Статус Женщины в исламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:30, реферат

Описание работы

В целом женщина до Ислама находилась в достойном сожаления униженном положении у всех народов, была бесправным существом в руках мужа-эгоиста, который угнетал её, одновременно считая её причиной всех несчастий и источником позора. Нередко деспотичный сын помыкал ею и заставлял свою мать беспрекословно ему подчиняться после смерти её мужа. Ей были абсолютно недоступны знания и наука, она не могла высказывать своего мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих родных и поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них.

Работа содержит 1 файл

Фемининология.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

     Третий  принцип, регулирующий  взаимоотношения полов в Исламе, гласит, что мужчине и женщине,  не состоящим в браке или  в махрамном родстве, не разрешается оставаться друг с другом наедине.  

     Четвертый принцип состоит в  том, что  мусульманка должна  скрывать от мужчины привлекательность своего тела при помощи строгого одеяния. В кругу семьи она может одеваться свободно и украшать себя. Более того, Ислам весьма поощряет ее к этому, чтобы таким образом она была привлекательной для своего мужа, поскольку ее красота предназначена для него. Она также вольна делать это, находясь среди других женщин- мусульманок в отсутствие мужчин. Но вне своего дома, а также в присутствии мужчин, она обязана носить скрывающее одеяние, чтобы все, кто ее видит, понимали, что она порядочная, скромная и честная женщина. 

  Исламская  концепция женственности может   быть лучше всего понята именно  в таком контексте. Уважение  и статус, которыми пользуется  мусульманская женщина, определяются  не ее физической красотой  и участием в социальной жизни  наравне с мужчиной, а ее благочестием и стремлением скрыть свою красоту, свое женское очарование и хранить их для того мужчины, с которым она состоит в браке. Благодаря ее скромному одеянию и добропорядочности мужчины могут относиться к ней как к личности, то есть ее ценность для общества определяется человеческими достоинствами. Для мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство, благочестие и образованность и ее роль жены и матери.  

1.5 Развод. 

     Ислам занимает усредненную позицию  в  отношении к разводу в  сравнении с христианским и  иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может  быть расторгнут без основательных  причин. Супругов наставляют употребить  все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода. 

     Как последнее средство, Ислам  признает развод, но он предупреждается  всеми возможными способами. Сначала  следует сказать о признании развода. Ислам признает право обоих супругов прекратить их отношения. Религия дает право мужу совершения талак1, более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием "кула". 

     Если  муж развелся со своей  женой, то он не имеет права  потребовать назад подарки, данные  ей как свадебный дар. 

     Если  жена хочет расторгнуть  брак, то она может вернуть  свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров  в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его. 

     Коран учит мусульманина не  брать назад  подарков, подаренных  супруге, кроме как в том  случае, если она сама является  инициатором расторжения брака. 

     В некоторых случаях, мусульманка   желала бы сохранять брак, но  должна требовать развода по  основательным причинам, к которым  относятся: жестокость мужа, оставление  ее без всякой причины, невыполнение  мужем супружеских обязанностей; если ее муж в тюрьме; если он путешествует и подолгу не живет со своей супругой; если муж укрывается от власти и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак. 

     Иными словами, в Исламе женщине  предлагается некое равноправие:  она может прекратить брак  посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку.  

     Мусульманин не может развестись  с женой только потому, что  она ему разонравилась. Коран  наставляет мусульман хорошо  относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее. 

     Подводя итог, следует сказать,  что Ислам  предлагает супружеским  парам, испытывающим трудности  и напряжение в браке, наиболее  практические советы для сохранения  брака. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.  
 
 

1.6 Многоженство. 

     По  сей день, многоженство остается  довольно эффективным средством  решения многих социальных проблем  современного обществе. Ответственность общества, упоминаемая в Коране наряду с разрешением многоженства, чаще оказывается востребованной даже не в Африке, а в некоторых западных странах. 

     Проблема  количественного дисбаланса  мужчин и женщин особенно остро  проявляется в период войн и катаклизмов. Так, например, после второй мировой войны в Германии на 100 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет приходилось 167 женщин того же возраста1. Многие из этих женщин нуждались в мужчине не только как в спутнике жизни, но и как кормильце и опоре в домашнем хозяйстве в период беспрецедентных тягот и лишений. 

     Одни предпочитают целибат (безбрачие), другие - умертвление новорожденных  девочек (существующее в некоторых  обществах по сей день). Некоторые  полагают, что единственным выходом  из этого положения является принятие всех видов сексуальной свободы - проституции, внебрачных половых связей, гомосексуализма и т.д.  

     Для других же, например для  многих современных  африканских  обществ, наиболее достойным решением  представляется полигамный брак как признанный и одобряемый обществом институт. На Западе часто не находит понимания тот факт, что во многих других культурах женщины не рассматривают полигамию как проявление дискриминации и унижения. 

Например, многие молодые девушки мусульманки  предпочли бы выйти замуж за женатого человека, уже успевшего проявить себя ответственным и надежным мужем. 

     Коран ограничивает максимальное  количество жен четырьмя при  строгом условии справедливого  отношения к женам и равноправия  между ними. Не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал. Иными словами, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того. 

     Необходимо  отметить, что многоженство  в Исламе требует взаимного  согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не брать себе вторую жену. 

     Следует также отметить, что в  большинстве  мусульманских стран 

многоженство  представляет собой довольно редкое явление, а 

количественная  разница между мужчинами и  женщинами не столь велика.  

II Предписания и запреты ислама. 

     К числу предписании шариата  относятся нормы, касающиеся прав  и 

положения женщины. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая прислужниц, количество которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым—на замену жен. Жена обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода. 

     Вместе  с тем в Коране и  нормах шариата  зафиксированы  и определенные права женщины—как  гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае развода с женой), если последний нуждается в ее уходе. Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании, разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но, хотя плата за жену, калым1 — это тоже более практика адата, чем каноническая норма шариата - женщин, в том числе и малолетних девочек, их родственники часто продавали, дарили.

 

 

  

     III Экономическое положение женщины 
 

     Из  всех великих религий Ислам  сделал наибольшее для обеспечения  экономической независимости женщины. Хорошо известно, что в Великобритании до 1882 года, когда Акт о Собственности Замужних Женщин был принят Парламентом, замужняя женщина не имела прав обладания собственностью, независимо от мужа. Любая собственность, которой обладала femme sole (незамужняя женщина), автоматически переходила в право собственности мужа. Ныне, более века спустя, следы этого все еще обнаруживаются в определенных актах Британского законодательства, что иллюстрирует зависимое по отношению к мужу положение замужней женщины. 

     Экономическая независимость женщин  была с самого начала законодательно  установлена Исламом. Была отмечена  обязанность мужа составить с  женой экономический брачный  договор пропорционально его  материальным средствам. Этим  договором обуславливается приданое жене со стороны мужа (мехр). Если ко времени смерти мужа мехр еще не выплачен, эта сумма считается долгом, вычитаемым из наследуемого имущества и должна быть выплачена прежде всех остальных долгов. В добавление к этому, вдова имеет право на причитающуюся ей по закону часть наследства. Любая собственность, которую женщина приобретает самостоятельно, будь то часть полагающего ей наследства, подарок или результат ее деловых качеств, принадлежит ей независимо от мужа. Она может доверить мужу распоряжение ее собственностью, однако если она предпочитает распоряжаться или управлять своей собственностью самостоятельно, муж не имеет права вмешиваться в ее дела.

 

 

 

 

  

IV Духовный мир мусульманки. Внутренний и внешний хиджаб 

4.1 Внешний хиджаб 

     Чаще  всего мы используем в  своей речи слово "хиджаб" для, того, чтобы указать на  стиль одежды мусульманки или  на сам её наряд. Но если  быть точными, то такой наряд  в арабском языке называется "джильбаб". А понятие "хиджаб" на самом  деле не однозначно по своей сути и имеет гораздо более глубокий смысл. 

     Так вот, слово "хиджаб" означает "перегородка, преграда". Это  то, чем мусульманка как бы  окружает свое сознание, сердце  и душу. Это не просто кусок  ткани и он служит не только  как одежда, прикрывающая и согревающая тело. Это занавес застенчивости, скромности и благопристойности.  

     К одежде мусульманки предъявляется   ряд требований: 

    1) открывать при чужих, не относящихся   к категории Махрам, женщина может  только лицо и руки; 

    2) джильбаб не должен облегать  тело; 

    3) ткань должна быть достаточно  плотной, ничуть не прозрачной, не оставляющей ни единой возможности  угадать контуры фигуры или  цвет кожи или волос; 

    4) джильбаб должен подчеркивать  скромность, которую символизирует хиджаб. Он не может быть ярким, привлекающим к себе внимание; 

    5) джильбаб не должен походить  на одежду людей другой религии:  например, отражающую последний  "писк" моды; или напоминающую  одежду каких-нибудь группировок,  например "байкеров"; 

    6) не походить на мужскую одежду, так чтоб с трудом можно  было разобрать: женщина это или мужчина; 

    В приделах скромности, описанных   выше, мусульманка может свободно  разнообразить гардероб и проявлять  свой вкус.  

4.2 Внутренний хиджаб 

    Внутренний хиджаб обусловливает  границы поведения. Мусульманки, живущие в немусульманском обществе, являются олицетворением культуры ислама для окружающих людей. Или, как сказал наш Пророк (мир ему и благословение), - послами ислама. Именно поэтому мусульманка, носящая хиджаб, прикладывает все свои усилия к тому, чтобы выработать в себе достойные манеры, избегать легкомысленного поведения в форме кокетства или игривости. Общаясь с мужчинами, она ведет себя достойно, разговаривает ни тихо, ни громко, избегает шутливого тона и мягкой, вкрадчивой манеры в разговоре. Её общение с противоположным полом сводится до минимума, не обходимого для делового общения. Оно полезно, конструктивно и не беспредметно.

Информация о работе Статус Женщины в исламе