Владимирская икона Божией Матери

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 19:54, реферат

Описание работы

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной. По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.

Работа содержит 1 файл

Владимирская икона Божией Матери.docx

— 325.70 Кб (Скачать)

                       Владимирская икона Божией Матери

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной. По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.

Появление на Руси.

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. После жестокого разорения и ограбления Киева Андреем Боголюбским, Андрей украл Вышгородскую икону Богоматери и перевёз ее во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Переезд в Москву.

Во время  нашествия Тамерлана при Василии  I в 1395 чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Местонахождение.

Икона стояла прежде в Успенском соборе московского  Кремля, по левую сторону царских  врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму  около 200 000 золотых рублей (сейчас в  Оружейной палате).

В 1918 году ее изъяли из собора для реставрации, а  в 1926 году передали в Государственный  исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую  галерею (Инв. № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя  Николая в Толмачах при Государственной  Третьяковской галерее.

Оклады.

В течение  веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с  драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой  оклад (согласно летописи — около  пяти кг золота, не считая серебра) был  сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате). 

По оценкам  искусствоведов, икона написана в  XII веке, предположительно, в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78x55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза:

1.в первой половине XIII века,

2.в начале XV столетия,

3.в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,

4.и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым.

Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически  от константинопольского образа сохранились  только фрагменты:

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. 
 
 
 
 
 

                 Владимирская икона  Божией Матери 

                                                                                  

                                                                                                                              Престол и орудия страстей. Оборотная сторона                                                                                                                                 

                                                                                                                                                       Владимирской иконы. 
 
 
 

Информация о работе Владимирская икона Божией Матери