Религии Древнего Ирана Зароастризм: особенности вероучения и культа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:50, реферат

Описание работы

Племенные боги арийских пастухов стали сильными и грозными богами иранских воинов и земледельцев, со временем оставив яркий след во всех религиозных системах Ближнего Востока, а потом и Европы. Эти люди пережили завоевание своей страны, вековые гонения, вынужденный уход в другую страну… и всё равно сохранили свою веру.

Работа содержит 1 файл

религии древнего ирана.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

ЗОРОАСТРИЙСКИЙ  КАЛЕНДАРЬ

 

Существует 3 календаря, используемых сегодня зороастрийцами — Фасли, Шахеншахи и Кадими. Наиболее древним из них является календарь  Фасли. Согласно нему, год начинается с дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта) и состоит из 12 месяцев, по 30 дней каждый. Последние 5 или 6 дней года называются Днями Гат. Каждый из месяцев ("мах") и дней ("руз") календаря посвящен одному из Амешаспандов (Бессмертных Святых, Архангелов) или Язадов (Достойных Почитания, Ангелов).

Мах 1 — Фарвардин (21 марта — 19 апреля)

Мах 2 — Ордибехешт (20 апреля — 19 мая)

Мах 3 — Хордад (20 мая — 18 июня)

Мах 4 — Тир (19 июня — 18 июля)

Мах 5 — Амордад (19 июля — 17 августа)

Мах 6 — Шахривар (18 августа — 16 сентября)

Мах 7 — Мехр (17 сентября — 16 октября)

Мах 8 — Абан (17 октября — 15 ноября)

Мах 9 — Азар (16 ноября — 15 декабря)

Мах 10 — Дэй (16 декабря  — 14 января)

Мах 11 — Бахман (15 января — 13 февраля)

Мах 12 — Эсфанд (14 февраля — 15 / 14 марта)

Дни Гат (16 / 15 марта  — 20 марта)

Каждый месяц  зороастрийского календаря состоит из 30 дней, посвященных одному из Изадов (Достойных Почитания):

Ахура Мазда (Урмазд) — Творец.

Ваху Ман (Бахман) — Благая Мысль.

Аша Ва Хишта (Ордибехешт) — Высшая Истина и Праведность.

Хаштара Ва Ирия (Шахривар) — Сила, Сдержанность.

Спента Армайти (Эсфанд) — Благодетельный Мир, Добро, Любовь.

Хуртат (Хордад) —  Здоровье, Созревание.

Амертат (Амердад, Мордад) — Бессмертие.

Дэй Базар —  Благодать, Создатель.

Атар (Азар) — Огонь.

Апам Напат (Абан) — Воды.

Хур (Хоршид) —  Солнце.

Мах — Луна.

Тиштрия (Тирташ, Тир) — Звезда Дождя, Звезды.

Геуш (Гуш) — Живая  Душа, Мир.

Дэй Бемехр — Создатель.

Митра (Мехр) —  Дружба, Око Божье.

Соруш — Повиновение.

Рашн — Справедливость.

Фарваши (Фарравахар, Фарвардин) — Сила Развития.

Вертрагна (Варахрам) — Победа.

Рамман (Рам) — Покой, Радость.

Вата (Бад) — Ветер.

Дэй Бедин —  Создатель.

Даэна (Дин) — Совесть, Вера.

Арта (Аши, Ард) —  Счастье, Имущество.

Арштат (Аштад) —  Правда, Праведность.

Асман — Небо.

Зэм (Замьяд) —  Земля.

Мантра Спанд  — Благое Слово.

Спента Манью (Анарам) — Изначальный Свет, Вечность, Победа над Временем.

Последние 5 дней года названы в соответствии с 5 Гатами Заратуштры:

Ахунават (Ахнуд) Гах

Уштават Гах.

Спантамат Гах.

Вахухшатр Гах.

Вахишто Ишт Гах.

Поскольку каждый астрономический год включает в  себя 365 дней, 5 часов, 48 минут и 49 секунд, периодически к 5 последним дням добавляется 6 — Авардад ("данный сверх обычного"), на пехлеви — Бахизак.

     В дни Бахман, Мах, Гуш и Рам практикуется воздержание от употребления мяса.

ЗНАЧЕНИЕ  ЗОРОАСТРИЗМА

 

     Зороастризм как религиозная доктрина древнего мира занимает особое место в истории  религий. Несмотря на отчетливо выраженный дуалистический характер доктрины, к которому сводится вся квинтэссенция древнеиранских религий, значение зороастризма состоит, во-первых, в выдвижении на передний план этического идеала и, во-вторых, в том, что в его дуалистической структуре на первом месте был резко отделившийся от всех остальных верховный Бог-творец Ахура-Мазда. Возвышение и возвеличение Бога-творца, высшего символа Света и Добра, было в общем контексте истории религий важным шагом на пути к монотеизму.

     Все ранние религии и религиозные  системы были политеистическими, а  существование и почитание верховного божества, своего рода первого среди равных, не мешало господству политеизма как идейно-структурной основы религиозного мировоззрения, что хорошо видно на примере и ближневосточных, и индоевропейских верований. Правда, тенденция к структурным сдвигам в сторону монотеизма уже намечалась, причем совершенно логично, что, прежде всего, она ощущалась там, где существовали длительные традиции централизованного государства во главе с обожествленным правителем, свидетельством чему является неудавшаяся реформа фараона Эхнатона. По-своему эта тенденция проявилась и в древнем Иране, где дуалистическая структура, выросшая на фундаменте политеизма, была своего рода вариантом монотеизма и, во всяком случае, важным шагом в его сторону.

     Резюмируя, следует заметить, что идея монотеизма в ближневосточной древности на определенном этапе развития этого региона уже в буквальном смысле слова носилась в воздухе. Рано или поздно, но она должна была как-то реализоваться. В этом смысле реформы Эхнатона и зороастризм можно считать вариантами общего поиска. Наиболее же удачная, оптимальная с точки зрения результатов модель монотеизма была разработана сравнительно небольшой и находившейся к тому же на невысоком уровне развития этнической общностью древних евреев, бывшей одним из ответвлений семитских пастушеских племен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Что же касается образа идеального человека в религии Заратуштры, то это –  мужчина, потому как 1) женщина слишком  часто пребывает в нечистых состояниях (особенности жизненного цикла, рождение детей); 2) первым человеком был мужчина, значит такая форма существования более угодна Ахура-Мазде.

     Жизнь следует постоянным трудом и заботой  о продолжении рода. По традиции, самым почитаемым из видов деятельности считаются разведение скота и  земледелие. Борьба со злом понимается как сражение с демонами. Силы зла суть силы смерти. Ахура-Мазда противостоит злу, как свет тьме, как жизнь нежизни. Поэтому поддерживающие жизнь еда и питье – это борьба против злого духа, и зороастризм не налагает запрета на умерщвление любых живых существ и не предписывает вегетарианства. Другим способом показать свою приверженность силам Добра - быть вежливым, приветливым, если есть возможность – подавать милостыню. Обязательной является пятеричная ежедневная молитва.

     В зороастризме сохраняется более древнее представление о свободе выбора человеком своего пути. В современном зороастризме сохраняются провозглашенные пророком требования сохранения жизни и борьбы со злом.

     Посмертная  судьба человека определяется в зороастризме соотношением его добрых и злых дел, слов и помыслов в течение всей жизни. Этот принцип допускает снисходительность к человеческим слабостям: не все провинности человека будут положены на весы последнего суда. Проступки и прегрешения искупаются исповедью, покаянием и молитвою, а также добрыми делами.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Васильев  Л.С. История религий Востока. –  М., 1999;
  2. История религий. В 2 т. – Т.1. – М., 2002;
  3. Рак И.В. мифы древнего и раннесредневекового Ирана. – СПб.-М., 1998;
  4. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.-СПб., 1997;
  5. avesta.org.ru;
  6. www.rubricon.ru.

Информация о работе Религии Древнего Ирана Зароастризм: особенности вероучения и культа