Возникновение ислама. Шариат и его основные источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:28, реферат

Описание работы

Ислам – одна из трех ( наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику 2( стр.210 ).

Содержание

I.Возникновение ислама. Шариат – мусульманское право.
1. Ислам.
1.1. Посланник Аллаха.
2. Общая характеристика мусульманского права.
3. Источники шариата.
3.1. Коран.
3.2. Сунна.
3.3. Иджма.
3.4. Кияс.
3.5. Фирманы, кануны.
I.Заключение.

Работа содержит 1 файл

Возникновение ислама. Шариат и его основные источники.DOC

— 70.50 Кб (Скачать)


План.

 

I.Возникновение ислама. Шариат – мусульманское право.

1.              Ислам.

1.1.              Посланник Аллаха.

2.              Общая характеристика мусульманского права.

3.              Источники шариата.

3.1.              Коран.

3.2.              Сунна.

3.3.              Иджма.

3.4.              Кияс.

3.5.              Фирманы, кануны.

I.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Возникновение ислама.

Шариат – мусульманское право.

1.              Ислам.

Ислам – одна из трех ( наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику 2( стр.210 ).

В современном понимании ислам – и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела. Но меня будут больше интересовать исторические корни этого явления.

"Ислам" в переводе с арабского означает покорность,       "мусульманство" ( от арабского " муслим " ) – предавший себя Аллаху.

Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад ( Мухаммед или Магомет ), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановиться особо.

 

1.1.              Посланник Аллаха.

 

Маулид – день рождения пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца раби ал-аввай по лунному календарю. Это произошло в " год слона ", т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества.

Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом ( Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом Христом ). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех – же ветхозаветных пророков, а так же Иисуса Христа как одного из них.

Мухаммад был уроженцем Мекки – города в западной части Аравийского полуострова, где давно осело сильное племя курейш.

Во время джахимейи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали истинного Бога, - в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В святилище Кааба ("куб") и на запретной территории ("харам") нельзя было ссориться, проливать кровь,. Ибо все это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу. 1(стр.511,512 ).

В центре языческой Хаабы стоял Хубал ; древние арабы чтили это божество племени курейш как повелителя небес и луны, властелина громов и дождя. Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из сердолика   (золото заменило некогда отбитую каменную руку ). Находившийся с древних времен в Хаабе черный камень ( по мнению ученых, имевший метеоритное происхождение ) олицетворял небесную силу Хубала.

Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы, изображавшие другие аравийские божества (до 300 в Хаабе ).

Жили в Мекке и иудаисты, и христиане, а так же ханифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один из которых носил имя Аллах.

Благополучный брак дал Мухаммаду обеспеченную жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами все крепло и, наконец оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры  1(стр.514).

Я не буду останавливаться на видениях и откровениях, неоднократно нисходивших на Мухаммада из-за ограничений работы по объему, хотя это интересно, скажу только, что Мухаммад, преодолев неувереность, все же решился на то, чего требовал от него Аллах : он стал проповедовать Слово Божье.

       Криком, обычно предупреждавшим горожан об опасности, Мухаммад со склона холма Ас-Сафа возвестил жителей Мекки о ниспосланном ему Слове Божьем. Он призывал отказаться от поклонения идолам и обратиться к Аллаху, одному-единственному Богу. Имя Аллах является лишь одним из обозначений Бога, истинного же Его имени не знает никто из живущих. Мухаммад объявил, что других богов просто не существует, а верующие в них будут наказаны Аллахом. В мире все совершается по воле Аллаха. Он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. С каждого на суде у Аллаха спросится по его делам, и всем воздастся сполна.

              Аллах продолжал посылать Мухаммаду новые знамения, разъясняя, как мусульманам общаться с иноверцами, как им вести себя по отношению к Пророку, как делить военную добычу и наследуемое имущество. Были провозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольные напитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся вокруг Мухаммада объединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой, братством духа. Доступ в умму (новую общину) был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммада в качестве духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления (стр. 520).

              Не отвергая традиционного обряда поклонения Каабе, Мухаммад установил новую для арабов форму служения Богу, включавшую ряд поз, выражающих благоговение, и многократное повторение фраз "Хвала Аллаху" и "Аллах велик". Завершая молитву, человек должен был простереться ниц. Эта невиданная прежде поза самоуничижения- земной поклон- возмущала многих жителей Мекки. Мухаммад называл их гордецами, не желающими покориться Аллаху. 1(стр.516).

         В миросозерцании Мухаммада и в основанной им религии отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующего не безконечного совершенствования, а толбко акта безусловной преданности Богу. Вера Мухаммада ставит первое условие истинной духовной жизни на место самой этой жизни. Ислам не говорит людям : будьте совершенны, ка Отец ваш небесный, т.е. совершенны во всем ; он требует от них только общего подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних пределов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.

       Если нет совершенного идеала, который человек должен осуществлять в своей жизни своими силами, то, значит, нет  для этих сил никакой определенной задачи, а если нет задачи и цели для достижения, то не может быть движения вперед.

      Вот истинная причина, почему идея прогресса, как и самый факт его,  остается чуждой магометанским народам. Их культура сохраняет чисто местный специальный характер  и быстро отцветает без преемственного развития. Мир ислама не породил универсальных гениев, он не дал и не мог дать человечеству "вождей на пути к совершенству" 2(стр.209,210). Это точка зрения Вл.Соловьева, которая в значительной степени отражает те условия, в которых находились народы, исповедующие ислам до начала ХХ в. Но ( ! ) в этом категоричном высказывании присутствует рациональная и важная для моей работы мысль, изнутри объясняющая значительную долю консерватизма приверженцев ислама, что в свою очередь дает возможность лучше понимать мусульманский мир. А любое приближение к этому пониманию является целью данной работы. Вот такая логическая связка.

      Не буду останавливаться на арабских завоеваниях, которые сопровождали трудное распространение ислама по миру, скажу только , что в 630г. завоеванная Мекка после уничтожения изображения старых богов стала священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний месяц года) совершаются паломничества. Ятриб (Медина) остался столицей объединенного государства. В том же 630г. Мухаммаду подчинились кочевники внутренних областей Аравии и город Таиф. Арабская знать стремилась к усилению своей власти путем захвата плодородного Йемена и вторжения боевых отрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались войска, когда в 632г. Мухаммад умер. 3(стр.438).

         После раздоров из-за власти между старыми приверженцами Мухаммада и мединской знатью был избран "заместитель" пророка-халиф-купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммада. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплен культ пророка Мухаммада, упорядочен Коран, записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка-рамазан-стал временем мусульманского поста. 3(стр438). Для обозначения мусульманского государства используется термин "халифат" ("приемство"). Более того, современные авторы приходят к выводу, что халифат отнюдь не сводится к индивидуальному праву или привилегии отдельного лица на занятие поста главы мусульманского государства, а представляет собой определенную функцию по осуществлению верховной светской (политической) власти и поддержанию веры на уровне религиозной общины. 4(стр.140).

2. Общая характеристика мусульманского права.

 

              Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права"5 (стр. 495).

              Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

              Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

              - обязательные,

              - рекомендуемые,

              - дозволенные,

              - предосительные, но не влекущие за собой применения                 накзания;

              - запрещенные и подлежащие наказанию.

              Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека 6(стр. 417,418).

              Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас" (4.62).

              Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с предствлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальныЙ принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно  с распространением ислама  и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.6(стр.419).

              Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных напрвлений в исламе соответсвующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление  - шиизм 6 (стр.419).

 

              3. Источники мусульманского права.

 

              Шариат отличает множественность источников, на рассмотрении которых кратко остановлюсь.

Информация о работе Возникновение ислама. Шариат и его основные источники