Возникновение буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:27, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основные положения философии буддизма, в частности четыре благородные истины и основные философские идеи. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть литературу по данной теме.
Разобрать четыре благородных истины буддизма.
Рассмотреть основные идеи философии буддизма и его философские школы.

Содержание

Введение 3
1.Возникновение буддизма 4
2.Учение Будды – четыре благородных истины. 5
2.1. Первая благородная истина — о наличии страданий 5
2.2. Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев. 5
2.3.Третья благородная истина— о прекращении страданий 6
2.4. Четвертая благородная истина — о пути к освобождению 8
3. Философский смысл этического учения Будды 10
3.1. Теория зависимого происхождения (обусловленного существования) вещей 10
3.2. Теория кармы 10
3.3. Учение о всеобщем изменении и непостоянстве 11
3.4. Теория несуществования души 11
4. Основные школы буддийской философии 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Философия буддизма.docx

— 36.22 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1.Возникновение  буддизма 4

2.Учение Будды  – четыре благородных истины. 5

2.1. Первая  благородная истина — о наличии  страданий 5

2.2. Вторая  благородная истина — о причине  страданий. Цепь из двенадцати  звеньев. 5

2.3.Третья  благородная истина— о прекращении  страданий 6

2.4. Четвертая  благородная истина — о пути  к освобождению 8

3. Философский  смысл этического учения Будды 10

3.1. Теория  зависимого происхождения (обусловленного  существования) вещей 10

3.2. Теория  кармы 10

3.3. Учение  о всеобщем изменении и непостоянстве 11

3.4. Теория  несуществования души 11

4. Основные  школы буддийской философии 12

Заключение 14

Список литературы 15

 

 

Введение

Буддизм - религиозно-философское  учение, которое возникло в Индии  в 6-5 веках до н.э. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм  выступил не только против значения внешних  форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических  исканий. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех  благородных истинах. Разъяснению  и развитию этих положений и, в  частности, заключенному в них представлению  об автономии личности, посвящены  большинство построений буддизма.

Буддизм составляет важнейшую  часть мировой духовной культуры, он оказывает влияние на политические и социальные процессы, в какой-то мере адаптируясь к новым условиям. На Западе появляется большое количество буддийских современных учений, которые соединяются с современной западной гуманистической психологией. Буддийские идеи проникают в искусство. В частности, в России буддизм оказал огромное влияние на творчество и философию Льва Толстого, Ивана Бунина, и, конечно же, Рерихов. На Западе буддизм оказал огромное влияние на целую плеяду философов, художников. Все это показатели того, насколько серьезно влияние буддизма. Поэтому данная тема актуальна в наше время.

           Цель данной работы – рассмотреть основные положения философии буддизма, в частности четыре благородные истины и основные философские идеи. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть литературу по данной теме.
  2. Разобрать четыре благородных истины буддизма.
  3. Рассмотреть основные идеи философии буддизма и его философские школы.

1.Возникновение буддизма

Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Таутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился  в VI в. до н. э. в царской семье в  Капилавасту (север Бихара, у предгорий  Гималаев) и еще в юности отказался  от светской жизни. Болезни, старость и  смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон  страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти  путь к освобождению. Став аскетом, он без устали искал разрешения вопроса  о действительном источнике всех страданий и о путях к полному  избавлению от них. Будда искал ответ  у многих религиозных учителей и  во многих школах своего времени, подвергал  себя тяжелым аскетическим испытаниям, но ничто не удовлетворяло его. Тогда он решил положиться на свои собственные силы. С железной волей, освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений тайну земных страданий, пока наконец его усилия не увенчались успехом. Сиддхартха стал Буддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религии и философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Японию и Корею.

Подобно всем великим учителям древности, Будда облекал свои поучения в форму бесед и в течение  долгого времени, из поколения в  поколение, они устно передавались от одних учеников к другим. Источником нашего знания об учении Будды в  настоящее время является главным  образом «Трипитака» («Три корзины  учений»), о которой говорят, что они содержат мысли Будды, переданные самыми близкими его учениками.

Эти три канонические работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака»  и «Абхидхамма-питака». Первая работа содержит правила поведения, вторая является собранием проповедей и  притч, третья ставит и рассматривает  проблемы буддийской философии. Все  три работы являются памятниками  древней буддийской философии. Они  написаны на языке пали.

2.Учение Будды – четыре благородных истины.

2.1. Первая благородная истина — о наличии страданий

Молодой Сиддхартхи был поражен  увиденными картинами страданий  человека — болезнями, старостью  и смертью. Однако просветленный  Будда увидел не просто и не только эти картины, но и сами существенные условия жизни людей и животных, вызывающие все без исключения несчастья.

Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние —  все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание.

2.2. Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев.

Земные страдания (старость, смерть, отчаяние, печаль и т. п., кратко обозначаемые словом «джара-марана»), учит Будда, возникают из факта, рождения (цжатн). Если бы человек не был рожден, он не знал этих тягостных состояний. Рождение, в свою очередь, обусловлено  стремлением к становлению (бхава), силой слепого стремления или предрасположения к рождению, стремлением, вызывающим наше рождение. Но что вызывает это стремление? Наша умственная приверженность («схватывание») к земным вещам является условием наших желаний быть рожденными. Эта приверженность, в свою очередь, возникает из нашей жажды, страстного стремления наслаждаться предметами внешнего мира:  зрелищами, звуками и т. д. Но откуда происходит это желание? Мы ведь не можем стремиться иметь вещи, которые мы не испробовали, не видели раньше. Предыдущий чувственный опыт, скрашенный некоторыми приятными ощущениями, является причиной жажды, страстного стремления. Но ведь чувственный опыт невозможен без соприкосновения, то есть без контакта между органами чувств и объектами. Этот контакт, в свою очередь, не мог бы возникнуть, если бы не было шести органов познания: пяти чувств и ума. Наличие этих шести органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма, который составляет воспринимаемое существо человека. Но этот организм не мог бы развиться во чреве матери и родиться, если бы он был мертв, то есть лишен сознания. Сознание же, которое входит в зародыш еще во чреве матери, является только результатом впечатлений нашего прошлого бытия. Последняя же ступень (состояние) нашей прошлой жизни, ступень, предшествовавшая нашей сегодняшней жизни, в свою очередь, содержит в концентрированном виде все впечатления, результаты всех предшествовавших, прошлых деяний. Впечатления, которые ведут к новому рождению, вытекают из неведения истины. Если бы преходящая, полная страданий природа земного существования была познана человеком вполне, тогда бы у нас не могло возникнуть кармы, порождающей новое рождение. Неведение, следовательно, есть коренная причина впечатлений, то есть стремлений к новому рождению.

Вот вкратце формула причинной  зависимости: 1) страдание в жизни  обусловлено рождением; 2) рождение — стремлением к жизни; 3) стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам; 4) привязанность — жаждой, желанием вещей; 5) жажда — чувственным восприятием; 6) чувственное восприятие — чувственным соприкосновением с объектами; 7) чувственное соприкосновение — шестью органами познания; 8) шесть органов познания—эмбриональным периодом развития организма (состоящего из разума и тела); 9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания; 10) первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни; 11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи — 12) неведением истины.

2.3.Третья благородная истина— о прекращении страданий

Прежде всего следует  заметить, что освобождение от страданий  достижимо и в этой жизни, если только будут выполняться определенные условия. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление  об истине ведут человека через четыре степени самоуглубления к совершенной  мудрости, тогда он освобождается  от власти земных страстей. Он порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, освобожденным. О таком человеке говорят, что он стал архатом, то есть почтенным лицом. Это состояние  освобождения чаще называется нирваной

Будда однажды ясно указал на то, что есть два рода человеческих поступков: одни совершаются под  влиянием привязанности, ненависти  и ослепления (рага, двеша и моха), другие — без их влияния. Поступки первого рода, усиливая нашу жажду  жизни и привязанность к ней, рождают семена кармы, вызывающей новые  рождения. Поступки второго рода, совершаемые  с пониманием подлинной сущности бытия, лишены привязанности, не порождают  кармы и, следовательно, нового рождения. Различие между двумя видами кармы, как учит Будда, подобно результату от посева зерна обычного и зерна бесплодного. Следовательно, как показывает Будда личным примером и в своих заповедях, от архата не требуется отказа от деятельности; наоборот, по мере просветления его любовь и сострадание ко всем живым существам возрастают и заставляют достигшего совершенства человека делиться своим знанием с ближними и работать ради их морального подъема. Если признать правильным подобное понимание жизни и учения Будды, то ошибочно думать, как это очень часто бывает, что нирвана означает полное прекращение существования.

Состояние нирваны двойственно  — оно имеет как положительную, так и отрицательную сторону. Нирвана — это гарантия от нового рождения, условия которого уничтожены. Положительно же нирвана означает, что добившийся ее состояния после  своего просветления испытывает совершенный  покой столько времени, сколько  он живет на этом свете. Этот покой, конечно, не похож на какое-либо удовольствие, порожденное удовлетворением желаний. Покой нирваны выходит, если можно  так выразиться, за пределы земных радостей и страданий. Нирвана —  это состояние безмятежности, невозмутимости и бесстрастного самообладания, ее невозможно объяснить понятиями  обычного, повседневного опыта. Лучшим пониманием этого состояния, в рамках нашего несовершенного опыта, будет  представление о нирване, как  об освобождении от всякого причиняющего боль переживания. Кроме того, преимуществами нирваны можно частично пользоваться еще до ее полного достижения —  путем частичного выполнения ее условий.

2.4. Четвертая благородная истина — о пути к освобождению

Четвертая благородная истина, указывает путь (марга) к освобождению от страданий, путь, по которому следовал Будда и могут следовать другие. Руководство к следованию по этому пути — познание основных причин страдания. Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому носит название благородного «восьмеричного пути». Этот путь дает представление о буддийской морали; он открыт для всех — и монахов и непосвященных. Следующий этому благородному пути достигает следующих восьми добродетелей:

Правильные взгляды. Правильные взгляды — это правильное понимание  четырех благородных истин. Только познание этих истин, а не какие-либо теоретические размышления о  природе и самом себе, помогает, согласно учению Будды, нравственному  совершенствованию, ведя нас к цели нашей жизни — нирване.

Правильная решимость. Одно знание истин было бы бесполезно без  решимости преобразовать жизнь  в соответствии с ними. От морально совершенствующегося человека требуется поэтому от решение от всего земного (привязанности к миру), отказ от плохих намерений и вражды к ближним. Эти три условия и представляют собой основу правильной решимости.

Правильная речь. Правильная решимость не должна оставаться лишь религиозным желанием, а должна воплощаться  в действие. Правильная решимость, прежде всего, должна иметь возможность  направлять и контролировать нашу речь. Результатом будет правильная речь — воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.

Правильное поведение. Правильная решимость, не ограничиваясь выработкой правильной речи, должна наконец воплотиться  в правильное действие, хорошее поведение. Правильное поведение заключается  поэтому в отказе от неправильных действий — уничтожения живых существ, воровства, удовлетворения дурных желаний.

Правильный образ жизни. Отвергая дурную речь и плохие поступки, следует зарабатывать средства на жизнь  честным путем. Необходимость этого  правила вытекает из того, что для  поддержания жизни нельзя прибегать  к недозволенным средствам—надо сосредоточенно трудиться в соответствии с доброй решимостью.

Правильное усилие. Поскольку  ум не может оставаться пустым, его  надо постоянно стремиться заполнять  хорошими идеями, стараясь закрепить  их в уме. Такое четырехстороннее постоянное старание называется правильным. Оно указывает, что даже далеко ушедший  по пути спасения не застрахован от риска поскользнуться, и ему еще  рано праздновать полную моральную  победу.

Информация о работе Возникновение буддизма