Учение о пастырстве свт. Иоанна Златоуста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:28, реферат

Описание работы

От самого начала Церкви Христовой существует институт лиц, главной обязанностью которых является забота о спасении людей. они носят название пастырей, а прочие христиане, по отношению к ним, называются паствой (стадом) (Деян. 20, 28; 1 Петр. 5, 2-3).Высоко, священно и ответственно служение пастыря Церкви Христовой, священника Бога Вышняго. Оно - единственное в своем роде служение, совершенно выделяющееся из ряда обыкновенных человеческих служений.
В данной работе будет рассмотрено пастырство с ветхозаветных времен до наших дней, его важнейшие обязанности по отношению к пасомым, сложности, подстерегающие их на этом нелегком пути.

Содержание

Введение:
Ветхозаветное священство
Святитель Иоанн Златоуст.
Шесть слов о священстве.
Обязанности пастыря в творении свт. Иоанна.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Тема- «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служи.docx

— 44.59 Кб (Скачать)

      Множество забот и попечений имеет пастырь. забота о девственницах, посещение не только больных но и здоровых Борьба с гневом, усмирение распрей ближних.

Трудно врачевать тело человека, сколько средств и орудий у врача и как трудно применять  их. А какой только один открыт способ врачевания душ? Слово! "Вот орудие, вот пища, вот превосходное растворение воздуха! Это вместо огня, это вместо железа"16.

Другой предмет рассматривает  святитель- трудности бесед с народом в больших собраниях. Пастырь должен учитывать всю немощь, склонность ко злу, все человеческие свойства аудитории, чтобы действительно уметь ей во спасение пользоваться публичным словом. Мужественность души должен при этом выработать в себе пастырь, а это достигается не иначе, как двумя способами: презрением похвал и силою слова, в себе постоянно развиваемой и позволяющей оказывать мощное воздействие на слушателей. «Священник должен относиться к пасомым, как бы отец относился к своим малолетним детям; как от этих мы не отвращаемся, когда они оскорбляют, или ударяют, или плачут, и даже, когда они смеются и ласкаются к нам, не очень заботимся об этом, так и священники не должны ни надмеваться похвалами народа, ни огорчаться  порицаниями, если они будут неосновательными»17.. Мужественно  переносить надо проявления вражды и несправедливости, надо приучиться презирать похвалы: если кто не разовьет в себе этой способности, тот и славы не добьется и впадет во множество грехов

       Священник, чья паства обременена житейскими заботами, должен сеять ежедневно, чтобы постоянство проповеди укрепляло слово учения. «Густота терния не допускает семя проникать в почву, а с другой стороны нужды бедности и скорби препятствуют заниматься предметами божественными. А как священнику знать грехи паствы, когда он и в лицо-то знает мало кого! Так в отношениях его к людям. А к Богу? Обязанности его к людям покажутся ничтожными для того, кто рассмотрит обязанности его к Богу: столь большой и тщательнейшей ревности требуют они.» 18

Предостерегая пастырей Церкви от превозношения над другими, св. Иоанн Златоуст говорит: «Получил ли ты власть церковную? Не высокомудрствуй; не ты достиг этой чести, а Бог облёк тебя ею; береги ее, как чужую... Если бы тебе поручено было хранить царскую порфиру, то ты, конечно, не стал бы злоупотреблять этой одеждой и портить ее, но с великим тщанием хранил бы ее для вручившего тебе».19

 Вполне законно обращаться  к таинствам в надежде на  помощь в своих житейских делах,  — в частности, и в уповании  на чудесное исцеление. Но пропасть  лежит между смиренно-молитвенным  обращением в Церкви, с упованием  на помощь Божию через ее  тайнодействие — и готовностью  куда угодно идти и кому  угодно поклониться, лишь бы  получить желаемое.

Задачей пастыря должно быть возгревать в своей пастве сознание Богообщения, являемого таинствами, предполагающее соответственное устремление молитвенное, атмосферу богомыслия и церковной соборности. Если в каждом Таинстве с особенной силой обнаруживается действие

Божественной благодати, нисходящее свыше, то снизу, от земного  человека должно к Небу восходить  сознание своей принадлежности к  Церкви; своей приобщенности ко всем, к Ней принадлежащим.

 

VI.  Заключение.

      Что прежде всего поражает в этих знаменитых шести словах? Во-первых, громадность полотна, широта захвата, нагромождение образов и сравнений, гигантский масштаб изображения. Незначительный эпизод уклонения от пастырства начинающего жизнь члена христианского общества оказывается точкой приложения размышлений, производящих сильное впечатление.

 Свет наведен одновременно и на личные переживания уклонившегося от пастырства, и на само пастырство, со всех возможных точек зрения. И в фокусе всех размышлений оказывается «страшное, предельно страшное, несказанно дивное и всякое разумное сознание потрясающее, постоянное скрещение в явлении пастырства, а, следовательно, и в каждой личности пастыря, человеческого ничтожества и Божия Величия.»20

      Второе, на  что нельзя не обратить внимание, это контраст, постоянно наличный, между смиренно покаянным сознанием своего ничтожества и недостоинства (являющегося основанием отклонения зова к пастырству) и высоты задания пастырского, которое в совокупности всего о нем сказанного, оказывается портретным изображением идеального пастыря.

      И, наконец,  третье: поражает сочетание грандиозности  общих требований, предъявляемых  к пастырю в связи с высотой  звания его, превышающего ангельское - с одновременным учетом самых  малых внешних обстоятельств,  способных при небрежном отношении  к ним послужить предметом  соблазна и затруднить основное  назначение пастырства: служить  делу спасения пасомых .

 Этот завет апостола Павла конкретно воплощается в "словах" св. Иоанна Златоуста.

 

 

 

 

 

 

VII.   Список использованной литературы.

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.М.,2007.
  2. Григорий Богослов, 1994,I,609=PG,36,404.
  3. Иоанн Златоуст. Избранные творения.-СПб:1994
  4. Сборник «Творения отцов восточной Церкви»,Т.2-М,1999
  5. Казенина Е.Т. Жизнь и труды Иоанна Златоуста.-Ровно:Живое слово,2003,стр.15
  6. А.В. Лопухин. Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001
  7. Г.Флоровский.Избранное.-М.:Экопресс,1999
  8. Схиарх.Иоанн(Маслов).Лекции по пасторскому богословию.-М:1998
  9. Архим.Константин. Пасторское богословие.-М:1996

1 Схиархим.Иоанн(Маслов).Лекции по Пасторскому богословию.М.2001.стр.18

2 Там же,стр.29

3 Г.Флоровский.Избранное.-М.:Экопресс,1999,стр.98

4Казенина Е.Т.Жизнь и труды Иоанна Златоуста.-Ровно:Живое слово,2003,стр.15

5 Там же,стр.18

6 Григорий Богослов, 1994,I,609=PG,36,404.

7Г.Флоровский.Избранное.-М.:Экопресс,1999,стр.205

8 А.В. Лопухин.Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001,стр.22

9 Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб,1994,стр.131

10 А.В. Лопухин. Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001,стр.28

11 Сборник «Творения отцов восточной Церкви»,Т.2-М,1999,стр 112

12 А.В. Лопухин. Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001,стр.55

13 Архим.Константин.Пасторское богословие.-М:1996,стр.61

14 Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб,1994,стр.187

15 Там же,стр.189

16 Там же,стр.190

17Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб,1994,стр.196

18Архим.Константин.Пасторское богословие.-М:1996,стр.68

19 Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб:1994,стр.198

20 Схиарх.Иоанн(Маслов).Лекции по пасторскому богословию.-М:1998.стр142


Информация о работе Учение о пастырстве свт. Иоанна Златоуста