Представления о смерти у разных народах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:29, реферат

Описание работы

К сожалению, или к счастью, все люди смертны. Существование любого человека конечно. Никто из нас не знает, что будет после смерти. Действительно ли, как утверждает религия, наша душа будет бессмертна, или же всех нас после жизни ждет черный мрак и пустота, точнее – ничего не ждет.

Работа содержит 1 файл

реферат по са.docx

— 109.93 Кб (Скачать)

9

 

Древний Китай.

 

В древнем Китае, верили что душа после смерти человека, переселяется в особый мир. В этом мире она продолжает ту же жизнь что и на земле. Одна из философских школ Китая, а именно даосизм, очень интересно подошла к этому вопросу. По мнению даосов, мудрец-праведник способен достичь личного бессмертия, сбросив материальную оболочку с помощью особых методов совершенствования тела и духа. Такие “бессмертные” (сянь) почитались с древних времен в отдельных районах Китая как святые. Нередко, впрочем, всё дело сводилось к чудодейственному лекарству – “эликсиру бессмертия”, которым бойко торговали разные шарлатаны. Этот способ не имел, конечно, ничего общего с глубокой философией даосов, зато способ сей казался проще некуда, а почему бы и нет? До какого абсурда могла доходить погоня за личным бессмертием, говорит хотя бы то, что из 22-х императоров династии Тан, правившей Китаем с 618 по 906 г., семеро умерли именно от таких эликсиров.

Единственное отличие  загробной  от земной жизни состояло в том, что на небе невозможно добыть никаких продуктов и на земле кто-то должен был специально заниматься поставкой веще на небо. В древнем Китае в этой роли выступал первый сын в семье. Его так и называли – сын могилы. На его плечи ложилась забота о предках семьи. Специально заботился человек и о том, какой у него будет гроб. Он мог купить его сам. Но мог его подарить опять же на день рождения, и сын. Это был очень хороший поступок. Гроб хранился дома, на чердаке. Его обихаживали: красили, если облупился лак, заделывали щели, пазы и т. д. Чрезвычайно важным было найти хорошее место для захоронения. Хорошим местом было то, где стечение духов "фын-шуй" было особенно сильно. Такими местами обычно считались холмы. Особенно хорошо, если холм был в виде какого-либо животного. Или - холм невдалеке от воды, или роща. Место могли искать довольно долго, а тем, кто захоронил своего покойника неудачно, приходилось делать все снова. Ибо неудачное захоронение означало расстройство всех дел в семье, так как покойник мог рассердиться, и не только не помогать семье, а наоборот - вредить. Семья обычно не жалела средств для поиска хорошего места для могилы. При захоронениях, в могилу с покойником отправляли довольно много вещей - одежду, его любимую книгу, трубку, предметы профессиональной деятельности и т. д. Богатые наполняли гроб драгоценными камнями, золотом, серебром. Потом еще разжигался костер, в котором сгорали необходимые покойнику в той жизни вещи. Довольно обременительно было семье хоронить своих родных. Со временем реальные вещи стали заменять глиняными, деревянными, и даже бумажными их имитациями. Мебель, посуда и другие предметы обихода (даже деньги) изготавливались из бумаги в миниатюрном виде и сжигались "вдогонку" покойнику. Кроме того, в любом китайском доме существовал домашний алтарь, на котором стояли поминальные таблички предков. Обычно перед ними раскладывались жертвоприношения. Там же выставлялись изображения богов.Отношение к поминальной табличке было точно такое же, как к идолу. То есть она, по убеждениям китайцев, содержала в себе душу усопшего. Для вселения в табличку души - устраивали специальную церемонию.

5

 

Кроме поминальной таблички, применялись еще и родовые  свитки, на них записывали имена  умерших. В торжественные дни  их вывешивали на видном месте. К ним  относились с таким же почтением, как и к табличкам. Был обычай рисовать портреты покойников. Все  эти реликвии передавались из поколения  в поколение. Таким образом, человек  даже после своей смерти как бы присутствовал в семье. Во всяком случае при жизни, великое одиночество смерти не пугало человека. Потому для китайца эмиграция - трагедия еще и в том смысле, что он оказывается один не только при жизни, но и после смерти. Стремление вернуться на родную землю было заветной мечтой всякого покинувшего Китай человека. Ну уж, хотя бы быть похороненным в родной земле, на родовом кладбище.

Довольно сложной была процедура соблюдения траура. Траур  длился долго, обычно несколько лет. Хотя это зависело от степени родства. Так жена по мужу должна была носить траур в течение всей своей  жизни. Правда, муж по жене - только год. Во время траура жизнь приобретала  совершенно аскетичный характер: ни праздников, никаких увеселений. Ничего, что могло бы отвлечь человека от печальной созерцательности и сосредоточенности. Траур был социально значимой традицией. Носящие траур имели некоторые привилегии. Так, им временно позволялось оставить службу. Их нельзя было тревожить, отрывать от дум, выводить их из состояния приличествующего скорбящему человеку.

Вообще, все связанное  со смертью, составляло довольно обширный круг обязанностей и занимало чрезвычайно  важное место в жизнедеятельности  китайской семьи. В контексте  этого понятно, почему для китайской  семьи так важно иметь сына - собственно именно на сына возлагалась  ответственность за посмертное существование  родителей и вообще всех предков.

Традиция обязывала навещать могилы не менее одного раза в год. Праздник могил наступал в апреле. Длится эта церемония до 30 дней, и  смысл ее состоит в наведении  порядка на могильном кургане, принесении жертвоприношений, обращений к родным с просьбами о помощи в земных делах, высказывании своей почтительности и верности семейному клану. С  почившими родными беседовали, рассказывали о семейных делах. Таким образом, осуществлялась связь времен, связь  разных поколений, сохранялась социальная память, создавался конструкт, который  определенным образом позволял человеку найти свое место в системе  заданных извне связей и сохранить  наработанные социальные и нравственные формы бытия в мире. Отмеченное отношение к смерти и посмертному  существованию в Древнем Китае, при всей специфичности китайских  традиций и церемоний, проявлялось, по-своему, и в других древних  культурах. Погребальный культ, при  этом, был лишь частью верований, которые  стали важным моментом жизни людей  древности.

 

 

6

Отношение к смерти в современном обществе.

Интересный образчик современного смертепоклонничества – синкретический культ Санта Муэрте (Святой Смерти) – ныне широко распространён в Мексике и США. Это ре-лигиозное движение объединяет христианские верования с языческими, исконно мекси-канскими, в т.ч. ацтекскими. Последователи Санта Муэрте категорически против того, чтобы их культ называли «сатанинским» или связывали с колдовскими обрядами; у со-временной богини существуют многочисленные часовни, а в дар ей преподносят отнюдь не кровь и сырое мясо, а алкогольные напитки, сигареты и шоколад. Несмотря на то, что культ Санта Муэрте преследуется местными властями и Католической церковью, он всё шире распространяется в Латинской Америке и США, а выдвигавшиеся католиками обви-нения против последователей движения в занятиях чёрной магией не подтвердились.

 

К современной танатолатрии с некоторой натяжкой можно отнести и оккультные сис-темы, включающие представление о Смерти как об эгрегоре, созданном мыслями и эмо-циями людей, однако в данном случае работа с этим эгрегором не сопровождается ника-кими существенными ритуалами, а Смерть наделяется вторичным разумом, а не первич-ным, что не позволяет говорить об эгрегориальной танатолатрии как о религии.

Что же касается расхожих россказней о смертепоклонничестве как субкультурной норме среди представителей субкультур готов и металлистов, то эти сведения не имеют под собой сколько-нибудь убедительной фактической базы и ни в коем случае не могут считаться достоверными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Список использованной литературы:

  1. Соболев А.Н. Мифология славян.
  2. Минюшев Ф.И. Социальная антропология.
  3. Рак И.В.  Египетская мифология.
  4. Коростовцев М.А.  Религия Древнего Египта, материал с сервера «Культура и искусство Древнего Египта» www.kemet.ru
  5. Скирич Е. Статья – «Вечная мудрость Древнего Египта» - Новый Акрополь.
  6. Рус А.Л. Народ майя.
  7. Большаков В.П. Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии. Отношение людей к смерти и посмертному существованию.
  8. http://ru.wikipedia.org/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………………..2

Смерть в Древнем Египте……………………………………………………………………..3

Представления о смерти в  Древней Греции…………………………………………………4

Древний Китай………………………………………………………………………………5-6

Смерть в понимании  индейцев майя. ……………………………………………………….7

Ацтеки………………………………………………………………………………………….8

Смерть у славян………………………………………………………………………………..9

Отношение к смерти в современном  обществе……………………………………………..10

Литература…………………………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 


Информация о работе Представления о смерти у разных народах