Законы ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Основные черты семейного строя. Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью.
Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов.

Содержание

Семейные правоотношения в Древнем Риме.
Став императором, Марк Ульпий Траян предоставил нескольким городам своей родной Испании латинское гражданство. Сможет ли кто-либо из жителей этих городов претендовать на титул римского императора, подобно Траяну? Могли ли они купить в Риме дом? землю?
У римского гражданина Тиверия было три внука. Один родился от сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эмансипированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей в “правильном браке”.
Какой из внуков находился под властью деда?

Работа содержит 1 файл

римское право.docx

— 45.09 Кб (Скачать)

Вариант № 2

  1. Семейные правоотношения в Древнем Риме.
  2. Став императором, Марк Ульпий Траян предоставил нескольким городам своей родной Испании латинское гражданство. Сможет ли кто-либо из жителей этих городов претендовать на титул римского императора, подобно Траяну? Могли ли они купить в Риме дом? землю?
  3. У римского гражданина Тиверия было три внука. Один родился от сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эмансипированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей  в “правильном браке”.

      Какой из  внуков находился под властью  деда?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       ВВЕДЕНИЕ 
 
           Современная семья является результатом длительного исторического развития. Семья - древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности в обществе. 
           Семья представляет собой сложное общественное явление, она считается уникальным способом построения общественной жизни людей. Семья по своей сути есть биологический и социологический институт упорядочения жизни человеческого рода. Объединение людей в семью обусловлено различными интересами, и в первую очередь, безусловно, это продолжение рода - рождение детей, а также другие материальные и духовные потребности. Семья выступает в форме социального приспособления к условиям существования на Земле. 
           Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества. 
Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (реципировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права. 
         Последнее обстоятельство предопределяет необходимость изучения римского частного права современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней. Сказанное в полной мере относится и к семейному праву Древнего Рима. 
         Цель настоящей работы – исследовать правовое регулирование брачно-семейных отношений по римскому праву. 
         Работа состоит из введения, четырех частей, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

  1. Семейные правоотношения в Древнем Риме.

 

Основные черты  семейного строя. Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью.

Основные черты семейного  строя были выражены в римском  праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения  их знаменовали глубокие изменения  и в условиях хозяйственной жизни  Рима, и в идеологии его господствующих классов.

Итак, область семейного  права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки (paterfamilias). Все члены в такой семье  подчиняются власти одного.

Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы  семьи входили: его жена (in manu mariti), т. е. подчиненная мужней власти, его дети (in patria potestate), жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны главе семьи, а власти последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. д. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui.

В такой семье лишь домовладыка  был вполне правоспособным лицом (persona sui iuris), а остальные члены семьи  полной правоспособности не имели (personae alieni iuris). Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям  — loco sororis и т. д. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. В римском праве различались два вида родства:

1. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» (Gai. Inst. 3. 10).

Агнатическое родство  могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались  лица, находящиеся под властью  определенного домовладыки. Дальние  агнатические родственники — это  лица, которые когда-то были под его  властью.  С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.

2. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:     а) родственники по прямой или боковой линии:

— родственники по прямой линии (linea recta) — лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea descedens) в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;

         — родственники по боковой линии (linea collaterales) — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);

б) брачные (legitimi) и внебрачные (spurn) родственники;

в) полнородные или полуродные родственники:

           — полнородные родственники (germani) происходят от одних и тех же предков;

           — полуродные родственники (consanguinei и uterini) происходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или, наоборот, от одной матери и разных отцов (uterini).

Степень родства исчислялась  количеством рождений, на которое  сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между  этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень  свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга (например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии).

Римская история прошла через  развитие семей от агнатического  к когнатическому родству:

— консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;

— патриархальная семья (familia) сменила консорциум;

— когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности (alieni iuris). Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию («ad modicam castigationem»).

С появлением когнатической  семьи стало признаваться, что  и рабы могут иметь родственные  связи (cognatio servilis); это положение  было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли  только сожительствовать и их семейные связи не признавались.

Последовательное ограничение  власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического  родства родством когнатическим  составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической  жизни Рима, под влиянием хода его  политической истории, одновременно с  последовательным изменением форм собственности  освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.

Брачно-семейные отношения

Понятие и формы  брака. Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (d. 23. 2. 1). Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности  женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить  брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа.  Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа, и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu).

Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

Условия вступления в брак. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после  некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет  для женщин.

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это  было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).

Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в  брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи  невесты и согласие как главы  семьи жениха, так и лица, под  отеческой властью которого жених  может оказаться со смертью главы  семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи —  дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в  брак, не только не навязывает наследников  своему деду и отцу, но и сама перестает  быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.

Таким образом, первоначально  все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой  покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей  не потому, что он был отцом, а  потому что он был главой семьи, носителем  отцовской власти.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы  семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки  на вступление в брак. Так, Закон  Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как, получив согласие опекуна (auctoritas tutoris). После отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

Третьим условием вступления в римский брак является наличие  у брачующихся права заключить  законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия  могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным  слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между  ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего  Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия — с лицами сенаторского сословия.

Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в  прямой линии без ограничения  степеней, в боковых линиях —  в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого  правила и до конца республики — между лицами, матери которых  были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени  общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило, императорские постановления не раз вносили изъятия.

В период империи стало  препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии  без ограничения степеней, а при  христианских императорах — и  в боковых линиях между зятем  и золовкой.

Кроме того, были запрещены  браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. По Закону Юлия были запрещены  браки между супругом, виновным в  прелюбодеянии, и его сообщником.

Информация о работе Законы ману