Происхождение Ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе. Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
- описать возникновение ислама, как религии;
- представить основные положения «священных книг»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
1. Происхождение Ислама……………………………………..........................4
1.1. Пророк Мухаммед ………………………………………………………...6
2. Коран и Сунна – «священные книги» мусульман...……………………….9
2.1. Вероучение и культ ислама ……………………………………………...10
3. «Мир ислама» и современность …………………………………..............13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

контр религ.docx

— 35.69 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3

1. Происхождение Ислама……………………………………..........................4

1.1. Пророк Мухаммед ………………………………………………………...6

2. Коран и Сунна –  «священные книги» мусульман...……………………….9

2.1. Вероучение и культ  ислама ……………………………………………...10

3. «Мир ислама» и современность   …………………………………..............13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..16

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
Актуальность. Ислам - не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования и обрядовую практику, которые находят свое место в широком контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов и преданности своим общинам. Проблема понимания религии, её сущности и природы сегодня становится предельно популярной и важной.  
Объект изучения - ислам, как одна из основных мировых религий.

Цель работы - на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе. Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

- описать возникновение  ислама, как религии;

- представить основные  положения  «священных книг»;

- оценить современные  постулаты исламской религии.

 
  Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

  1. Происхождение Ислама 
    Название ислам происходит от арабского ал-ислам, что означает предание себя Богу, покорность. Синонимом ал-ислам является арабское муслим (отсюда мусульманин, мусульмане).1 
     
      Религия родилась в среде арабских племён Аравийского полуострова. Этноним «араб» встречается в древних источниках. У персов «арбайя» означает пустыня, у евреев – кочевник. У греческого историка Геродота слово «арабы» - синоним аравийцев (жителей Аравии). Арабы периода раннего средневековья имели родоплеменную связь. Главой племени являлся старейшина с наследственной властью – шейх. 
     
      Племена объединялись в союзы. Племена постоянно враждовали между собой, совершая набеги и угоняя скот, женщин и детей. 
     
      Большинство аравийцев занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, перегоняя стада верблюдов по пустыням от одного оазиса к другому. Их называли бедуины (от арабского бадв – житель пустыни). В этих условиях сформировался особый духовный мир кочевников, замкнутый кругом интересов своего рода и племени. 
     
        Господствующей религией бедуинов был политеизм. Они поклонялись Луне и Солнцу, верили во всесилие божеств, которых насчитывалось до трёх сот пятидесяти. В языческий пантеон входили Аллах, Узза, Манат. У многих племён Северной и Центральной Аравии Аллах был верховным божеством. Он воспринимался как далёкий от людей создатель мира, не покровительствующий какому-то конкретному племени. 
     
      Наиболее распространёнными среди арабов-бедуинов были культы бетилов и предков. Культ бетилов выражался в поклонении большим камням, поставленным стоймя в форме жилища, внутри которого находились идолы-божества. Вокруг бетила два раза в год устраивались культовые процессии. С культом предков был связан обычай кровной мести. Кочевники считали его своим религиозным долгом, поэтому в Аравии велись постоянные междоусобные войны. 
     
      В противовес политическим верованиям бедуинов в Аравии рождается другая культура – культура единобожия (монотеизма). Её основу составили иудаизм, зороастризм и христианство. Носителями этих религий были иноземные купцы, проповедники-миссионеры, воины соседних государств, неоднократно вторгавшихся в пределы Аравии. 
     
      В других районах Аравии монотеистические религии исповедовались среди горожан. Так, иудаизм в основном был распространён среди евреев-торговцев, живших общинами в городах вдоль побережья Красного моря.  
     
      В среде арабов наблюдались общественные и идеологические перемены. Интенсивно велась торговля, что вело к укреплению межплеменных связей и способствовало общению арабов с другими народами. Вместе с тем в VI – VII вв. наблюдается разложение родовых отношений, усиление социального неравенства. В сознании простого общинника последнее зачастую объяснялось «неправильной» верой. Поисками «истинной» религии занимались многие. В это время на Аравийском полуострове возникло так называемое «пророческое движение». 
     
      Историкам известны проповедники Мусайлима, Саджах, ал-Асвад, ибн Сайад, которые убеждали язычников отказаться от идолов и призывали к единобожию. Чаще других фигурировали имена богов Рахман и Аллах. Пророчица Саджах из племени талим действовала исключительно методом мирной проповеди. Впоследствии она приняла ислам. Другие действовали силой оружия. Мусайлима, например, пытался установить свою власть в Йемаме, ал-Асвад – в Йемене. Проповедников единобожия называли ханифами (благочестивыми), а их верования – ханифством. Аравийские проповедники, несомненно, испытали влияние иудеохристианской религиозной системы, которая была им хорошо известна. Однако они отнюдь не копировали Ветхий и Новый Завет. Это учение переносилось на арабскую духовную почву, из которой произростали оригинальные религиозные учения, в том числе и ислам.  
    1.1 Пророк Мухаммед. 
    В VII в. начинает свою проповедническую деятельность купец Мухаммед – основатель ислама. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах (ал или эл – общесемитский корень слова «Бог») и что все должны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов под именем единого Бога. Все правоверные должны сплотиться вокруг учения святого пророка, на основе культа единого Аллаха. Мухаммед призвал арабов верить в единого Бога и служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления «царства справедливости и мира» на земле. 
     
      Мухаммед родился в Мекке в роде Курайшитов, принадлежавших племени Хашим (Хашимитов), как принято считать в 570 году.  О детстве и юности Мухаммеда известно мало.2 Отец его умер ещё до рождения сына, и мать – Амина – испытывала постоянную нужду и бедствия. Когда ребёнку исполнилось 6 лет, Амина умерла, вскоре после этого скончался и его дед Абд аль-Мутталиб, в доме которого воспитывался Мухаммед. Юношу взял к себе дядя Абу-Талиб и начал приобщать к торговому делу. Путешествуя по странам Ближнего Востока, Мухаммед встречался и беседовал с христианскими и иудейскими проповедниками. 
     
      Когда посланнику Аллаха исполнилось 25 лет, он поступил на службу к богатой вдове по имени Хадиджа и вёл её торговые дела.  Вскоре он женился на ней. От этого брака у Мухаммеда родилась дочь Фатима, чьи дети считаются законными правопреемниками пророка. Пока Хадиджа была жива, Мухаммед не брал другой жены. После её смерти пророк неоднократно вступал в браки. В большинстве своём они носили политический характер, укрепляя связи Мухаммеда с различными племенами. Вообще же, у Мухаммеда было одиннадцать официальных жён, девять из которых были живы в момент его кончины. 
     
      Первыми последователями пророка стали Хадиджа и ее двоюродный брат Али бен Талиб (смотрите приложение). Вскоре в число новообращённых вошли мекканские купцы Абу Бекр и Омар (смотрите приложение), а также Усман (смотрите приложение). Представителями последнего находились у власти в Мекке и были серьёзно обеспокоены усилением влияния Мухаммеда и его общины. Начались гонения на мусульман. Вскоре пророку удалось договориться с горожанами соседнего Йасриба, и его сторонники начали переселяться в этот город. В это время другие несчастья обрушились на Мухаммеде. Курайшиты изгнали его из своего рода, затем умерла Хадиджа. В сентябре 622 г. пророк ушел из Мекки в Йасриб, который был переименован в Медину (от арабского мадинат ан-наби – город пророка). Данное событие в мусульманском предании называется хиджра (выселение, эмиграция). После смерти Мухаммеда, при Османе, хиджра стала начальной датой мусульманского летоисчисления. 
     
      До переселения Мухаммед придерживался оборонительной тактики, но затем, обосновавшись в Медине, перешел в наступление. Был сформирован небольшой отряд воинов-единоверцев, которые под лозунгом борьбы с неверными (джихад) начали набеги на купеческие караваны, идущие в Мекку. Были покорены богатые племена северной Аравии, у Мухаммеда становилось всё больше союзников. В 630 г. покорилась Мекка. Мухаммед совершил паломничество в Мекку, где поклонился святилищу Кааба и очистил его от идолов. Так было создано новое, исламское государство. Его священным центром стала Мекка.  
     
      Началось интенсивное объединение аравийских племён вокруг исламского государства. Именно с этого времени всё чаще используется термин «араб» в качестве самоназвания племён, принявших ислам. Известно, что Мухаммед готовил военную экспедицию в Египет, но летом 632 г. неожиданно скончался. Его прах покоится в главной мечети Медины. 
      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2. Коран и Сунна  – «священные книги» мусульман. 
 
  Со смертью Мухаммеда власть в государстве сконцентрировалась в руках его «заместителей» - халифов. Первых четырёх халифов по мусульманской традиции называют «праведными». Это – ближайшие сподвижники пророка: Абу Бекр, Омар, Осман и Али бен Аби Талиб. Само мусульманское государство называлось Арабский халифат. В период правления «праведных» халифов начались обширные захваты под знаменами джихада. Для укрепления идеологической основы расширяющегося государства создаются и канонизируются «священные книги» мусульман – Коран и Сунна. 
 
  Коран –  название  происходит от арабского слова ал-кур'ан, что означает «чтение вслух, наизусть»3
 
   Коран - величайший памятник исламской духовной культуры. Собирался из устных рассказов пророка о его откровениях, а также проповедей Мухаммеда, услышанных сподвижниками. Первоначально существовало несколько списков книг, но во времена халифа Османа был утверждён единый канонический текст. Коран используют в ритуальных целях и читают на досуге. Он переведён на все европейские языки, его изучают, приобщаясь к сокровищнице восточной религиозной мысли. 
Сунна (от араб, ас-сунна – обычай, пример; полная форма: суннат рассул аллах – Сунна посланника Аллаха) – собирательное название сборников рассказов – хадисов.4 Хадисы посвящены разным темам: деяниям пророка; его высказываниям; правилам поведения мусульманина по отношению к семье и родственникам, единоверцам и иноверцам. Как правило, хадисы состоят из двух частей. В первой говорится о том, кто передаёт сведения автору хадиса, вторая раскрывает смысл сообщения. 
 
    Хадисы начали собирать ещё в конце VII века. Их отбор, запись и классификация во второй половине VIII века вылились в широкое движение, получившее название «поиск религиозного знания». В конце VIII – начале IX веков часть богословов признали Сунну в качестве второго источника вероучения. Немалая заслуга в этом принадлежала иракскому религиозному деятелю Ахмаду ибн-Ханбалу. Он основал движение ханбалитов, которые последовательно отстаивали идею о том, что Сунна является единственным комментарием к Корану.  
 
  Сегодня в исламе признано шесть наиболее авторитетных сборников хадисов, созданных в IX – X веков. 
Одним из наиболее известных собирателей хадисов (мухаддис) был имам (руководитель мечети, предстоятель общей молитвы во время богослужения) Абу аль-Бухари (810 – 870). Сообщают, что для своего сборника он собрал 2134 хадиса. Книга называется «Аль-Джами СА-Сахих» - «Истинное собрание», «Подлинный сборник». 
 
2.1 Вероучение и культ ислама. 
 
  Религиозные представления мусульман не имеют чёткой догматической завершённости. Различные направления в исламе по-разному понимают те или иные принципы, заложенные в «священных книгах». Между тем всеми признаются пять религиозных правил, «столпов» веры: аш-шахада – исповедание веры; ас-салат (персидское «намаз») – молитва; ас-саум – пост; аз-закат (закят) – налог в пользу бедных; хаджж – паломничество. 
 
  Шахада предписывает мусульманам свято верить в единого Бога – Аллаха и считать Мухаммеда его посланником. Шахада возникла в ранний период ислама как возглас, отличавший мусульман от остальных людей. Она произносится и в индивидуальных молитвах, и в мечети во время богослужения. В период религиозных войн шахада служила боевым кличем. Отсюда понятие шахид – мученик, воин, павший за веру. 
 
  Молитва – обязательное правило для правоверного. Согласно Корану, Аллах вначале предписал Мухаммеду молиться 50 раз в день, однако в последствии снизил это количество до пяти (утренняя, полуденная, предвечерняя, дозакатная и ночная молитва). Молиться мусульманин может индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, но полуденную, в пятницу, рекомендуется совершать в мечете.  
 
  Пост (саум5), по преданию, установлен самим Мухаммедом в месяц рамадан (рамазан) второго года хиджры по приказу Аллаха. Пост заключается в воздержании в светлое время суток от приёма пищи, питья, вдыхания табачного дыма и тому подобное, то есть от всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, но излишествам предаваться не рекомендуется, следует проводить время в размышлениях, беседах, чтении Корана, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню. Пост обязателен для всех мусульман в течении рамадана. 
 
  Налог мусульман в пользу бедных (закат) берется с состоятельных, имущих. Закат обычно взимается со скота, денег, товаров и тому подобного. Правом получения материальной помощи, по Корану, пользуются бедные и нищие, пленные мусульмане, кающиеся грешники, паломники. 
 
  Хадж – паломничество -  пятое важное религиозное правило. Мусульманам предписывается совершить путешествие в Мекку и другие святые места, связанные с деяниями пророка Ибрахима. Паломничество – строго регламентированное путешествие. Главный же обряд хаджа – стояние у горы Арафат (возле Мекки), где паломники проводят целый день, слушают проповедь, молятся. По завершении хаджа паломник получает звание хаджи и право носить зелёную чалму.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3. «Мир ислама» и современность. 
 
  В VII – XII веках сложился «мир ислама» - своеобразная система духовных, социальных, политических и правовых реалий, основанная на религии, объединяющая целые народы и отдельные мусульманские общины Евразии и Африки, Северной и Южной Америки. Сегодня «мир ислама» включает более 860 млн. мусульман, проживающих в 120 странах мира. В 28 афро-азиатских государства ислам является официальной государственной религией. 
Существует немало региональных и международных правительственных и неправительственных организаций, объединяющих мусульман. Крупнейшая из них – Организация Исламской конференции (ОИК, штаб-квартира в г. Джидде, Саудовская Аравия) – возникла в 1969 г. 
 
  Растёт влияние Ислама и в России. В Российской Федерации мусульманскую религию исповедуют более 20 миллионов мусульман различных народностей: тюрские народы (татары, башкиры, казахи, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки), народы Дагестана, чеченцы, ингуши, адыгские этнические общности. Российские мусульмане активно участвуют в духовно-политическом возрождении страны – строятся мечети, учебные заведения (медресе), исламские институты, пропагандируется исламская культура. Больше всего мечетей действует на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане.  
 
 Впервые в 1995 г. в России были созданы мусульманские политические организации, крупнейшая из них – Общероссийское Мусульманское движение «Нур», которое участвовало в парламентских и президентских выборах.

Во второй половине XX века началось постепенное объединение разных стран. Одновременно с этим обозначились не очень благовидные течения, связанные  с исламом. Это, прежде всего экстремизм ряда мусульманских организаций, как, например, «Братья - мусульмане», «Серые волки», «Аль Каида» и другие. Подобные организации возникли еще в период борьбы исламских государств против колонизации, а после окончания освободительных войн, они направили свою деятельность против правительств своих стран.

Они пытаются насильственными методами изменить политический строй в том  или ином государстве. Так было, в  Египте, Алжире, Сирии.

Не успокаиваются экстремисты  и в наши дни, прикрываясь исламскими лозунгами, они дестабилизируют  положение в Индии, Судане, Алжире, Чечне (РФ) и в некоторых других странах. Продолжаются военные действия в Афганистане, неспокойно в пограничных  районах Таджикистана, Киргизии, Узбекистана.

Поведение экстремистских группировок порождает у людей недоверие ко всему исламскому миру.

Но не следует думать, что все  мусульмане склонны к экстремизму. В основе большинства конфликтов лежат не религиозные, а политические и экономические разногласия. Многие нечистоплотные политики просто передергивают  идеи ислама, вкладывают в отдельные  положения совершенно другой смысл, призывая к борьбе с «неверными», сея раздор между народами для  достижения своих целей.

Во многих Европейских странах  в результате миграций народов имеются  общины, исповедующие ислам.

Исламские экстремистские организации  используют эти общины для организации  терроризма.

Современное исламоведение стремится  рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины  широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии  на все сферы жизни этих стран  они объясняют спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, мусульманское возрождение, резкое усиление роли ислама в экономической, политической. Духовной жизни восточных  народов объясняется следующими причинами 1. Молодость ислама. Мусульманская  религия возникла значительно позже  других религиозных систем и в  отличии от них не исчерпала своих  возможностей. Ислам находится в  расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире. 2. Жизненность  и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых  западных специалистов, проявляется  в том , что он выстоял, не сдал своих позиций, не смотря на длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость связывается ими и с отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и современному решению назревших проблем. 3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт.

 

 

Заключение 
  В контрольной работе мною была рассмотрена тема «Ислам как мировая религия», в ней мы узнали, что Мухаммед является основателем ислама, он реальное историческое лицо. Ислам не наделяет его никакими сверхъестественными чертами, но для верующих он – пример «совершенного человека». В его личности удачно воплотились черты талантливого проповедника и способного политика, выяснили, что Мухаммед сумел найти равнодействующую интересов как племенных вождей, так и простых общинников, бедуинов и торговцев-горожан, простолюдинов. Одним предлагалось идеальное государство социального равенства и справедливости, другим – избавление от кровопролитных междоусобиц, третьим – власть и могущества в новом едином государстве. Всё это олицетворялось им в образе единого Бога – Аллаха. 
 
  Рассмотрели пять религиозных правил веры такие как -  исповедание веры, молитва, пост, налог в пользу бедных и паломничество. 
 
  Узнали о «священных книгах» мусульман – Коран и Сунна, а также о религиозных мусульманских праздниках: Курбан-байрам, Ураза-байрам, Маулид, Мирадж, Лейлят аль-Кадр, Лейлят аль-Бараа, Навруз и Ашура.  
 
  Выяснили, что растёт влияние ислама и в нашей стране. Российские мусульмане активно участвуют в духовно-политическом возрождении страны – строятся мечети, учебные заведения, исламские институты, пропагандируется исламская культура.

 

 

 

Приложение: 
 Абу Бекр (ок. 572 – 23 августа 634 г.), первый из четырёх «праведных» (хашидун) халифов. Богатый мекканский купец, оказывавший постоянную поддержку мусульманской общине. Сопровождал Мухаммеда во время хиджры и скрывался с ним в пещере в окрестностях Мекки от преследователей-мекканцев. В Медине ещё более сблизился с пророком, выдав за него дочь Айшу. 
 
 Омар (Умар I) бен ал-Хаттаб ал Фарук (ок. 585 – 644), второй «праведный» халиф, выдающийся государственный деятель. Происходил из курейшитского рода, был торговцем тканями. После смерти Абу Бекра принял управление халифатом. Ввёл мусульманское летоисчисление по хиджре (с апреля 637 г.), а также ряд религиозно-правовых предписаний (ежегодное паломничество, наказание кнутом, побиение камнями за прелюбодеяние и др.). Скончался от нанесённых ему в мединской мечети ран рабом-иранцем. 
 
  Усман (Осман) бен Аффан (ок. 575 – 656), третий «праведный» халиф. Богатый мекканский купец, один из первых последователей пророка. Он и Мухаммед женились на дочерях друг друга. В правление Усмана был составлен первый свод Корана. Был убит родственниками Абу Бекра.Его смерть вызвала многолетнюю гражданскую войну в халифате. 
 
  Али бен Талиб (ум. 21 января 661 г.), четвёртый праведный халиф, двоюродный брат и зять Пророка.

 

 

 

Список литературы

1. Гайнутин Р.И. «Ислам в 21 веке, или как жить мусульманину по Корану в России»-, изд. Исламская книга, 2009 - 142 с.

2. Ильин В. В., Кармин  А. С., Носович  Н. В. Религиоведение. – С П б.: Питер,  2008. – 240с.

3. Кислюк Константин, Кучер Олег Религиоведение: Учебник для высших учебных заведений: 3-е изд., доп. Издательство: Феникс, - 2004. - 512 с.

4. Мировые религии:  история  и современность: учеб. пособие / М. Ю. Зеленков . – Ростов н / Д.: Феникс, 2008. - 364с.

5. Религиоведение: Учебное пособие/ Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2006. - 432с.

6.http://religiirossii.ucoz.ru/blog/osnovnye_terminy_i_ponjatija_po_teme_quot_islam_quot/3.10.2012

1 http://religii-rossii.ucoz.ru/blog/osnovnye_terminy_i_ponjatija_po_teme_quot_islam_quot/3.10.2012

2 http://ru.wikipedia.org/wiki/muhammad

3 http://slovarik-ozhegova.info/koran

4 http://religii-rossii.ucoz.ru/blog/osnovnye_terminy_i_ponjatija_po_teme_quot_islam_quot/2011-07-22-3

5 http://dic.academic.ru/dic.nsf/islam/saum

 


Информация о работе Происхождение Ислама