Понятие ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:07, реферат

Описание работы

Исла́м (араб. إسلام‎‎) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» законам Аллаха, «принятие» (учения пророка Мухаммеда).
В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Приверженцев ислама называют мусульманами.
Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда.

Работа содержит 1 файл

Понятие ислама.doc

— 1,010.00 Кб (Скачать)

- активное использование  организованных форм политической и социальной деятельности, приемов и методов психологической борьбы;

- деление общества на  мусульман и "неверных", противопоставление  мусульман ("настоящими" мусульманами  считаются только приверженцы  салафизма) немусульманам.

Практически все салафиты придерживаются сунны Пророка относительно необходимости ношения бороды и укорачивания усов.

На сегодняшний день салафитские  группы существуют во всех странах  мусульманского мира, их объединяет единая идеология, мировоззрение и все  они находятся в конфликте  с обществом, за исключением тех стран, где эта идеология является доминирующей.

В основном, это государства  Персидского залива, хотя и там  существуют радикальные группы. Однако в них салафиты утратили свою воинственность в силу высокого уровня жизни, хотя многих мусульман - выходцев из этих стран можно обнаружить ведущими джихад в различных уголках земного шара.

Главная и отличительная  черта всех салафитских движений как прошлого, так и настоящего, является выделение ими единобожия как основы ислама, (с чем, в общем, согласны все мусульмане), и борьба со всем, что, по их мнению, ему противоречит.

Проблема состоит в  классификации поступков, противоречащих единобожию. К ним салафиты относят многие поступки, в которых большинство мусульман не видит ничего, разрушающего их веру и выводящего из ислама. В частности, это посредничество через праведников или Пророка  при обращении к Аллаху, посещение могилы Пророка  с целью получения благодати (бараката), мольба у могил, обратившись к ним лицом.

Все эти и многие другие вопросы относятся, по мнению салафитов к поступкам, противоречащим единобожию. Однако, примечательно здесь то, что салафиты первых поколений не обвиняли в неверии тех, кто противоречил им, а считали муътазилитов, мутакаллимов и суфиев, утверждающих о единении бытия (вахдатуль-вуджуд) и растворении человека в Аллахе (фана), лишь заблудшими людьми, в отличие от современных последователей - продолжателей дела Ибн Абд Аль-Ваххаба, называющих людей неверными и за гораздо меньшие вещи.

 

Ваххабизм (Ваххабиты)

Ваххаби́зм (от араб. الوهابية‎‎) — религиозно-политическое движение в исламе, оформившееся в XVIII веке. Ваххабизм  назван по имени Мухаммада ибн  Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263—1328). Ваххабиты являются последователями салафизма.


Мухаммад ибн  Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий  ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Аль-Саляф Ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью. В 1932 году последователи идей Абд Аль-Ваххаба основали арабское государство — Саудовскую Аравию.

Первыми противниками нового течения стали собственный  отец и брат (сам исламский богослов и кади) Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, осудившие и не принявшие его учения.

На протяжении всей истории своего существования  ваххабизм подвергается серьёзной критике внутри исламского мира за присущие ему нетерпимость к чужим взглядам, излишнюю строгость нравов и негибкость.

В 1998 году, как  часть кампании по уничтожению идолов, саудовские власти распорядились сравнять с землёй и залить бензином могилу матери пророка Мухаммеда Амины бинт Вахб, что привело к волне протестов и резкого осуждения среди мусульман во всём мире.

В наши дни некоторые  исламские лидеры, например, Высший исламский совет США и глава итальянских мусульман Абдул Хади Палацци заявляют, что ваххабизм является экстремистским еретическим движением, в основном по причине отрицания его приверженцами традиционных суннитских учений и толкований.

Среди прочего  ваххабиты резко отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где имеется несколько суфийских тарикатов. Это обосновано тем, что суфисты наряду с верой в Аллаха, признают различные мистико-аскетические явления, что противоречит главному принципу салафизма и ваххабизма – единобожию.

 

Отличительные признаки ваххабитов:

На начальном  этапе ваххабитской экспансии последователей этого течения можно было распознать по ряду внешних признаков — окладистым бородам, коротким штанам, отсутствию нижнего белья. В повседневной жизни их выделяли нигилизм по отношению к традициям собственных народов, неуважение родителей и пренебрежительное отношение к умершим.

Впоследствии  ваххабиты стали искусно маскироваться, и сейчас довольно сложно отличить их от добропорядочных мусульман. Важно отметить, что в среде ваххабитов прижилась шиитская практика такыйи — «благоразумного скрывания веры».

Внешняя деятельность ваххабитских общин обычно сводится к разного рода диверсиям — как идеологическим, так и вооруженным. Для дискредитации противников ими используются все доступные способы — сбор и распространение слухов, раздача специальной литературы и листовок, подготовка заказных материалов в прессе и прямые провокации.

Особое внимание уделяется работе в сети Интернет, где большая часть сайтов мусульманской тематики уже контролируется ваххабитами и их союзниками.

Наиболее грамотные  амиры создают специальные структуры  прикрытия — фонды, учебные заведения или правозащитные организации, которые резко повышают результативность их работы.

Между тем, в  настоящее время «ваххабитов» можно «узнавать» по ряду других «признаков».

Большинство ученных  сходится во мнении, что «ваххабиты»  выглядят следующим образом:

У мужчины - наличие бороды (чаще нестриженной) и головного убора (обычно тюбетейка без узоров и вышивки), отсутствие усов;

У женщины - платок, платье (или юбка), штаны, туфли.

Платок закрывает  шею и уши.

Платье (юбка) однотонное, чаще без рисунков, длиной ниже колен  или же почти до земли, рукава платья длинные.

Даже в жаркую погоду женщина - “ваххабитка” может  быть одета в куртку или в плащ.

И у мужчины, и у женщины, если они одеты  в куртки, плащи или пальто, обычно пуговицы (молнии) наглухо застегнуты.

Относительно  совершения обрядов бытует мнение о том, что «ваххабиты» во время коллективной молитвы подвигают стопы к стопам соседа, не совершают четырех-ракаатной  молитвы после пятничной, а также то, что «ваххабита можно узнать даже по речи и поведению».

Ваххабиты не читают Коран за умерших.

Кроме того, отличительной  особенностью ваххабитов является шевеление пальцем при чтении ташаххуда (слова, произносимые молящимся в сидячем положении в намазе).

«Ваххабиты» считают, что нельзя поклоняться и взывать о помощи ни к кому, кроме Аллаха;

нельзя просить заступничества ни у кого, кроме Аллаха;

нельзя приносить жертвы никому, кроме Аллаха;

ангелы, пророки, святые ничем не могут помочь мусульманам в этой жизни и запрещается обращаться к ним в молитве;

нельзя давать обет никому, кроме Аллаха;

нельзя чрезмерно почитать праведников, сподвижников Пророка и святых;

нельзя строить мечети, мавзолеи над их могилами. Святым нужно оказывать уважение и почет, но не поклоняться им.

Все эти действия по мнению «ваххабитов» приравниваются к ширку (многобожию), являются неверием (куфр) отвергать предопределение судьбы (кадар) во всех его проявлениях.

Также является неверием (куфр) давать свое толкование Корану (та'вил) (против чего также выступали ибн Ханбал и ибн Таймийа)

По некоторым  данным «ваххабиты» распространяют свои идеи следующим образом:

В стране или  области появляются «ваххабитские» вербовщики, которые не ведут пропаганды, а просто присматриваются. Без всяких условий они предоставляют финансовую помощь, особенно исламским организациям, отбирают перспективных кандидатов на роль лидеров местных объединений (джамаатов).

Далее, знакомят их со своим учением. Предполагаемым лидерам - будущим амирам в течение хаджа в Мекке обычно открыто предлагают присоединиться к «ваххабитам» (христианам — в течение иностранного визита). Считается, что после предварительной обработки и демонстрации огромных материальных благ кандидат не сможет отказаться.

Будущие амиры  пытаются занять видные места в традиционных религиозных структурах данной местности. Открытая пропаганда ими не производится, акцент делается на создании широкого круга сторонников выдачей финансовых субсидий на лечение, на светское образование за границей и т.п.

Формируется небольшая  община — «джамаат». Участники нового «джамаата» проходят курсы обучения в иностранных лагерях «ваххабитов». Амиры переходят к широкой проповеди «ваххабизма».

Их признаком  является также "тахлик" (необходимость  брить голову мужчинам и женщинам, нарушение отношений между людьми и выступление против самых уважаемых и почетных людей и др.).

Все эти вышеперечисленные  признаки могут иметь так называемые ваххабиты.

При этом следует  отметить, что ношение бороды является сунной Пророка, однако ваххабиты отличаются тем, что придают особое значение ношению бороды и называют нововведенцами тех, кто ее не носит.

Как сказано  в хадисе, ваххабиты обратили внимание и на подворачивание брюк, и на бритье головы. Историки отмечают, что ваххабиты и женщин заставляли брить головы. То, что они не внимают Корану, стало ясно народу, а особенно алимам.

Многим местам Корана ваххабиты дают дословный  перевод. Переводя аяты, связанные со Всевышним, они уподобили Его  людям - т. е. имеющим руки, глаза, уши  и т. д.

Они также приводят аяты о многобожниках Мекки и о тех мусульманах, которые посредством устазов, валиев молят Аллаха, приписывая, тем самым, верующим куфр. Народ видит то, что ваххабиты проводят параллель между тем, что идолы достойны поклонения, и тем, что поклонения достоин лишь один Аллах, и только по Его воле ни один человек не может ни помочь, ни навредить. Взывание к валиям за помощью тоже происходит по воле Аллаха.

Этими убеждениями  ваххабиты приравнивают мусульман  к неверным.

Призывая людей  к сунне Пророка и придав себе соответствующую внешность, эти  люди использовали все, что не подходит к сунне Посланника.

Их нападения  на мусульман - всем известный факт.

Известна также  чрезмерная строгость в религии, которую требуют ваххабиты. Человека, который совершил что-то греховное, порицаемое или то, что они считают неправильным, приписывают к кяфирам. А мусульманином считают только того, кто следует за ними.

Ваххабиты очень много читают Коран, совершают долгие сужды и другие деяния, они не признают ни одного имама четырех мазхабов, валиев, устазов, не слушаются религиозных предводителей, муфтиев.

По мнению отдельных  ученных ваххабиты являются одним из 15 направлений хаварижев, которые в свою очередь являются одним из направлений ислама.

Особое, можно  сказать, ключевое место в идеологии  ваххабизма занимает категория или принцип, называемый «такфир». Такфир – объявление мусульманина, представляющего другой «фрагмент» ислама, кафиром, то есть «неверным». Некто (чаще всего это ваххабитский улем) заявляет о каком-то мусульманине или группе мусульман, что они «неверные», то есть немусульмане. На неарабские языки такфир нередко переводят как «отлучение» (excommunication) или «анафема». Но такфир отличается от отлучения и анафемы тем, что непокаявшийся «вероотступник» должен быть убит. Такфир распространяется и на тех мусульман, которые от ислама не отступили ни словом, ни делом, ни сомнением, ни колебанием, но не присоединяются к ваххабитскому такфиру. «Тот, кто не считает кафира кафиром или не обвиняет кафира в куфре (неверии), сам становится кафиром»

 

Такфир


Принцип «такфир», являющийся ключевым в идеологии  «ваххабитов» известен также в качестве идеологии секты «Такфир ва-ль Хиджра ва-ль Джихад».

Под ним понимаются обвинения в неверии других, изоляции от общества и вооруженной борьбы против этого общества - в своей современной форме была разработана активистами организации «Братья-мусульмане», арестованных по обвинению в заговоре против государства Египет в середине 60-х годов прошлого столетия.

Большая часть  заключенных под стражу «братьев-мусульман» была подвергнута пыткам и казнена. Психологический шок, пережитый  выжившими «братьями» и жажда мести оказали существенное влияние на дальнейшую радикализацию идеологии организации.

Многие «такфиры»  эммигрировали со временем в такие  страны как Афганистан, Босния, Чечня, Ирак, где активисты участвовали  в вооруженных действиях. Идеология  «такфира» присутствует практически  во всех сепаратистских и террористических организациях. Она выполняет роль инструмента мотивации насилия против определенных сил и слоев населения.

Если в начале «такфиры» обвиняли в неверии  только «мусульманские» общества, то в дальнейшем идеи «обвинения в неверии и вооруженной борьбы» были расширены и распространены на западные государства и общества. Начиная с середины 90-х годов прошлого столетия группировки «такфиров» начинают сотрудничать с «Аль-Каидой». Таким образом, идеология «такфира» распространяется на территории европейских государств и США, в среде мусульманских эммигрантов второго поколения и новообращенных мусульман-европейцев.

Информация о работе Понятие ислама