Религии Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Возрождение религии как нормы общественного сознания и самоидентификации народов – особенно из числа тех, кто вчера ещё был жёстко придавлен имперской идеологией, – не только очевидный рост, но и угрожающий соседям процесс. Активизация религий во всём современном мире не случайно связана, прежде всего с оживлением исламского фундаментализма, причём очень часто в его крайне экстремистской форме. Это обусловлено, прежде всего тем, что из всех известных мировых религий ислам – наиболее сильная и агрессивная. Иными словами, всё опять-таки восходит к внутренней сущности религии, к её потенциальности, мощности и агрессивности

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Религия и религиоведение…………………………………………………4
Основные функции религии……………………………………………..4
История изучения религии………………………………………………6
Восток: общество и религия……………………………………………….6
Возникновение и ранние формы религии………………………………8
Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8
Монотеистические религии………………………………………………..9
Иудаизм…………………………………………………………………...9
Христианство……………………………………………………………10
Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11
Ислам в России………………………………………………………….15
СМИ и Ислам……………………………………………………………17
Религии Древней Индии………………………………………………….17
Брахманизм……………………………………………………………...18
Джайнизм………………………………………………………………..19
Буддизм………………………………………………………………….20
Религия в Древнем Китае………………………………………………...21
Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22
Даосизм………………………………………………………………….22
Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23
Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24
Ламаизм…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

РЕФ Религии Древнего Востока.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 

 Интровертивность религиозной  культуры оказала огромное влияние  на психологию и социальное  поведение индийцев, склонных интересоваться туманными абстракциями и погружаться в глубокий самоанализ.

 

 

Боги Ригведы (Пантеон Вед)

 

 

 Ригведа – самхита из 1028 гимнов, собранных в 10 разделах-мандалах.

 

 Каким же богам молились, приносили жертвы жители древней Индии? Старейшим из них был Дьяус – бог неба, отец богов. Центральной и наиболее популярной фигурой ведического пантеона был их первенец Индра – бог тепла и света, дождя и бури. Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни – бог огня. Он считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового потомства, был всеми любим.

 

 Важное место занимал Сама  – бог опьяняющего напитка,  необходимого для церемонии жертвоприношения. Менее известным и почитаемыми  были жёны богов. Лишь немногие  играли самостоятельную роль в пантеоне.

 

 

5.1 Брахманизм.

 

 

 Брахманизм как система религиозно-философских  взглядов и ритуально-культовой  практики – прямой наследник  ведической культуры. Однако брахманизм  – явление уже новой эпохи.  Появились сословия – варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, торговцев) и шудра (рабов). Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.

 

 Усилиями жрецов-брахманов были  составлены так называемые брахманы  – прозаические тексты.

 

 Итак, брахманы-жрецы, появившиеся  идеи верховного Брахмана-Абсолюта  – всё это привело к формированию  брахманизма – религии древних  брахманов.

 

 Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали плату: считалось, что без этого жертва бесполезна. Согласно брахманам – комментариям, существовали 4 формы платы: золотом, быками, лошадьми и одеждой.

 

 

5.2 Джайнизм.

 

 

 Джайнизм сыграл не малую  роль в истории, культуре Индии.  Возникновение этого учения связывается  с именем Махавиры Джины, жившего  в VI веке до Н.Э. В начале  последователи Джины были лишь  аскеты, которые отказались от всего материального ради великой цели спасения, освобождения от кармы. Все члены ранней общины джайнов – миряне, жрецы, аскеты-монахи, мужчины и женщины – подчинялись некоторым общим законам, соблюдали определённые нормы поведения и запреты.

 

 Учения джайнов исходили из того, что дух, душа человека выше его материальной оболочки. Достичь спасения и полного освобождения душа может, если она освободится от всего материального. Мир состоит из двух вечных несоздаваемых категорий: дживы (душа) и адживы (неживое, материальное начало).

 

 Доктрина джайнов интровертивна,  то есть ориентирована на индивидуальный  поиск спасения для каждого  в отдельности.

 

 

5.3 Буддизм в Индии.

 

 

 Буддизм как религиозная  система несравненно значительнее  джайнизма. Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакьямуни, известному миру под именем Будды, просветленного.

 

 Учение Будды. Жизнь есть  страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть и т.д. –  всё это страдание. Оно происходит  от жажды бытия, созидания,  власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний – вот путь к уничтожению страданий. Будда разработал подробный восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к нирване.

 

 Буддизм Махаены в первые  века нашей эры довольно быстро  распространился в Средней Азии, проник в Китай, через него – в Корею и Японию, даже во Вьетнаме. В некоторых из этих стран буддизм стал играть очень важную роль, в других превратился в государственную религию. В индии же к концу I тысячелетия, буддизм и вовсе практически престал играть сколь-нибудь заметную роль в её истории и культуре, в жизни её народа. На смену ему пришел индуизм.

 

 

Индуизм.

 В процессе соперничества  буддизма с брахманизмом, как  результат продолжения возник  индуизм. На высшем уровне религиозной системы индуизма учёные брахманы, аскеты, монахи, йоги сохраняли и развивали тайный смысл их доктрин. Народный индуизм воспринял и сохранил древние представления о карме с её этической основой, о святости вед. В упрощённом и переработанном для нужд широких

Религии Древнего Востока

 на передний план вышли  новые божества, новые ипостаси  древних богов. 

 

 Важнейшими из богов индуизма  считаются трое – Брахма, Шиву, Вишну. Они как бы поделили  между собой основные присущие  верховному богу функции –  созидательную, разрушительную и охранительную.

 

 Жрецами индуизма, носителями  основ его религиозной культуры, ритуального обряда были члены  брахманских каст. Как в системе  индуизма, так и в социально-политической  структуре Индии, брахманы по-прежнему  занимали видное место. Из их числа цари выбирали себе советников и чиновников. Брахманы были домашними жрецами в богатых семьях.

 

 Во время обрядов домашний  жрец-брахман выполняет все необходимые  ритуальные действия прямо в  доме.

 

 Свадебный обряд наиболее  торжественен: молодые обходят вокруг жертвенного огня, в который бросают различные продукты, и только после этого брак считается заключённым. Обряд похорон тоже отличается особенностями. В Индии нет кладбищ – только священные места.

 

 

6. Религия в Древнем Китае.

 

 

 Если Индия – царство религий,  то Китай являет собой цивилизацию  иного типа. Истинный китаец выше  всего ценил как раз материальную  оболочку, то есть свою жизнь.  Величайшими и общепризнанными  пророками здесь считались прежде  всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни.

 

 В Китае тоже есть высшее  божественное начало – Небо. Но  китайское Небо – это не  Яхве, не Иисус, не Аллах, не  Будда. Это высшая верховная  всеобщность, строгая и безразличная  к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подрожать. В системе китайской мысли существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао.

 

 Жрецов Древний Китай не  знал. Обязанности первосвященника  в ритуалах исполнял сам правитель,  а функции ассистировавших ему  жрецов выполняли служившие правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники в первую очередь были чиновниками гос.аппарата, помощниками правителя. Жреческие функции они обычно выполняли в дни обрядов и жертвоприношений.

 

6.1 Конфуций и конфуцианство.

 

 

 Конфуций (551-479гг. до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека – цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.

 

 “Благородный человек” Конфуция  – умозрительный социальный идеал,  назидательный комплекс добродетелей. Общество должно состоять из  двух основных категорий: верхов  и низов – тех, кто думает  и управляет, и тех, кто трудится  и повинуется. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства – Мэн-цзы считали вечным и неизменным.

 

 Успехам конфуцианства в  немалой степени способствовало  и то, что это учение базировалось  на слегка изменённых древних  традициях, на привычных нормах  этики и культа.

 

 Не будучи религией в полном  смысле слова, конфуцианство стало  большим, нежели просто религия.  Конфуцианство – это также  и политика, и административная  система, и верховный регулятор  экономических и социальных процессов  – основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь.

 

 

6.2 Даосизм.

 

 

 Даосизм возник в Китае  практически одновременно с учением  Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всём, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.

 

 

6.3 Китайский буддизм. 

 

 

 Буддизм проник в Китай  из Индии. Распространяясь и  укрепляясь, буддизм подвергался  значительной китаизации. Уже в  IV веке китайские буддисты, пытались доказать, что Будда – воплощение Дао. Дао-ань – первый известный китайский патриарх буддизма. Он ввёл для китайских буддистов-монахов фамильный знак Ши. Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа Будды Запада-Амитабы. Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия. Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру (искусство, литература, архитектура).

 

 

Религиозный синкретизм в Китае.

 

 

 Система синкретизма складывалась, прежде всего, на нижнем уровне, в рамках народных верований  и обычаев. Среди необразованного  крестьянства и малограмотных  горожан она господствовала практически  абсолютно. Средний китаец обычно  не видел разницы между тремя религиями. На верхнем уровне тоже наблюдалось некоторое сближение и взаимовлияние доктрин.

 

 Система в целом вобрала  в себя все основные особенности  духовной китайской культуры. Так,  незначительная роль мистики  и метафизика в религии и философии Китая обусловили то, что в китайской традиции не было существенной грани между богом, героем и обычным человеком, особенно после его смерти. Любой покойник мог быть обожествлён, стать божеством или героем, патроном или бессмертным.

 

 Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской культуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. К числу богов относились основатели 3-х религий: Конфуций, Лао-цзы и Будда.

 

 

7. Буддизм и синтоизм в Японии.

 

 

 Проникнув в Японию в середине VI века, учение Будды оказалось оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть. Уже к концу VI века эта борьба была выиграна теми, кто сделал ставку на буддизм. Буддизм распространился в Японии в форме Махаяны и немало сделал там для становления и упрощения развитой культуры и государственности. Уже с VIII века влияние буддизма стало определяющим и в политической жизни страны. Быстро росло количество буддийских храмов: в 623 году их стало 46. В Японии нашли свою вторую родину многие школы-секты буддизма.

 

 Сложный процесс культурного  синтеза местных племён с пришельцами  заложили основы собственно японской  культуры, религиозно-культовый аспект, который получил наименование  синтоизма. Синто (“путь духов”) – обозначение мира сверхъестественного, богов и духов. Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, анимизм, магию, культ мёртвых, культ вождей.

 

 Древние синтоисткие мифы  сохранили свой, собственно японский вариант представлений о сотворении мира. Так, первоначально существовали два бога: бог и богиня. Синтоистский храм делится на 2 части: внутреннюю и закрытую, где обычно хранится символ ками (синтай) и наружный зал для молений.

 

 

7.1 Ламаизм.

 

 

 В позднем средневековье, в районе Тибета, возникла своеобразная форма мировой религии – ламаизм. Доктриальной основой ламаизма (от тиб. “лама” – высший, то есть адепт учения, монах) является буддизм. Новая модификация буддизма – ламаизм – впитала в себя немало от первоисточника. Ламаизм явился своего рода синтезом едва ли не всех основных его направлений. Учение Дарани – тантризм, сыграл существенную роль в становлении ламаизма, так как едва ли не вся специфика ламаизма, многие его культы и обряды возникли в первую очередь на основе буддийского тантризма. Основы теории ламаизма были заложены Цзонхавой. Ламаизм отодвинул на задний план нирвану, как высшую цель спасения, заменив её космологией. Вершина её будда будд Адибудда, владыка всех миров.

 

 

8. Заключение.

 

 

Религия санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правителя, превращению его в божественный символ, связующее единство данной общности. Кроме того, тесно связанная с консервативной традицией и закрепившая её механизм, освещавшая её нормы религия всегда стояла также на страже незыблемости социальной культуры. Другими словами, по отношению к государству и обществу религия была центрирующей основой. Известно, что разные религиозные системы далеко не в одинаковой степени укрепляли традиционную социальную структуру или существующую политическую власть. Там, где религиозная система слабо поддерживала государство, власть и вместе с ней общество гибли легче, как это видно на примере древних ближневосточных империй, будь то персидская, ассирийская или какая-либо иная. Там же, где она функционировала нормально, оптимально, результат был иным. Так, в Китае религиозная система энергично освещала политическую структуру, что способствовало её сохранению на протяжении тысячелетий в почти неизменённом виде. В Индии же религия была индифферентна к государству – и государства там легко возникали и гибли, были непрочными и нестабильными. Зато по отношению к социальной структуре религия действовала активно и эффективно, и это привело к тому, что, несмотря на частую и лёгкую смену политической власти, структура с её кастами в качестве ведущей силы сохранилась в Индии в почти неизменном виде до наших дней.

Информация о работе Религии Древнего Востока