Путь святителя луки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 00:33, реферат

Описание работы

XX век для всего мира, в том числе и для восточнославянских народов стал веком войн и разрушений, зла и неоправданных гонений. Первая и вторая мировые войны, Гражданская война и иностранная интервенция, революция 1905-1907 годов, октябрьская и февральская революции 1917 года, политические репрессии, последствия Чернобыльской катастрофы - это все события, которые уничтожали русский народ, его духовную и материальную культуру. Именно в эти периоды духовных болезней русской нации Господь Бог посылает на землю русскую своих пастырей вернуть заблудших людей на путь истинный. Только так и можно понять появление на Руси богатырей духа: святителей и великомучеников, монахов и священников, столпов Русской Православной Церкви, одним из которых и является архиепископ Лука, в миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

Работа содержит 1 файл

ПУТЬ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Шляхтов А. С.

УО «Белорусский государственный университет транспорта» (г. Гомель)

 

ПУТЬ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО)

 

XX век для всего мира, в том числе и для восточнославянских народов стал веком войн и разрушений, зла и неоправданных гонений. Первая и вторая мировые войны, Гражданская война и иностранная интервенция, революция 1905-1907 годов, октябрьская и февральская революции 1917 года, политические репрессии, последствия Чернобыльской катастрофы - это все события, которые уничтожали русский народ, его духовную и материальную культуру. Именно в эти периоды духовных болезней русской нации Господь Бог посылает на землю русскую своих пастырей вернуть заблудших людей на путь истинный. Только так и можно понять появление на Руси богатырей духа: святителей и великомучеников, монахов и священников, столпов Русской Православной Церкви, одним из которых и является архиепископ Лука, в миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий [1, с. 3].

Цель данной работы заключается в том, чтобы донести до людей светлый образ человека, который прошел свой жизненный (крестный) путь смиренно, кротко, без ропота на власть советского времени, от которой много пострадал за правду, за свою бескорыстную любовь к людям, за стремление сохранить Святую Русь святой. Он не роптал на Бога за свою судьбу до самого последнего дня своей жизни, а говорил: «…когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой» [1, с. 8]. Трудно представить себе все то, что испытал этот человек. Его жизненный путь является хорошим примером, показывающим как нужно жить и любить свое Отечество, свой народ, свою Православную веру – Святую Церковь Христову, данную как бесценный дар русским людям от Бога. Вот слова, которые были девизом жизни архиепископа Луки: «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь – большое, постарайся совершить хотя бы малое» [2, с. 5].

27 апреля 1877 года в Керчи у провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого родился сын, нареченный Валентином. Мальчик рос в атмосфере христианской любви и послушания. Строгое домашнее, религиозное и гимназическое воспитание привило Валентину с детства глубокое чувство ответственности перед Богом и людьми за все свои поступки и деяния. В 1889 году семья переехала в Киев. Так как у мальчика была природная склонность к рисованию, в 13 лет его отдали в Киевскую художественную школу. Рисовал с натуры духовную жизнь в Киево-Печерской Лавре и киевских храмах. Ежедневное общение с верующими людьми в течение 350 дней было колоссальной школой духовного опыта, ибо, воспроизводя одухотворенные молитвой лица в своих эскизах, Валентин поневоле соприкасался с духом и душой этих людей. Именно тогда к нему впервые пришла мысль, что это его паства. Мысль неожиданная и необычная, приведшая к глубокому осознанию своей судьбы как служению людям.

Уже во время вступительных  экзаменов в Академию художеств в результате тяжелых раздумий и душевных мук Валентин меняет планы. "Я не вправе заниматься тем, чем мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей" [1, с. 73]. Это юношеское решение, освященное глубокой верой в Бога, святитель Лука не отменил до конца своих дней.

В 1898 году он поступает на медицинский факультет. Архиепископ часто повторял: "Из неудавшегося художника я стал художником в хирургии" [1, с. 89]. Этого человека выделяли высокие моральные требования к себе и другим, чуткость к чужому страданию и боли, открытый протест против насилия и несправедливости. После блестяще сданных выпускных экзаменов и получения диплома с отличием Валентин страшно обескуражил сокурсников заявлением, что его жизненный путь - это путь земского врача. "Как, Вы будете земским врачом? Ведь Вы ученый по призванию!" - воскликнули коллеги. "Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским - мужицким врачом, помогать бедным людям", - писал в мемуарах святитель Лука [1, с. 89].

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий  действительно всю жизнь был таким врачом. Он поставил высокую благородную цель - служить людям, когда ему было только восемнадцать лет, и полностью реализовал себя в достижении этой цели. Это ли не Божественный промысел, проявивший себя в судьбе русского человека?!

В 1915 году в Петербурге вышла первая книга В.Ф. Войно-Ясенецкого "Регионарная анестезия", которую он представил и защитил в качестве докторской диссертации в 1916 году в Москве. Книга, и диссертация получили высочайшие оценки. Решение проблемы регионарной анестезии было научным прорывом, открывающим новый путь в медицине.

Первая мировая война  застала Войно-Ясенецких в Переславле-Залесском. Семнадцатый год стал трагическим как для всего русского народа, так и для семьи Войно-Ясенецких. В октябре 1919 года по ложному доносу служителя больничного морга Валентин Феликсович был арестован и едва не расстрелян. Арест вызвал шок у тяжело больной жены, которая через несколько дней скончалась в возрасте 38 лет, оставив на руках мужа четырех малолетних детей. Смерть жены будущий святитель воспринял как наказание Божие: в юности Анна дала Богу обет безбрачия, и Валентин знал об этом.

В 1918 году началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь. Массовые гонения и истребление верующих, расстрелы епископов, разрушение и разграбление церквей продолжались все последующие годы. Эти события Валентин Феликсович воспринял как личную трагедию, поэтому встал на защиту Матери-Церкви. Валентин принял предложение епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия стать священником. В 1921 году был рукоположен в сан иерея. Владыке Луке пришлось много пострадать за православные убеждения, которых он придерживался в жизни и в работе. Вот один из фактов, с каким смирением, мужеством и мудростью принимал он несправедливые нападки и гонения властей.

Во время  судебного разбирательства по «делу врачей» (1921 год) среди вопросов обвиняемому был и такой: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий - Войно? Разве вы его видели, своего Бога?» «Бога я не видел. Но много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил», с достоинством парировал владыка [2, с. 4].

В 1923 году произведен тайный постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Луки. В 1923 году иеромонах Лука был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского. А в июне 1923 года арестован. Будущий праведник подвергался жесточайшим пыткам и истязаниям в рамках шести уголовных дел в Бутырской и Таганской тюрьмах, в застенках ОГПУ и НКВД. От него требовали признания в несовершенных им преступлениях, требовали отречься от Православной  веры. Его дважды пытали методом конвейера. Один конвейер – это 15 суток непрерывных мучений без сна, еды и отдыха. Он выстоял, не подписал ни одного протокола, поэтому не был расстрелян [1, с. 8 - 9].

Находясь в  первой ссылке в Туруханске, никому не отказывал в помощи. Приходилось делать полостную операцию перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом. Любой врач скажет, что это невероятно. Но так оно и было! Перед второй ссылкой в Архангельск, жил в Ташкенте и оказывал врачебную помощь, как в больничном стационаре, так и у себя на дому. Разрешал родственникам больных проживать в своей квартире. Будучи в третьей ссылке под Красноярском, уже в начале Великой Отечественной войны, епископ Лука предложил властям свой опыт и мастерство для лечения раненых советских воинов. С октября 1941 года служил главным хирургом эвакогоспиталя. Инспекторская проверка показала, что ни в одном другом госпитале не было столь блестящих результатов лечения сложнейших инфекционных ранений суставов. Тысячи военных были спасены от смерти или пожизненной инвалидности. Владыка не терпел равнодушия к медицинскому долгу, учил своих помощников человеческой хирургии. Стали широко известными его слова: «Для хирурга не должно быть случая, а только живой страдающий человек» [2, с. 6].

Ссылка закончилась  в 1943 году. Святителя назначили епископом Тамбовской епархии, где он в течение двух лет одновременно работал хирургом в госпиталях и служил в церкви. Беззаветное служение Господу Богу и русскому народу было отмечено тем, что Священный Синод приравнял лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел епископа в сан архиепископа. В 1946 году Советская власть присудила Сталинскую премию первой степени за опубликованные труды: "Очерки гнойной хирургии" и "Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов", которая была пожертвована на нужды сирот. В конце войны его наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Все это означало официальное признание беззаветного труда святителя. В связи с назначением архиепископом Симферопольским и Крымским владыка в 1946 году переезжает в Симферополь. После войны епархия была в полном упадке, и архиепископ все силы отдавал приведению в порядок и устройству церковных дел. Здоровье владыки ухудшилось. Сказались одиннадцать лет мучений, пыток, тюрем, лагерей, ссылок. Сначала отказал один глаз, а в 1958 году он окончательно ослеп. Тем не менее, продолжал архиерейскую службу, выступал с проповедями перед прихожанами и настолько точно исполнял все детали службы, что никто не мог догадаться о слепоте пастыря.

11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле  Российской просиявших, архиепископ Лука скончался. 22 сентября 1995 года архиепископа Симферопольского и Крымского Луку причислили к лику святых Православной Церкви. Его мощи были перенесены в кафедральный Свято-Троицкий Собор (в 1996 года). На панихиде Высокопреосвященнейший владыка Лазарь, отметил: "…на крымской земле происходит событие исключительной важности. Яркая личность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) видится сегодня спасительным маяком, к которому каждый из нас должен направлять свой взор, по которому должны ориентироваться общественные силы, ищущие возрождения нашего народа" [3].

Святитель Лука плодотворно трудился, совмещая церковную, медицинскую и просветительскую деятельность, развенчивая миф о противостоянии науки и религии. Как врач-христианин, святитель всегда боролся за человеческую жизнь, поскольку знал высокую цену этой жизни. Как человек, наделенный святостью, он со страхом и трепетом относился к этому Божественному дару - залогу жизни вечной. Его перу принадлежат такие книги как: «Дух, душа и тело» и «Наука и религия». Их содержание по значимости можно отнести к «букварю» на пути постижения такой «науки» как нравственность.

Жизненный путь святителя Луки – пример того, как  именно вера, в основе которой лежит  любовь к людям, сделала его человеком  и дала силы остаться им в нечеловеческих условиях.

«Высшая наука: быть мудрым, а высшая мудрость: быть добрым» [4, с. 201].

Русь Святая! Храни Веру Православную, в ней же Тебе утверждение!

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Лисичкин, В. А. Земский путь святителя Луки. – Обнинск: «Спас», 2005. – 272 с.
  2. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. -  М.: ОБРАЗ, 2007. – 192 с.
  3. // www. kob.r / arhiepiskop_Luka
  4. Цветник духовный. – М.: «Артос-Медиа», 2007. – 798 с.

 

 

 


Информация о работе Путь святителя луки