Политико-правовая концепция буддизма в Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:20, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является: раскрыть основные положения учения буддизма в сфере политико-правового устройства общества
Задачи:
1) показать этические основы учения буддизма;
2) раскрыть основные политико-правовые моменты концепции учения;

Содержание

Введение 2
1. История возникновения буддизма 3
2. Политико-правовая концепция буддизма в Древней Индии 7
Заключение 17
Список источников и литературы 20

Работа содержит 1 файл

КР Буддизм (ИППУ).doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Содержание  

     Введение           2

     1. История возникновения буддизма      3

     2. Политико-правовая концепция буддизма  в Древней Индии  7

     Заключение                  17

     Список  источников и литературы              20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

     Сами  последователи этого Учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

     Считается, что это одна из древнейших мировых  религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока  — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований». 

      Актуальность буддизм является одним из наиболее распространенных религиозных течений в мировом сообществе, способным изменять отношение людей к окружающему миру и собственной личности в нем в связи с чем представляют интерес принципиальные основы данного учения .

      Объект  исследования: учение буддизма.

      Предмет: политико-правовая концепция буддизма в Древней Индии

      Целью работы является: раскрыть основные положения учения буддизма в сфере политико-правового устройства общества

      Задачи:

      1) показать этические основы учения буддизма;

      2) раскрыть основные политико-правовые моменты концепции учения;  

  1. История возникновения буддизма
 

     Одну  из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения  дала Индия. В первой половине II тысячелетия до н.э. в Индию приходят арийские племена. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. до н.э.) получила название ведической по имени древнейших письменных источников (веды). Веды- означает знание. Ведение. Корень слова тот же, что и в древнерусском «ведать», что свидетельствует об общих арийских истоках. В них говорится о создании богами из Пуруши (мирового тела и духа) четырех варн (сословий): брахманы (священнослужители), кшатрии (правители и воины), вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (лица физического труда, слуги). Члены всех раннеиндийских варн в принципе были свободны, поскольку рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены были неравноправны: первые варны (брахманов жрецов и кшатриев-воинов) были господствующими, а две остальные (вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев; шудры, состоявшие из свободных низов) — подчиненными.

     Господствующее  положение занимали брахманы и кшатрии, сосредоточившие в своих руках  духовную и светскую власть. Религиозно-философская  система, воплощенная в ведах, была детищем варны священнослужителей и получила название брахманизма, по имени верховного бога Брахмы.

     Первыми источниками политической мысли  в Индии явились священные  тексты веды (древние ритуальные книги  ариев). Они представляли собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения, таких сборников четыре. Исходный пункт ведийского мировоззрения мысль о божественном создании мира и общественного строя.

     Одним из краеугольных положений религии  брахманизма было положение о  перевоплощении душ в живой природе, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписание дхармы. Дхарма - это кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением. В нем есть правила обязательные для всех, а есть правила, связанные с происхождением, родом занятий, возрастом и т.п. Дхарма - прежде всего обязанность. Понятие прав личности остается неразработанным. Личность не ощущает своей самостоятельности, не противопоставляет себя обществу, она - органическая часть целого - пользуется благами не по праву, а в награду за нравственное поведение, за соблюдение дхармы.

     В борьбе против жреческой религии  сформировался буддизм,сложившийся как система взглядов в VI–V вв. до н.э. Создательэтого учения, принц Сидгартха Шаньямуни (Гаутама), родилсяв 563 г. до н.э. в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой, т.е. ≪Просветленным≫. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда — реальное историческое лицо, — это факт.

     Сиддхартха  был принцем царствующего дома, т.е. принадлежал к кшатриям, на территории современного Непала. Он был богат, но однажды встретил монаха, который  предсказал, что он изменит свое представление о жизни после  того, как встретит похоронную процессию. И действительно, после того как он встретил похоронную процессию, он понял бренность мира и отправился странствовать по свету в поисках смысла жизни. Спустя много лет на него снизошло просветление и он начал проповедовать свое учение.

     Он не был Творцом или Богом. Он был просто человеком, сумевшим понять жизнь, являющуюся источником всевозможных внешних и внутренних проблем. Он смог преодолеть все собственные проблемы и ограничения и реализовать все свои возможности, чтобы помогать другим наиболее эффективно. Так он стал известен как Будда, т.е. тот, кто является полностью просветленным. Он учил, что каждый может достичь этого, ибо каждый обладает способностями, возможностями или факторами, позволяющими произойти подобной трансформации, т. е. каждый обладает "природой будды".

     Каждый  обладает умом, а значит способностью понимать и знать. Каждый обладает сердцем, а значит способностью проявлять чувства по отношению к другим. Каждый обладает способностью общения и определенным уровнем энергии - способностью действовать. Эти способности являются основным рабочим материалом, имеющимся у каждого, включая животных и насекомых, и хотя у отдельных индивидуумов они могут быть ограничены, тем не менее каждый может развить свои способности и преодолеть ограничения с целью наиболее полной реализации собственных возможностей.

     Будда понимал, что все люди неодинаковы  и обладают разными характерами и склонностями, и поэтому он никогда не выдвигал какую-либо одну догматическую систему, а обучал различным системам и методам в зависимости от индивидуальности обучаемого. Он всегда поощрял людей проверять их на собственном опыте и ничего не принимать на веру.

     Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм и джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, темне менее существуют принципиальные различия.

     Будда отверг ритуальность брахманизма. В  противоположность брахманизму  учение Будды сконцентрировано на личности. Главная цель - избавление человека от страданий, которые его сопровождают от колыбели до могилы, причиной которых являются мирские желания. Будда предлагает путь, открытый для каждого человека - освобождение от желаний и страстей, спокойное, философски-созерцательное отношение к бренному миру, самоуглубление и достижение нирваны (состояние абсолютного совершенства и успокоения). Будда отверг священный характер Вед и противопоставил им попытки рационального объяснения природы и общества.

     Он  отверг теорию божественного происхождения  каст и царской власти. Интересные соображения по этому поводу изложены в сборнике "Дигха Никайя ".

     Там рассказывается, что люди жили сначала  счастливо, мирно, питались дикорастущим рисом. Однако запасы его стали иссякать. Чтобы обеспечить каждому пропитание, было решено поделить рисовые поля. Нашелся один жадный человек, который сохранил свой собственный надел, присвоил себе и участок, принадлежащий другому, и стал его обрабатывать. Ему делали внушение. Но он опять дважды пытался овладеть чужими участками, за что его и убили. Так возникли четыре зла : кража, осуждение, ложь и насилие. Почуяв неладное, люди собрались вместе и сокрушались по поводу появления четырех зол, решили избрать правителя. В награду они согласились отдать ему часть своего риса.

     Идея  выборов проводится здесь в отличии от других древнеиндийских источников с полной последовательностью, без всякого божественного вмешательства или одобрения. Подчеркивается мысль, что государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю, а не из-за нарушений дхармы.

     С общественными неурядицами и  избранием правителя связывает "Дигха  Никайя" и возникновение сословно-кастового  строя. Первые правители положили начало варне кшатриев. Люди, удрученные зрелищем нарушения дхармы, искали уединения  в лесах и предавались там благочестивым размышлениям. От них пошла группа, называемая брахманами. Ремесленники стали называться вайшьями, а те, кто жил охотой и другими низшими занятиями составили варну шудр. К кастовому строю привела дифференция общества, его расслоение. Принадлежность к той или иной варне определяется родом деятельности каждого человека. Никакого божественного установления здесь нет. Для раннего буддизма характерно, что в перечне варн на первое место ставились кшатрии, а не брахманы. К тому же буддизм подчеркивал одинаковую способность всех варн к духовному развитию.  

  1. Политико-правовая концепция буддизма в Древней Индии
 

     Буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной, религиозной сфере. Люди считались  равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признавалась способность к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенства не ставилась.

     С позиций признания нравственно-духовного  равенства всех людей Будда и  его последователи подвергли  критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.

     «Брахман» для буддистов — это не член привилегированной варны, а всякий человек, который независимо от своей  сословной принадлежности достиг совершенства путем личных усилий. Так, в известном  буддийском каноне вв. до н. э. «Дхаммападе» («Стезе закона») подчеркивается: «Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать».

     Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы (дхаммы) буддизм противопоставил  свой, во многом рационалистический подход к этому ключевому понятию тогдашней политико-правовой мысли и идеологии в целом. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. «Дхаммы, — подчеркивается в «Дхаммападе», — обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены...» Трактовка дхаммы, как и все мировоззрение раннего буддизма, пронизана проповедью гуманизма, доброго отношения к другим людям, злом и насилием.

     «Ибо, — утверждает «Дхаммапада», — никогда  в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти  прекращается она. Вот извечная дхамма».

     В «Дхаммападе» отчетливо проявляется  в целом присущая буддизму (в противоположность брахманизму) тенденция к ограничению роли и масштабов наказания. Специально подчеркивается недопустимость применения наказания при отсутствии вины. Восхваление дхаммы в буддийском учении означает вместе с тем восхваление законности, законного пути в жизни. Понимание и соблюдение этого требует соответствующих знаний, нравственных и умственных усилий: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. И мудрый «на незаконной стезе не возжелает себе успеха», подчеркивается в «Дхаммападе». Буддийская установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояния высшей просветленности) объясняет и характерное для буддизма невнимание к реальным политико-правовым явлениям, которые в целом расценивались как часть общей цепи земных несчастий. Поэтому и учение буддистов о дхамме было рассчитано прежде всего на «внутреннее» использование, на первоначально узкий круг приверженцев Будды.

Информация о работе Политико-правовая концепция буддизма в Древней Индии