишами (талисманами, амулетами и пр.). 

Первобытные верования связаны с особыми  церемониями, ритуалами (ритуал - исторически  сложившаяся форма символического поведения, выражающая культовые взаимоотношения  и ценности), совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни - рождения, посвящения (введения юноши в число  взрослых охотников), смерти. В ритуале  посвящения первобытный чело­век отождествляет  себя с животным - предком, со своим  тотемом, посредст­вом сложных и  нередко мучительных церемоний. В пещерах найдены относя­щиеся к палеолиту следы обряда посвящения - сделанные на мягкой глине отпечатки  изуродованных рук. Посвященный  символически умирает, чтобы возродиться  к новой жизни и быть способным  выполнять свои обязанности по отношению  к обществу.

В целом  же можно сказать, что до настоящего времени существовало практически  только два подхода к объяснению существа религиозных верований, и  объяснения их возникновения. Один –  теологический, не нуждающийся в  какой либо критике, и связанный  только с верой - Credo. Другой - пытающийся найти материалистические ответы, однако в действительности опирающийся  зачастую не на бесспорные научные  факты, а на ту же догматическую веру – как, к примеру, в случае с  советским атеизмом. Таким образом, как можно полагать, сегодня отсутствует  удовлетворительный ответ на поставленные относительно возникновения религиозных  верований вопросы, и проблема остается не решенной. Тем более что ни одна из высказанных в литературе гипотез не объясняет, каким же образом и почему в самых разных местах земли в головах людей зародились примерно одни и те же представления и стали использоваться весьма между собой схожие попытки и приемы воздействия на обстоятельства сверхъестественным путем. К тому же практически ни один автор не предпринимал серьезных попыток разграничить используемые понятия, без чего проблема не решаема, и первобытные верования зачастую определялись как «религия». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Список использованной литературы 

1. Зубов  А.А. История религии. - М., МГИМО-У,2006.

2. Доусон К.Г. Религия и культура. - Спб,2002.

3. Семенов  Ю.В. Возникновение религии и  ее первая исходная форма.-2002.

4.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. - М.,-2002. 

Информация о работе Первобытные религиозные верования