Вторинні дані

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:55, доклад

Описание работы

Для оценки уровня благополучия общества Грегори Полом было отобрано наиболее достоверных социально-экономических показателей, в том числе: число, детская смертность, продолжительность жизни (life expectancy), частота заболеваний гонореей и сифилисом (отдельно — среди подростков), число абортов среди несовершеннолетних, число родов в возрасте 15-17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворенности жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства бедности, коррупции, безработицы и др.

Работа содержит 1 файл

ВВП и религия.docx

— 271.82 Кб (Скачать)

Вторинні  дані.

Религиозность и индекс общественного благополучия

Для оценки уровня благополучия общества Грегори Полом было отобрано наиболее достоверных социально-экономических показателей, в том числе: число, детская смертность, продолжительность жизни (life expectancy), частота заболеваний гонореей и сифилисом (отдельно — среди подростков), число абортов среди несовершеннолетних, число родов в возрасте 15-17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворенности жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства бедности, коррупции, безработицы и др. Из всех этих показателей Пол сконструировал комплексный «индекс общественного благополучия» (successful societies scale, SSS), который использовался в исследовании наряду с индивидуальными социально-экономическими показателями. Кроме того, были учтены показатели, отражающие уровень разнородности (фракционализации) общества, число иммигрантов, экологическую ситуацию в стране.

 

Рис. 1. Этот график показывает, что в высокоразвитых процветающих странах «первого мира» уровень общественного благополучия (SSS, по вертикальной оси) положительно коррелирует с уровнем «светскости» (нерелигиозности) общества (PRVSS, по горизонтальной оси). Рисунок из обсуждаемой статьи в Evolutionary Psychology



 

Промежуточные результаты исследования Пола тоже оказались интересны. Так, выяснилось, что уровень самоубийств не зависит от религиозности населения. Чем религиознее страна, тем выше детская смертность. Заболеваемость сифилисом в более религиозных странах в среднем выше, чем в светских. Число абортов среди несовершеннолетних ниже в светских странах, чем в религиозных. Достоверных корреляций между религиозностью и потреблением алкоголя не выявлено. Уровни удовлетворенности жизнью и безработицы не коррелируют с религиозностью, по уровню коррупции — ситуация чуть лучше в менее религиозных странах. По производству ВВП религиозные страны чуть впереди, однако по уровню имущественного равенства нерелигиозные страны их резко опережают (чем выше уровень религиозности, тем выше индекс Джини, отражающий неравномерность распределения материальных благ среди населения). В соответствии с этим и процент бедняков в религиозных странах существенно выше.  

Единственная страна, выбивающаяся из этой закономерности – США. Однако Грегори Пол находит объяснение этому факту. В США наблюдается очень высокое неравенство (коэффициент Джинни), скорее свойственное неразвитым странам. США по этому показателю находится на 39-м месте. Во-вторых, США осень неоднородная страна по уровню религиозности. Это показало исследование  американского учёного Джорджа Деломонтаня. Самая высокая религиозность оказалась в т.н. «баптистском поясе» Америки – в южных штатах (Миссисипи, Алабама, Теннеси). Эти же штаты были самыми неблагополучными. Там была ниже продолжительность жизни, выше число убийств, ниже число людей с высшим образованием. Единственные показатели, которыми мог похвастать юг США – меньшее число аортов у несовершеннолетних и уровень алкоголизма. Самым же нерелигиозным оказался северо-восток – штаты Вермонт, Нью-Гемпшир, Мэн. Одновременно по душевому доходу наиболее религиозные штаты в США оказались и наиболее бедными.

Пол подчеркивает, что неверие в Бога— единственное из мировоззрений, которое в наши дни эффективно распространяется путем обращения (переубеждения) сторонников иных взглядов. Динамика численности приверженцев религий, зависит в основном от рождаемости среди верующих и миграционных процессов. Оба учёных – Грегори Пол и Джордж Деламонтень – делают похожие выводы: общественное неблагополучие снижает у людей чувство защищённости и уверенности в завтрашнем дне, что заставляет их искать утешения в религии.

В бедных странах люди больше религиозны, потому что религия помогает им бороться с трудностями.

Среди причин, заставляющих людей в бедных странах идти к Богу, а в богатых идти от него, ученые также называют то, что с повышением уровня жизни, люди теряют потребность в религии.

Когда человек получает больше прибыли, он получает больше возможности к самореализации – это образование, реализация культурных запросов. Тогда он меньше обращает внимания на религию. Он акцентирует внимание на каких-то других вещах

В то же время Глава УГКЦ Святослав Шевчук связывает такую тенденцию с тем, что люди обращаются к религии, когда у них есть жизненная потребность.

Уровень образования, IQ и атеизм

Опубликованный в 1998 году в журнале Nature опрос показал, что процент верующих в личностного бога или жизнь после смерти по США минимален среди членов Национальной академии наук — только 7 % опрошенных. Среди рядовых учёных, количество верующих сохранилось на том же уровне, как и в предыдущем аналогичном опросе, проводившемся в 1914 году, и составило около 40%. Франк Салловей и сотрудник Университета штата Калифорния Майкл Шермер провели исследование среди группы, в которой 12 % составляли доктора наук и 62 % — выпускники вузов. Исследование показало, что 64 % опрошенных верили в бога (то есть промежуточное значение между таковым для академиков и средним по стране в вышеописанном исследовании). Кроме того, было замечено уменьшение числа верующих с повышением уровня образования.

По информации Mensa Magazine, такая обратная зависимость между религиозностью и образованностью была установлена в 39 исследованиях, проведённых с 1927 по 2002 годы.

Эти результаты в общем соответствуют статистическому мета-анализу профессора Оксфордского университета Майкла Аргайла проведённому в 1958 году. Он проанализировал семь исследовательских работ по зависимости между отношением к религии и коэффициентом интеллекта среди опрошенных школьников и студентов университетов США. Была выявлена чёткая обратная зависимость: чем выше интеллект, тем ниже религиозность.


Информация о работе Вторинні дані