Православное вероучение и культ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на:
Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа;
Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения.

Работа содержит 1 файл

Православное вероучение и культ.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Крещение  Господне. Празднуется 19 января. Происхождение праздника связано с проповедью пророка Иоанна Крестителя, возвестившего скорое пришествие Спасителя и призвавшего людей к покаянию. Над кающимися Иоанн совершал обряд омовения в реке Иордан, символизирующий начало праведной жизни.

В момент крещения Иисуса голос Бога с небес возвестил  о нем как о Сыне Божием, а  Святой Дух сошел на Христа в виде голубя. Праздник Крещения Господня именуют также Богоявлением.

Сретение  Господне. Празднуется 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. Введен Иерусалимской церковью с IV века в память о принесении младенца Иисуса в Иерусалимский Храм для посвящения его Богу. Во время посвящения произошла встреча («сретение») Иисуса со старцем Симеоном, жившим при храме, которому было предсказано, что он при жизни увидит Спасителя.

Благовещение. Празднуется 7 апреля. Установлен в память о явлении Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего о будущем рождении Сына Божия. Утвержден в IX веке исчислением 9 месяцев назад от Рождества Христова.

Преображение  ГосподнеПразднуется 19 августа. Установлен в память о пребывании Христа на горе Фавор, когда во время молитвы бывшие с ним апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Иисуса преображенным Божественным Светом, в окружении пророков Моисея и Илии. Праздник отмечался в Палестине как начало сбора первых плодов. В связи с этим в восточном христианстве утвердился обычай освящения первых плодов (яблок, винограда) в праздник Преображения Господня, после чего разрешалось употреблять их в пищу.

Успение Пресвятой БогородицыОтмечается 28 августа в память о кончине Богоматери, которая после Воскресения Христова жила в доме апостола Иоанна Богослова. Ее смерть наступила около 48 г. н.э. в г. Эфесе, где Иоанн Богослов жил после ссылки. Некоторые церковные историки местом ее кончины называют Гефсиманию. В обоих пунктах есть храмы, посвященные Успению Богоматери.

Помимо двунадесятых праздников почитанием в православии пользуются Великие праздники, связанные с важными событиями церковной истории:

Обрезание Господне (в память о совершении над младенцем Иисусом древнеиудейского обряда обрезания) - празднуется 14 января;

Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) - празднуется 7 июля;

День  Первоверховных апостолов  Петра и Павла (установлен в память их мученической кончины во время антихристианских гонений при римском императоре Нероне в 64 г.) - отмечается 12 июля;

Усекновение главы Иоанна Предтечи - отмечается 11 сентября;

Покров Пресвятой Богородицы (установлен на основе легендарного видения византийским подвижником Алексием Божиим Человеком в VII веке, во время осады Константинополя арабами, Богоматери в небе, укрывающей город от врага своим покрывалом) - празднуется 14 октября.

Другие, менее значительные праздники посвящены отдельным  святым (дате их смерти или прославления церковью), знаменательным событиям в  истории православия, а также  особо чтимым иконам. В первое воскресенье  после Дня Святой Троицы отмечается День Всех Святых - общий праздник всех святых, чтимых в православии, а еще через неделю - особый праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Посты. Помимо праздников, большую роль в православии играют посты - периоды воздержания от животной пиши, чувственных удовольствий и развлечений - с целью достижения молитвенного сосредоточения. Главные среди них - четыре многодневных поста:

Великий Пост (семь недель перед Пасхой - духовное приготовление к празднику Воскресения Христова);

Петров  Пост (от праздника Всех Святых до Дня Первоверховных апостолов Петра и Павла);

Успенский Пост (две недели перед Успением Богородицы);

Рождественский  Пост (от Дня апостола Филиппа 27 ноября до Рождества Христова).

Православное  богослужение Храмовое богослужение в православии имеет суточный цикл, включающий в себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню, полуночницу и повечерье. Оно состоит из:

молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам (стихир) и прославлению подвига  святого (икосов, кондаков), составляющих особые молитвословия (акафисты);

молитвенных прошений (ектений);

чтения Священного писания в установленном порядке.

Центральное место  в суточном богослужении занимает литургия (по-гречески - «общее дело»), во время которой совершается евхаристия - таинство причащения.

В период Великого Поста  служится также литургия Преждеосвященных Даров, во время которой евхаристия не совершается.

Последование молитв во время евхаристии составляет анафору (по-гречески - возношение). Согласно каноническим правилам, священные сосуды, используемые для евхаристии, - дарохранительница, дароносица, потир (евхаристическая чаша) - для иных целей использоваться не могут.

Проповедь в православном богослужении центрального значения не имеет, поскольку само богослужение изобилует проповедническими элементами. Богослужение в православных церквах совершается обычно на национальных языках (славянских, греческом, сирийском, грузинском, английском).

В Русской церкви используется церковно-славянский .

Перевод на церковно-славянский язык литургических текстов и богослужебных книг был выполнен в 60-х годах IX века святыми Кириллом и Мефодием - создателями славянской азбуки (кириллицы). Получив первоначальное распространение в Болгарии, тексты славянского богослужения после принятия христианства попали на Русь. Попытки перевода православного богослужения на современный русский язык предпринимались неоднократно, но были малоуспешными. В православном богослужении используется хоровое пение без музыкального сопровождения, в котором ранее принимали участие все молящиеся (данный обычай сохранился у старообрядцев).

Впоследствии появились  специальные церковные хоры и  чтецы (псаломщики). Первые специализированные вокалы церковных служб были составлены в VIII веке И. Дамаскином и Ф. Студитом.

Раскол христианства:

Внутри христианства было несколько крупных расколов. К расхождению в религиозных взглядах, как правило, приводили различия в социальной и религиозной жизни разных христианских общин. Так в V веке в Византии возникло учение монофизитов, которое не хотели признавать Христа одновременно и человеком, и Богом. Несмотря на осуждение этого учения одним из вселенских соборов (415 г.) оно распространилось в некоторых византийских провинциях, таких как Египет, Сирия и Армения. 
 Одним из самых крупных считается раскол XI века, который произошёл при разделении Римской империи на Западную и Восточную. В первой, в связи с падением власти императора, сильно вырос авторитет римского епископа (папы), во второй - где императорская власть была сохранена, патриархи церквей были лишены подхода к власти. Таким образом, исторические условия легли в основу разделения когда-то единой христианской церкви. Кроме того, между двумя церквями начали определённые догматические и даже организационные разногласия, которые и привели к окончательному разрыву в 1054 году. Христианство разделилось на две ветви: католицизм (Западная церковь) и Православие (Восточная церковь). 
 Последний раскол христианства произошёл внутри католической церкви в период Реформации. Сформировавшееся в XVI веке в Европе антикатолическое движение привело к отделению от католицизма нескольких европейских церквей и созданию нового направления в христианстве - протестантизма.

Информация о работе Православное вероучение и культ