Вишну

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Обычно Вишну изображают четырехруким человеком с кожей темно-синего цвета, с короной на голове, держащим в руках символические атрибуты: раковину, диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде - исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы почитают Вишну как "всеобъемлющее божество" в том смысле, что все остальные Боги либо являются его эманациями, либо отражают отдельные его аспекты. Вишну принимает форму всё в себя включающего божества, известного под именем Пуруша или Махапуруша, Параматма (Сверхдуша), или Шеша, в котором покоятся все живые существа.

Работа содержит 1 файл

ВИШНУ.docx

— 23.58 Кб (Скачать)

ВИШНУ

 

Обычно Вишну изображают четырехруким человеком с кожей темно-синего цвета, с короной на голове, держащим в руках символические атрибуты: раковину, диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде - исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы почитают Вишну как "всеобъемлющее божество" в том смысле, что все остальные Боги либо являются его эманациями, либо отражают отдельные его аспекты. Вишну принимает форму всё в себя включающего божества, известного под именем Пуруша или Махапуруша, Параматма (Сверхдуша), или Шеша, в котором покоятся все живые существа.О Вишну говорится как о всевышнем Боге в ряде священных текстов индуизма, в частности в "Тайттирия-самхите" "Яджур-веды" и в "Вишну-сахасранаме", где он описывается как Параматма, Парамешвара, как всепроникающая сущность; как сознающий прошлое, настоящее и будущее; творец и разрушитель мироздания; тот, кто поддерживает жизнь во Вселенной и управляет ей; тот, из кого исходят все материальные и духовные элементы.

Вишну - это Бхагаван, что в переводе с санскрита означает "обладающий всеми достояниями". ]Говорится, что Вишну обладает бесконечным количеством благоприятных качеств, из которых выделяют шесть основных: джнана (знание),айшварья (богатство), шакти (могущество), бала (сила), вирья (мужество) и теджас (великолепие). Другие благоприятные качества, традиционно приписываемые Вишну, это гамюхирья (неописуемое величие), аударья (щедрость) и карунья (сострадание).

Три формы Вишну

В тексте "Сатвата-тантра" описываются три различные формы, или ипостаси Вишну: Маха-Вишну, Гарбодакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Каждая из этих форм Вишну играет свою определённую роль в создании и поддержании Вселенной и её обитателей. Первая из этих экспансий, Маха-Вишну, создаёт всю совокупность материальной энергии, известной как махат-таттва. Вторая экспансия, Гарбходакашайи Вишну, входит во все Вселенные и создаёт разнообразие жизни в них. Третья ипостась, Кширодакашайи Вишну, распространяет себя как вездесущая Параматма (Сверхдуша) во всех душах и в каждом атоме Вселенной. Говорится, что человек, осознавший эти три формы Вишну, достигает мокши.Когда Вишну принимает форму Маха-Вишну он ложится на воды Причинного Океана. При этом он пребывает в медитационном сне йога-нидре. В момент выдоха Маха-Вишну из его пор исходит бесчисленное множество вселенных. Они плавают на поверхности Причинного Океана, подобно пузырькам пены. Все эти вселенные существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну. В каждую из множества вселенных тот же Маха-Вишну снова входит как Гарбходакашайи-Вишну и ложится в Океане Гарбха на змея Шеша, который также является одним из аспектов Нараяны. Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма, владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность Индивидуальным Душам (атме) проявиться в материальном мире. Также он создает Солнце, Луну, все планеты "материального неба" и различных полубогов, управляющих этими планетами, т.е. фактически творит свою Вселенную.

 

 

БРАХМА

 

Брахма - бог творения в  индуизме. Наряду с Вишну и Шивой  является одним из богов Тримурти.Согласно Пуранам, Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа - "рождённый из пупа". Согласно другой легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш. Из этого золотого яйца, Брахма был рождён как Хираньягарбха. Оставшиеся компоненты этого золотого яйца расширились и превратились во Вселенную. Так как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа ("рождённый в воде"). Также говорится, что Брахма является сыном Верховного Существа Брахмана, и женской энергии, известной как Пракрити или Майя.Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями человечества. Также говорится, что Брахма сотворил семь великих мудрецов Сапта-риши, которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра, или "сыновьями, рождёнными из ума".В ведических и пуранических текстах описывается, что Брахма только иногда вмешивается в дела других дэвов, и ещё реже в дела людей. В частности, Брахма заставил Сому отдать Тару назад её мужу Брихаспати. Он считается отцом Дхармы и Атри.Согласно "Брахма-пуране" и другим Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог. Напротив, считается что он был сотворён Богом (в его личностном аспекте Бхагавана, или в безличном аспекте Брахмана). Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 "лет Брахмы", которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватого цвета и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Верд. Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует практически вечную природу его существования. В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит камандалу - сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные четки, называемые акшамала, которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда - цветок лотоса.Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север.

 

 

 

 

ШИВА

Шива (санскр. "благосклонный", "милостивый", "благой") - в  индуизме олицетворение разрушительного  начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с всеобъемлющим Вишну  и творцом-создателем Брахмой. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное  начала. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём  в доарийской мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шайвизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева. Является основателем Йоги.

Изображается чаще всего  сидящим в позе лотоса, с кожей  белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на голове, руках и ногах (как браслеты). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу изображается третий глаз, и трипундра из священного пепла.В шиваизме Шива является верховным богом, творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги.В других направлениях индуизма на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла - махаюги, с целью создания пространства для нового творения.Шива считается создателем сакрального звука "ом" и санскрита, языка культа.Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа). Его свита - духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.Шива принимает на свою голову мощный удар священной Ганги, спускающейся из духовного мира.Семья Шивы - жена Парвати, сыновья - бог мудрости Ганеша и бог войны Сканда.В представлении индусов все классические искусства неразрывно связаны с божественностью. Они верят, что Шива есть источник танца -Натараджа. Он танцует и разрушает Вселенную, когда приходит положенное время. Но Шива также и великий аскет. На горе Кайлас в Гималаях он сидит погруженный в медитацию. Существует даже легенда, согласно которой Парвати пришлось последовать примеру Шивы и стать отшельницей, для того, чтобы он обратил на нее внимание и женился. В аспекте Натараджи Шиву обычно изображают четырехруким. В верхней левой руке он держит Дамару - маленький барабанчик, который использует танцуя Тандаву. От Дамару исходят вибрации жизненной силы, которая закладывает первый шаг в Эволюции Вселенной, кроме того с барабанчиком отождествляется рождение первозданного звука "ОМ". Другая левая рука, опущенная по направлению к пальцам поднятой ноги, олицетворяет освобождение и избавление. Верхняя правая рука держит либо блюдо с огнем, либо трезубец - символы очищения и разрушения, а нижняя, с вытянутыми пальцами и омкарой на ладони, символизирует защиту. Стопа правой ноги, попирающая карлика, разрушает путы, которые охватывают душу и уводят ее в мир невежества и иллюзии, а поднятая левая нога является символом освобождения от Самсары (т.е. цепи перерождений). Существует изображение Шивы с распущенными летящими волосами, украшенными звездами - это образец Ритма в космосе. Два глаза Шивы суть Солнце и Луна, а "третий" глаз - символ его высшей мудрости и проницательности. Все три глаза вместе олицетворяют Прошлое, Настоящее и Будущее. Иногда Шиву изображают в виде Ардханаришвара, когда одна половина его фигуры имеет мужской облик, а другая - женский. Это символ единения бога со своей шакти (внутренней энергией).

 

 

 

Лакшми

 

Лакшми - богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну. Согласно легенде, она появилась из вод вспахтанного Причинного Океана. Обычно ее изображают в виде цветущей, прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе, часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну, она воплощается в супругу каждой его инкарнации. Таким образом, ей поклоняются как Богине Сите, супруге Рамы (см.ниже); Рукмини, первой царице Кришны, и Радхе, вечной возлюбленной Бога Кришны  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хануман

 

Хануман (санскр. "разбитая челюсть") - чтимая в индуизме божественная обезьяна. Один из главных героев "Рамаяны", предводитель одного из войск ванаров, также друг Рамы и Ситы.Мать Ханумана была женой Кешари, могущественного воина из расы ванаров (обезьян). Однажды, когда она гуляла в горах, её увидел пролетавший мимо бог ветра Ваю и был сражён её красотой. Ваю овладел Анджаной. Так на свет появился Хануман и отсюда его первое имя - Марути (сын ветра).Хануман унаследовал от своего отца божественные способности к полёту, быстрому перемещению, а также невероятную силу. Вскоре после своего рождения он, увидев Солнце, решил что это фрукт и попытался его съесть. Это увидел Индра и метнул в Ханумана свою ваджру, сломав ему челюсть. Хануман без сознания упал на землю. Расстроенный Ваю взял сына и за такую несправедливость начал выкачивать весь воздух с Планеты. Вскоре всё живое в мире стало задыхаться и Индра вместе с могущественными богами решили умиротворить Ваю, и Брахма исцелил Ханумана, дав защиту от любого вида оружия. После этого случая Хануман и обрёл свое имя.Узнав, что бог солнца Сурья - известный учитель, Хануман увеличился в размерах, чтобы достичь небесного пути Сурьи и попросил того взять его в ученики. Сурья отказал, сказав, что должен освещать мир и не может покидать свою колесницу. Тогда Хануман ещё увеличился в размерах, поставил одну ногу на западную границу мира, а другую на восточную, что позволило ему все время быть рядом с колесницей, и ещё раз обратился к Сурье с просьбой об ученичестве. Удивлённый бог солнца согласился и передал Хануману свои знания.Хануман рос большим озорником и частенько подшучивал над отшельниками в горах, утаскивая у них вещи и предметы культа. Раздражённые мудрецы наложили на него проклятие - и он забывал о своих сверхспособностях и вспоминал только тогда, когда это становилось необходимо и другие просили его о помощи. Также Хануман был способен понимать язык птиц, что впоследствии помогло ему освободить Раму и Лакшману из подземного мира и сразить Ахиравану.


Информация о работе Вишну