Учение Будды

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Буддизм строится на учении Будды Шакьямуни. В основу этого учения, в свою очередь, легли древние ведийские религиозно-философские представления, в частности вера в перевоплощение и закон кармы. Но, разговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в том, что никакого "буддизма" как такового, "буддизма вообще" не существовало и не существует.

Работа содержит 1 файл

Учение Будды.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Эти группы в  буддийской традиции называются пятью скандхами (слово "скандха" дословно означает "куча").

 

  1.  Рупа. Группа чувственного, то есть всего, что мы могли бы отнести к области чувственно воспринимаемого и материального; группа чувствований (ощущение приятного, неприятного или нейтрального)

 

  1.  Ведана. Группа осознавания различий (круглое - квадратное; белое - черное и т.д.), а также формирования представлений и понятий.

 

  1.  Самджня. Группа мотивирующих факторов - волений и побудительных импульсов

 

  1.  Самскара. Именно эта группа элементов ответственна за формирование кармы.

 

  1. Виджняна. Сознание как таковое.

 

Следует обратить внимание, что порядок перечисления скандх не случаен - он отражает порядок  восприятия объекта и его освоения сознанием: вначале только сами чувственные  данные, затем сопровождающее их чувство приятного или неприятного, затем формирование конкретного образа воспринятого объекта и оформление затем установки на влечение к воспринятому или отвращение к нему; все эти процессы сопровождаются участием в них сознания, которое присутствует даже на уровне восприятия.

 

Можно сказать, что пусть буддизм отрицает единую простую душу, но он все-таки признает некие субстанции, некие "кирпичики", их которых сложена личность; эти  кирпичики и есть пять скандх.

 

5. Учение о  Дхармах (элементах, образующих группы Скандхи)

 

Дхарма – это неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние.

 

 

Утверждается  что каждая дхарма (и, соответственно и весь комплекс дхарм, то есть живое  существо) существует только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей.По существу, каждое новое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей и определенная ею (можно сравнить с кинопленкой: она состоит из отдельных кадров, которые, мы не видим, когда смотрим фильм. Да и разница между двумя соседними кадрами настолько мала,  кажутся невооруженному взгляду практическиидентичными, различия же нарастают и проявляются постепенно. Каждая новая жизнь - новая серия безначального сериала, а Нирвана - конец фильма).

 

Вопреки распространенному  заблуждению, в буддизме вообще нет  учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощенная  душа. Он - поток состояний - дхарм, серия кадров - мгновений. Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как "перерождение" или тем более "перевоплощение".

6. Будда Шакьямуни

 

Будда родился 580 до н.э. , в царской семье и, вероятно, выглядел как eвропеец: тексты описывают его высоким, сильным и голубоглазым. Королевство его родителей находилось на южной границе современного Непала вокруг города, называвшегося тогда Капилавасту. Раскопки показывают, что в нём имелись как система канализации, так и центральное отопление - роскошь по сравнению с нынешним Лумбини поблизости и многими другими городами третьего мира.

 

Здесь не было никакого непорочного зачатия - мать использовала свою самую последнюю возможность  родить ребёнка. А вскоре после его  рождения три йогина сказали родителям следующее: "Он поистине особенный. Если он не столкнётся со страданием мира, то станет всем, чем вы хотите. Став могущественным королем, он покорит соседние королевства и оправдает все ваши ожидания. Если, однако, он почувствует страдание, свойственное обусловленному существованию, то откажется от своего положения и принесёт в мир просветляющие духовные открытия". Его родители хотели иметь наследника престола, а не поэта, мечтателя или философа, и решили быть очень осторожными.

 

Они окружили молодого принца всем, что могло понравиться молодому здоровому человеку: красивыми женщинами (тексты говорят о пяти сотнях), возможностями для занятий спортом и сильных впечатлений, и самыми прекрасными учителями для образования. Чего бы он ни пожелал, ему достаточно было намекнуть. Его подсознание также не содержало никаких тревожащих впечатлений, которые могли бы всплыть на поверхность, и в первые 29 лет жизни он знал только радость. Затем, однако, его мир перевернулся.

 

Вследствие  предсказания йогинами, будущего Будду ограждали от всего неприятного, поэтому со страданием он столкнулся лишь в зрелом возрасте, но в основных своих физических проявлениях оно предстало очень убедительно.

 

В течение трёх дней он увидел последовательно: больного человека, старика и мертвеца. Осознание того, что болезнь, старость и смерть - части жизни каждого, потрясло его до глубины души, и после возвращения во дворец он провёл беспокойную ночь. Где бы ни искал, он не находил ничего такого, на что могли бы положиться его друзья и он сам. Слава, удовольствия и имущество - исчезнут. Куда ни обращал он взор, наружу или внутрь, всё оказывалось непостоянным. Нигде не было ничего вечного. Следующим утром он проходил мимо йогина, погружённого в медитацию. Их умы встретились, и будущего Будду осенило, что он нашёл истинное прибежище. Похоже, этот йогин переживал нечто реальное и вневременное. Он воспринимал не только движение мыслей и чувств внутри и различные условия и миры снаружи, но и само свое осознавание.

 

Его состояние  ума указало принцу на истинную сущность всех и каждого: всезнающее пространство, делающее всё возможным, на его сияющую ясность, игриво выражающую богатство ума в виде внутренних и внешних проявлений, и на его безграничную любовь, которая ничему не препятствует. Наконец-то! Озарённый принц понял, что абсолютная истина, которую он искал, - это ничто иное, как сам ум.

 

В его время  не существовало таких духовных "реактивных двигателей" или "полос для  обгона", которые содержатся в  тибетских учениях Махамудра  или Маха Ати, Чаг Чен или Дзог Чен. Будда мог показать эти самые эффективные методы только после своего просветления. Тогда никто ещё не обладал видением, способным включить все аспекты жизни в путь - чистку зубов, занятия любовью, размышления, сон и еду - и использовать их для узнавания ума.

 

Поскольку оседлать великого тигра непосредственного  опыта тогда было невозможно, принцу оставалось только выбрать гораздо  более медленный путь отказа от мира. Ему пришлось ограничить количество будничных отвлечений. Отбросив полную наслаждения личную жизнь, он исчез в холмах и лесах северной Индии.

 

У него, желавшего  более всего остального познать  природу ума, не оставалось времени  для неторопливого поиска, поэтому  следующие шесть лет были напряжёнными. Живя в лесах северной Индии, молодой принц достигал совершенства даже в самых суровых практиках, которые ему давали. Его мотивация порой оттесняла рассудительность, и однажды, он чуть не уморил себя голодом.

 

Он учился у  лучших учителей своего времени и  практиковал учения всех школ мысли, известных и сегодня. Охватывая сферы материализма, нигилизма, трансцендентализма и экзистенционализма, он быстро превосходил своих гуру одного за другим, но каждый раз опять обнаруживал, что не приблизился к цели. Как ни велики были их умения управлять событиями, происходящими в уме, никто не знал сам ум. В конце каждого пути не оказывалось ничего постоянного, на что он мог бы положиться.

 

Проведя шесть  лет в безвестности в тогда  ещё приятной северной Индии, молодой  принц пришёл в место, которое  сейчас называется Бодхгайя. Сегодня это - деревня, полная иностранных храмов и нищих, в двух третях пути от Дели к Калькутте, в неимоверно перенаселённом штате Бихар. Когда Будда прибыл туда, пробудилась его глубокая мотивация принести пользу всем существам и, усевшись под развесистым деревом около небольшой реки, он решил оставаться в медитации чтобы достичь полного развития ума.

 

Неделей позже, в полнолуние мая, он достиг цели. В  день, когда он стал Буддой, ему исполнилось 35 лет (спустя сорок пять лет он умер в день того же полнолуния). Когда просветление растворило последние завесы, покрывавшие его ум, всякое разделение между пространством и энергией в нём и вокруг него исчезло, и он стал вневременным, всеведущим осознаванием.

 

Разные традиции объясняют этот процесс по-разному, но согласно высшему взгляду, Маха-Ануттара-Йога-Тантры, его благословила всепронизывающая истинная природа, проявляющая себя как Будды прошлого, настоящего и будущего. Они сконденсировали свою совершенную мудрость в форму Сарва-Будда-Дакини, белой женщины-Будды, и соединились с ним, и мужские и женские энергии, как и все прочие противоположности, слились в единое совершенство. Каждым атомом своего тела он знал всё и был всем.

 

Встав с места, на котором достиг цели, Будда пересёк  реку и провёл три недели под известным деревом в Бодхгайя. Там он приучал своё тело к работе с интенсивным потоком просветлённых энергий. Также, он дал прибежище нескольким богам, но не учил людей.

 

Первое поучение людям было дано спустя четыре недели в Оленьем Парке близ Сарнатха, деревни примерно на полпути между Дели и Калькуттой. Близлежащий город Бенарес - очень святой для индуистов: они сжигают там мертвецов на берегах Ганга и сбрасывают остатки в реку.

 

Пятеро искателей  истины, первыми пришедшие к нему, были не самыми привлекательными из учеников. Сварливые по натуре, они поклонялись ему, когда он практиковал крайний аскетизм, но теперь их отталкивали его лучезарная радость и здоровье. Считавшие такие состояния "мирскими" и думавшие главным образом о себе, они были как раз теми клиентами, которых лучше отослать куда-нибудь в другое место.

 

Однако, когда  любопытство задело лучшие из их закостеневших  представлений, они все же смогли спросить только: "Почему ты так светишься? Что с тобой случилось?" Его  ответ вылился в знаменитые "Четыре Благородные Истины". Будда, скорее всего, высказал их примерно так: "Обусловленное существование есть страдание. У страдания есть причина. У страдания есть конец, и есть пути, ведущие к этому концу".

7. Заключение

 

Подводя итог всему сказанному выше, следует сказать, что хотя буддология проделала огромный путь и о буддизме написано не поддающееся учету множество академических и популярных книг, не сделанного тем не менее остается гораздо больше, чем сделанного. И это не только потому, что до сих пор не изучены и не переведены многие базовые тексты как индийского буддизма, так и тибетской и дальневосточной ветвей этой религии. Главная проблема заключается в том, что мы до сих пор лишены понимания буддизма как единого во всем своем многообразии религиозного и культурного феномена, а мозаика отдельных текстов и направлений заслоняет от нас целостность буддизма, вмещающего в себя все это многообразие и не существующего вне него.

 

8. Литература

 

1.         Перельструз Л.В. Религии мира. Буддизм. - М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2007г.

 

2.         Мирча Элиаде. Словарь религий,  обрядов и верований. СПб.: изд. "Университетская книга", 1997г.

 

3.         Для подготовки данной работы  были использованы материалы  с сайтов

 

4.         http://nervana.net.ru/buddism/lama. htm

 

5.         http://www.zencenter.ru/



 






Информация о работе Учение Будды