Суть и различия христианских ветвей. Вселенские соборы. Протестантизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия (если не считать ее разделения на многочисленные церкви, вероисповедания), которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.

Содержание

Введение3
I. Суть и различия христианских ветвей
Разделение христианства на православное и католическое4
1. Православие4
2. Католицизм8
II. Вселенские соборы11
III. Протестантизм13
1. Отличительные особенности протестантизма13
2. Протестантское духовенство14
3. Религиозный культ протестантов15
4. Общее католицизма и протестантизма17
Заключение18
Список использованных источников19

Работа содержит 1 файл

ветви христ суть различий.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Римско-католическая церковь не рекомендовала (до II Ватиканского собора) верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. Только в иерархии латинского христианства есть кардиналы. Важные нововведения были внесены католиками в таинства. Крещение совершается только путем обливания. Таинство конфирмации (с лат. – миропомазание) проводится в возрасте 7 – 13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка), миряне причащаются только хлебом, младенцев не причащают вообще. Исповедь (покаяние) превращается в своеобразное расследование священником перступлений грешника. Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.

Священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат), и этим фактически стерто различие между белым и черным духовенством. Кроме того, в церковную иерархию была введена должность кардинала, ближайшего советника папы. Кардиналы в католической иерархии считаются выше епископов, хотя формально могут иметь различные священные чины (епископов, пресвитеров, диаконов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.                 Вселенские соборы.

 

Особенностью православия является его учение о соборности Церкви. В православном понимании соборность означает некое органическое единство Церкви, при котором любая поместная церковь (или отдельно верующий), внося что-то принципиально новое для христианского учения, тем самым исключает себя из церковного единства, становится на путь раскола. Так, Римско-католическая церковь провозгласила свои догматы вопреки протесту Восточных церквей; так же поступил впоследствии и протестантизм, отклонившись в свою очередь от Рима.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов.

1) Первый Вселенский собор – Никейский (325г.) – принял в первой редакции символ веры (краткий свод догматов, составляющих основу вероучения), осудил арианство как "безбожную ересь", определил время празднования Пасхи, выработал 20 канонов, в том числе о преимуществах Александрийского, Римского, Антиохийского и Иерусалимского митрополитов.

2) Константинопольский (381г.) – был собран для уточнения Никейского символа веры и борьбы с ересями ариан, выработал формулу троичности Бога.

3) Эфесский (431г.) – осудил несторианство и признал Деву Марию Богородицей.

4) Халкидонский (451г.) – осудил монофизитство, признал первенствующую роль Константинопольского патриарха, утвердил формулу об Иисусе Христе как о истинном Боге и истинном человеке (Богочеловеке).

5) II Константинопольский (553г.) – осудил трех богословов (Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского), не считавших Христа Богочеловеком, а Марию – Богоматерью.

6) III Константинопольский (680-681гг.) – осудил как ересь монофизитство.

7) II Никейский (787г.) – осудил иконоборчество (движение, направленное против культа икон) и утвердил определение о почитании икон и креста.

В 869-870 гг. состоялся IV Константинопольский собор, выявивший острые противоречия между западной и восточной христианскими церквами. Православие и католицизм, оформившиеся в XI веке, оценивают IV Константинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII Вселенским собором, а православие не считает таковым. После разделения церквей общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Протестантизм.

 

Протестантизм – наиболее сложная по своей структуре разновидность христианства. Католицизм представлен всего лишь одной церковью. Православие состоит из нескольких автокефальных церквей, довольно однородных по своему вероучению и устройству. Протестантизм же – это множество церквей и сект, которые серьезно расходятся между собой как по организации, так и по особенностям своего вероучения.

Протестантизм – это одна из трех главных христианских религий. Разделяя основные особенности развитой религии, т.е. веруя в бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир, сверхъестественное откровение и т.п., протестанты так же, как и католики, и православные, представляют себе бога в качестве триединого бога-отца, бога-сына и бога-святого духа. Иисуса Христа они отождествляют со вторым лицом этой Троицы. Все протестанты верят в богодуховность Библии.

 

1) Отличительные особенности протестантизма.

Вместе с тем протестантизм имеет свои особенности, отличающие его от православия и католицизма. Важнейшие из этих особенностей: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. Священное Писание является единственным и исключительным источником вероучения. Библия должна переводиться на местные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии – обязанность каждого верующего. Авторитет Предания в вопросах веры отрицается.

В отличие от католицизма и православия протестантизм считает, что сверхъестественная способность общения с богом присуща не только духовенству, но и всем христианам, независимо от того, миряне они или священники. Отсюда и вытекает протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью люди обязаны исключительно личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда вытекает другой протестантский принцип, тесно связанный с первым, - принцип спасения личной верой. Протестанты порвали с католическим священным преданием – совокупностью постановлений церковных соборов и римских первосвященников (пап) – и вернулись к Священному писанию.

Из этих главных черт протестантизма следуют все другие его особенности. Отрицается единая для всех иерархическая структура церкви и верховной власти римского папы, т.е. в протестантизме отсутствует церковная иерархия. Демократическая структура церкви выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов церкви, где каждый может принять участие в обсуждении как материальных, так и богословских вопросов. Общины, или конгрегации, верующих автономны в принятии решений и в деятельности, они управляются избираемыми общим собранием на определенный срок консисториями (пастор, диакон и старейшины (пресвитеры) из числа мирян). Провинциальные консистории посылают делегатов на регулярно созываемый провинциальный синод. Протестантизм уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны. Разница между ними только та, что одни обладают большей, а другие меньшей способностью к слепой вере. Эта способность непосредственно не зависит от их положения на церковной лестнице. Поэтому протестанты не признают за римским папой никаких преимуществ в делах веры перед рядовым католиком и считают, что хороший католик-мирянин лучше плохого папы.

 

2) Протестантское духовенство.

Протестантское духовенство и по внешнему виду, и по образу жизни, и по своим правам и обязанностям отличается от католического и православного. У протестантского пастора нет или почти нет специальных одеяний. У него нет и особых прав. Он лишь первый среди равных. Он подотчетен своей общине, которая устроена таким образом, что все члены общины имеют право голоса в ее делах, а иногда и в вопросах вероучения и культа. Причастие под двумя видами (хлебом и вином) распространяется не только на духовенство, как в католической церкви, но и на всех членов протестантской общины. У протестантского духовенства нет права исповедовать и отпускать грехи – права, которое самонадеянно присвоили себе католические и православные попы. Протестанты считают, что свои грехи каждый христианин должен сам замаливать перед богом. Спасение достигается не добрыми делами, а только и исключительно личной верой в Бога. Протестантский священник ведет такой же образ жизни, как и мирянин. Протестантизм не знает католического целибата – обязательного безбрачия духовного сословия. Божественной благодатью обладает не только духовенство (через епископское рукоположение), но и все верующие, каждый человек, уверовавший в искупительную жертву Христа. Этим устранялась граница между мирянами и духовенством, отпадала сама потребность в иерархии.

Протестанты поклоняются только триединому богу (у них нет культа святых и богоматери). Признавая рай и ад, протестанты не верят в католическое "чистилище".

 

3) Религиозный культ протестантов.

Протестантизм не знает пышного и дорогого культа католиков или православных, их чрезвычайно сложного магического действия, доступного только посвященным, в котором миряне могут принимать участие в основном лишь как зрители. Католики вынуждены слушать богослужение и молиться на непонятном им латинском языке. Протестантское богослужение состоит из проповеди и совместной молитвы на родном для верующих данной общины языке.

Библия в протестантизме тоже не на латинском языке, а в переводах. Чтение и самостоятельное изучение ее – не грех, как для католиков, которым разрешено изучать Священное писание только под руководством священника, а первейшая обязанность. Протестанты имеют право самостоятельно толковать Библию. Ее авторитет для них выше всех церковных постановлений. В этом состоит третий принцип протестантизма.

Культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма (удаление икон, статуй, мощей, алтаря, с церквей были сняты колокола), в одежде священнослужителей (у попов были отняты дорогие, богатые и разнообразные одеяния). Но тем не менее церкви в протестантизме были сохранены. Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов: оно ведется на местных языках.

Были упразднены множество религиозных праздников и специальных служб, связанных с почитанием святых и богородицы. От семи таинств в католицизме и православии – крещения, миропомазания, причащения, покаяния, елеосвящения, священства и брака – протестантизм оставил лишь два: таинства крещения и причащения. Но действие и этих обрядов было лишено особой магической силы и поставлено в прямую зависимость от личной веры. Из церковных символов сохранилось лишь изображение креста в храмах, отвергнуто почитание Богородицы и святых.

У лютеран брак, рукоположение, соборование, конфирмация считаются простыми обрядами. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений святых и даже креста.

Целибат (с лат. – безбрачие) духовенства отвергается. В протестантизме нет монастырей и монашества – людей, намеренно удалившихся от мирской жизни и затворившихся в искусственном мире, добровольно отрекшихся от житейских радостей и связанной с ними "суеты". Но богослужение упорядочено и сохранен епископат. Протестантизм учит, что свое спасение человек должен искать в обыденной жизни и своем профессиональном успехе, но при условии подчинения мирского священному.

 

4) Общее католицизма и протестантизма.

Вместе с тем с католицизмом протестантизм роднит многое: и филиокве (учение о том, что "святой дух" исходит не только от бога-отца, как считают православные, но и от бога-сына), и употребление при причащении опресноков, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время богослужения. Но в отличие от католицизма, который учит, что отношение человека к богу опосредовано церковью, протестантизм считает это отношение непосредственным, а роль церкви в этом деле вспомогательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

Предпосылки раскола возникли еще в конце IV начале - V в. Став государственной религией, христианство было уже неотделимо от экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой. Во время Никейского и I Константинопольского соборов оно выглядело относительно единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако это единство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на власти императоров, которая распространялась и на религиозную область.

Причиной раскола христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола христианства. Так, даже беглое знакомство с историей христианства показывает, что католицизм и православие имеют сугубо земные истоки. Раскол христианства вызван чисто историческими обстоятельствами.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. Костюкович П.И. Религиоведение. – Мн: Новое знание, 2001.

2. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Центр, 2000.

Информация о работе Суть и различия христианских ветвей. Вселенские соборы. Протестантизм