Способы осмысления и объяснения религиозного феномена

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………………….3
1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ: ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА………………………….4
2. СТРУКТУРА РЕЛИГИИ ……………………………………………………..11
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. ...16

Работа содержит 1 файл

- Религоведение.docx

— 38.21 Кб (Скачать)

Важнейшими элементами религиозного сознания являются:

  • убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестевенными свойствами. Такими сверхъестественными свойствами могут в сознании верующего обладать силы природы - земля, солнце, амулеты, уши умерших предков. В развитых мировых религиях основной объект религиозного отношения - единый Бог, известный человеку в меру своего самооткровения. Мир сакрального (священного) для верующего реален, он не относится к сфере мечты;
  • убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры. Контакт этот представляется в системе религиозного сознания двусторонним. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения, культовых действий. Культовые действия - это каналы связи с миром сверхъестественного. Божество воздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает их помыслы. Деист (человек, признающий существование Бога только как первопричину мира) с этой точки зрения не является религиозным человеком, ибо он не признает возможности живого двустороннего контакта с Богом;
  • религия предполагает существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибо общение человека с Богом «неравноправно». Формы осознания этой зависимости могут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, понимаемого как осознание собственного несовершенства.

Религия включает также осознание  требований со стороны божества и  ответственности, связанной с выполнением  или невыполнением этих требований. Человек не только чувствует свою зависимость от священного, но считает, что божество прямо или косвенно диктует ему свою волю. Не зная ее, человек ощущает себя находящимся во власти произвола. Религия предполагает установление добрых отношений человека с объектами поклонения, желание умилостивить божество, а в случае нарушения воли Бога - компенсировать свое непослушание покаянием или жертвоприношением[5, с.6].

Церковь (от греч. букв - божий дом):

1) предмет христианской  веры (мистическое тело Христово);

2) тип религиозной организации,  присущий только христианству;

3) здание, в котором проводится  христианское богослужение (литургия), христианский храм;

4) в расширенном словоупотреблении  - организация последователей той  или иной религии на основе  общности вероучения и культа.

Для христианства церковь  означает мистическое сообщество верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через  совместное участие в таинствах (прежде всего - евхаристии). Универсальный (вселенский), кафолический (соборный) характер церкви как мистического тела Христова и полноты Святого Духа делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством). Таким образом, понятие «церкви» одновременно обозначает предмет веры, общину верующих, централизованную религиозную организацию, здание (храм, дом молитвы), наконец, власть духовного закона, данного свыше Господом. Церковь представляет собой тип религиозной организации со сложной и строго централизованной системой отношений между священнослужителями и верующими. Организация необходима потому, что церковь означает общину верующих, не только собравшихся в конкретном месте, но рассеянных по всему миру и принадлежащих к одной вере. Земная церковь, т.е. сообщество верующих мирян, представляет собой только видимое, материальное воплощение мистической (небесной) церкви, объединяющей в Иисусе Христе всех живших и живущих христиан, а также праведников-нехристиан. Церковный храм служит местом соединения двух церквей, т.е. всех верующих через литургию.

Институционально христианская церковь выражена двумя типами - католической и православной. Римская католическая цер- 
ковь - самый древний и мощный церковный институт на земле, подчиняющий своему влиянию верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Прибалтике, в западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах. В 1990 г. насчитывалось до 900 млн. ее приверженцев. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава - римский папа, резиденция которого - Ватикан.

Русская православная церковь  в нынешнем виде сложилась к 1448 г. Она разделена на несколько (15) автокефальных  Церквей. Богословские основы православной церкви определились в Византии в IX-XI вв. В Российской Федерации, как и  в Республике Беларусь, православные составляют большую часть верующих.

Церковь сыграла неоценимую роль в развитии европейской культуры. На основе церковной жизни развивались  иконопись, песенное искусство. Приходская общность при церкви была первой в истории духовной общностью людей. Церковный календарь в традиционном обществе определял весь уклад жизни мирян, чередование праздников и будней, труда и отдыха. Церковный пастырь служил духовным наставником и учителем жизни.

Необходимо отметить, что  церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а  традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквях члены делятся на духовенство и мирян.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на «обращении», предшествующем членству. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в иные типы религиозных организаций.

Из выше сказанного, можно  сделать следующий вывод:

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь, с помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни[7, с.82].

 

ВЫВОДЫ

 

 

Религия реализует, благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг к другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Ассонов Петор. Белорусские песни с подробными их творчества и языка с очерками народного обряда, обычая и всего быта М., 2006 г.- 300 с.

2. Гараджа В.И. , т. 1, первая половина тома. История русской церкви. М., 2005г .- 460 с.

3. Васильев Л. С. Русские аграрные праздники. М., 2006 г.- 200 с.

4. Радугин К. Н. Язычество древних славян.2006 г.- 190 с.

5.Рыбаков Б. А. Предпосылки  образования древнерусского государства  (Очерки по истории СССР III - IX вв. М., 2008 г.- 200 с.

6.Рыбаков Б. А.  Древняя  Русь...2008 г.- 140 с.

7.Соловьев С. М.  Сочинения  книга 1, том 1 (с) «Мысль» 2008 г.- 300 с.


Информация о работе Способы осмысления и объяснения религиозного феномена