Ранние формы верований и культа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:16, реферат

Описание работы

В настоящее время с определенной уверенностью можно утверждать то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа, который сильно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к анализу конкретной ситуации, к созданию общих понятий, абстракций, к осознанию самого себя и своего места в окружающей действительности.
Общепризнано что такими верованиями были фетишизм, тотемизм, магия, анимизм и др.

Работа содержит 1 файл

Религиоведение.doc

— 51.50 Кб (Скачать)


 

 

 

РАННИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТА

В настоящее время с определенной уверенностью можно утверждать то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа, который сильно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристи-ками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к анализу конкретной ситуации, к созданию общих понятий, абстракций, к осознанию самого себя и своего места в окружающей действительности.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах , причем с умершими предварительно осуществляли определенные обряды подготовки к загробной жизни: их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помещали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т.д. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром, существует мир иной, где обитают умершие. Религиозные верования первобытного человека нашли свое отражение и в произведениях  наскальной и пещерной живописи. Большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а так же в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Эта форма религиозных верований получила название фетишизм от португальского слова feitico (амулет, магическая вещь). В самом общем виде фетишизм может быть охарактеризован как поклонение неодушевленным вещам. Человек усматривал в поразивших  его воображение предметах свойства, которые не усматривались в этих предметах при помощи обычных органов чувств. Объектом поклонения - фетишем – мог стать любой предмет: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка и т.п. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Чаще всего фетишем оказывался случайно выбранный предмет. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим. Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету. За оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане интересен африканский  обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-либо фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.

  Особенно распространенной формой фетишизма было поклонение камням и кускам дерева. Обычай поклонения камням деревянным столбам существовал у многих племен Северной Азии. Не обошел этот обычай и страны Европы. Всего несколько веков назад в Англии и во Франции существовал запрет поклоняться камням, что свидетельствует о длительном сохранении фетишистских верований даже во времена господства в Европе христианской религии.

Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм - веру в существование родственной мистической связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Это животное или растение являлось тотемом данной группы людей. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческого коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились все его члены. Как предполагают ученые, это обстоятельство и послужило основой для возникновения тотема (на языке североамериканских индейцев «тотем»- род) – животного предка, считающегося покровителем рода, символом его единства. Члены группы, тотемом которой был, например, медведь, считали себя медведями, а медведей – членами своей группы.

В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу.

В более поздние времена  в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны к усилению культа предков и веры в их особые возможности, а с другой - к изменению отношения к самому тотему, в частности, к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание  носило ритуальный характер. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так табу исключало половые связи между близкими родственниками. Строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, права и обязанности членов первобытного коллектива. Все эти табу были необычайно строгими. Сам факт осознания нарушения табу, которое понималось как нечто священное, парализовал волю нарушителя и даже способность его организма к жизнедеятельности.

К ранним формам религии относится магия (древнегреческое «колдовство», «волшебство»). Она представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем определенных символических действий и обращения к чудодейственным силам (заговоров, заклинаний и т.д.). Магия приходила на помощь человеку, когда не существовало надежного способа достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, когда над ним господствовала случайность и неопределенность. Именно это и заставляло его полагаться на помощь могущественных сверхчеловеческих сил и совершать магические действия.

Обычно магией занимались специально подготовленные люди – колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив, который обращался к ним за помощью  в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.

Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий – обрядов, таинств, молитв и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу».

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме (от латинского «анима» - душа) – вера в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований дан Э.Тайлором в работе «Первобытная культура». Согласно его теории эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а так же из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятия о душе находящейся в теле человека и покидающей его время от времени.  В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п.

Второй ряд  анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.д. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных.  Анимистическую природу имеют многие современные обычаи, например, поведение людей при чихании или зевоте. В древние времена считалось, что при чихании и зевоте в человека входят окружающие его духи. Зулусы считали, что это добрые духи. Поэтому их вожди и колдуны старались как можно больше чихать. У других народов, считалось, что в человека могут войти злые духи. Поэтому они выработали обычай прикрывать при зевании рот рукой, а после чихания говорили: «Будь здрав».

Анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, призраков, нечистую силу, в бессмертную душу, в кармическое перерождение и т.п. – все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие – оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней  вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно найти в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении сверхъестественных существ в облике животных и т.п. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики всех религий.

Важно отметить на ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде.  Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том какая из этих форм верований возникла раньше, а какая – позже вряд ли возможно. Очевидно, речь должна идти о комплексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной.  Например,  у аборигенов Австралии наиболее предпочтительным элементом религиозного комплекса был тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди народов Сибири и дальнего Востока явно доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались своей склонностью к фетишизму. Однако выдвижение на первый план какой либо части религиозного комплекса не означает, что первобытные люди не были знакомы с остальными его элементами. Именно комплекс рассмотренных первобытных верований стал позже ядром племенных религий, которые отличались большой пестротой.

Итак, если вопрос о времени возникновения религии до сих пор остается открытым, то наиболее ранние из дошедших до нас религиозных верований были достаточно хорошо  изучены археологами, этнографами, этнологами, антропологами и религиоведами в 19-20 в.в. Общепризнано что такими верованиями были фетишизм, тотемизм, магия, анимизм и др. Природа этих верований достаточно сложна и объясняется по-разному, однако большинство исследователей предполагает, что их истоки следует искать в условиях жизни наших предков и в особенностях их сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.      История религии. В 2 т. Т.1. Учебник / В.В.Винокуров, А.П.Забияко. З.Г.Ла-пина и др.; Под общ. ред. И.Н. Яблокова М.: Высшая школа, 2002. 463 с.

2.      Религиоведение: Учеб. пособие / М.Я.Ленсу, Я.С.Ясневич, В.В. Кудрявцев и др.; Под общ. ред. М.Я.Ленсу.  Мн.: Новое знание, 2004. 421 с.

3.      Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие.  М.: АспектПресс, 1995. 351 с.

4.      Торгашев Г.А. Основы религиоведения: Учеб. пособие.  СПб.: Питер, 2004. 364 с.

 

 

6

 



Информация о работе Ранние формы верований и культа