Значение пятикнижья в религии Израиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Значение пятикнижья (5 книг Ветхого завета)

Содержание

1.Введение
2.Пятикнижие
3.Значение Пятикнижия в религии Израиля
4.Структура Пятикнижия
5.Заключение
6.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Значение пятикнижия.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

  •         МОСКОВСКИЙ  ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
  • Факультет – Общебогословский 
     
     
     
     

  • РЕФЕРАТ
  •  

    По курсу:

    «Введение в Пятикнижие» 

    На тему: 

    «Значение Пятикнижия в религии Израиля» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Студентки 1 курса:  Хабибуллина В.М.     

                                                            Преподаватель: Жедяев                   
     
     

    Москва  - 2011

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    1. Введение 
    2. Пятикнижие
    3. Значение Пятикнижия в религии Израиля
    4. Структура Пятикнижия
    5. Заключение
    6. Список  литературы
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     

                                                    Введение 

              

                 Первые 39книг Библии мы называем  Ветхим Заветом. Слово завет  происходит от латинского слова, которое является переводом еврейского и греческого слова. Завет – это соглашение, договор или завещание. Ветхий Завет был договором между Богом и евреями, детьми Авраама. Бог обещал соблюдать Свою часть соглашения, если Евреи будут соблюдать свою. Он дал им законы, по которым нужно жить. Ветхий Завет составляет 75% всего Священного писания. Ветхий Завет  описывает Бога правосудия и любви. Ветхий Завет  является семенем и побегом, из которого вырос плод Нового Завета. Ветхий Завет охватывает период от сотворения мира и до пришествия в мир Христа. Его смыслом является подготовка человечества к этому спасительному событию, причем особую роль здесь играет судьба Израиля. Закон Моисеев нравственно воспитывал израильтян, а пророки возвещали грядущего Христа.

     Традиционно  Ветхозаветные книги делятся  на законодательные, исторические, учительные и пророческие /по блаж. Иерониму/.  Начиная со времен систематизации и составления Писания в древнем Израиле, его книги делятся на канонические и неканонические. Книги Ветхого Завета писались в общей сложности с XIII по I в. до Р.Х. Канон ВЗ книг был составлен в Иерусалиме в V в. до Р.Х. "Великой Синагогой" во главе с законоучителем Ездрой.  Древние пласты Ветхозаветных книг были написаны на древнееврейском языке, но после вавилонского пленения сей язык начал претерпевать значительные изменения. Смешанный еврейско-вавилонский диалект стал называться арамейским языком. В III в. до Р.Х. в Египте при царе Птолемее Филадельфе, знаменитом книжном коллекционере, 72-мя толковниками-раввинами /их было символически по 6 от каждого колена Израилева/ был осуществлен перевод В З Библии на древнегреческий язык, и происходило это в эпоху, когда на этом языке говорил весь просвещенный эллинский мир. Сей перевод получил название Септуагинта /округленно: "перевод 70-ти" 
     
     
     
     
     

                                                      Пятикнижие 

               Пятикнижие Моисеево  составляет  группу законодательных книг  Ветхого Завета, поскольку содержит  основы религии Закона, данного  Богом иудеям через пророка Моисея. Пятикнижие (слав. Пятикнижие), сборник, состоящий из первых пяти книг Ветхозаветного  канона. Название сборника — перевод греч. слова «Пять свитков», и впервые встречается в Послании Аристея (ок. 200 г. до Р.Х.) В христианской Церкви оно вошло в употребление со времен Тертуллиана и Оригена. В евр. традиции Пятикнижие  именуется Торой, что в европейских языках принято передавать словом «закон». Однако «закон» не является точным эквивалентом понятия «Тора», которое значит скорее не «закон», а «наставление», «наказ», «поучение». Не позднее периода  Второго Храма Тору стали именовать «Моисеевой» (2 Пар 30:16; Неем 8:1), хотя в заглавиях ее книг (и сборника в целом) имени Моисея нет и из самого текста не следует, что Моисей был автором всего Пятикнижия, напротив, описание смерти пророка и ряд особенностей Торы указывают на то, что в ее составлении участвовали боговдохновенные писатели. В ряде мест Пятикнижия, однако, говорится, что Моисей был автором определенной части его нарративных и законодательных разделов (напр., Исх 17:14; 24: 3-4; Числ 33:2; Втор 27: 1-3; 31:9 И др.).

                 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                     Значение  Пятикнижия в религии Израиля 

            Значение закона определяется тем, что он содержит первое по времени изложение фундаментальных основ библейского откровения, веры и богословия. Моисеевы книги:

    1) провозглашают веру  в единого истинного Бога, Творца  и Промыслителя;

    2) повествуют о  завете между Богом и человеком  и о нарушении людьми этого  завета;

    3) говорят о начале  Церкви, народа Божьего;

    4) заключают в себе  религиозно-нравственные принципы  жизни общины верных;

    5) исповедуют веру  в проявление воли Господней  через события истории;

    6) учат о богочеловеческом  характере самой истории; 

    7) возвещают о сотериологических  деяниях Господних (обетование, мессианизм).1

                                                      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Структура Пятикнижия 

    Каждая книга  Пятикнижия представляет собой самостоятельное  целое, однако все они органически  связаны между собой единством  повествовательной линии и важнейшими богословскими темами.

     Структура Пятикнижия включает:

    1) Бытие, включающее  Пролог (где говорится о начале  мира и человека) и сказания  о патриархах;

    2) Исход - книга,  посвященная освобождению народа  Божья из рабства под предводительством  Моисея;

    3) Левит - книга,  представляющая собой богослужебный устав  Ветхозаветной Церкви;

    4) Числа - книга,  описывающая странствие израильтян  в Синайской пустыне и начало  их проникновения в Ханаан;

    5) Второзаконие - книга  содержащее предсмертные заветы  Моисея, данные народу в восточной  Палестине, и рассказ о кончине пророка.

    Рассмотрим  первую книгу Пятикнижия.

    1) Бытие. В масоретском тексте книга именуется «Берешит» («в начале»), по первым словам книги. Греч, ее название  переводится как «Происхождение». Содержит 50 глав. Бытие состоит из двух неравных по объему частей:

    1)Пролога  (1-11:9) оно является введением для  Пятикнижия и всего Ветхого  Завета  -  эти главы объясняют  сотворение человека, падение, суд  и рассеивание. 2)  истории  патриархов (11:10-50; 26),  гл. 12-23  повествуют преимущественно,  об Аврааме, гл.24-26 — об Исааке, гл. 27-36 — об Иакове, а гл. 37-50 — об Иосифе

    Бытие 1-11гл представляет Бога, человека и проблему. Человек  был создан по образу божьему, но грех отделил его от Бога.  Библия открывает  Божье решение проблемы греха  и разделения. Бог призывает Авраама поднять народ, который будет светом,  чтобы принести спасение всем остальным народам.

             Первой и главной добродетелью  Авраама в Бытие  является  полное доверие к призвавшему  его Богу. На повеление покинуть  свой дом и народ, он отвечает абсолютным послушанием. Избраннику обещано, что от него произойдет народ, через которого  благословятся «все племена земные» (12:3).  Его вера постоянно испытывается. Ему предназначена земля обетования, ему предсказано, что он будет иметь столько потомков, сколько звезд на небе. Волевое решение патриарха быть верным Богу делает его соучастником Домостроительства. Бог заключает с ним союз, или завет, символом которого становится обряд обрезания. Единственной заповедью Авраамовой религии являются слова Бога: «Ходи предо мною и будь непорочен» (17:1). Бытописатель рисует патриарха как человека, стремящегося жить по этой заповеди. Авраам избран не как идеальный человек, а как простой смертный, единственной силой которого является его вера. Бог избирает одного человека Авраама и он стал отцом избранного народа Божьего -Израиля. Этот народ нес надежду на благословение для всего человечества. Через Израиль должны были исполниться обетования о Миссии.

    2) Исход. В масоретском тексте книга именуется по первым словам «Вээле шемот» («И вот имена»), в греч. переводе - «Исход». Содержит 40 глав.

    Книга делится на три  части:

    1) порабощение израильтян; Моисей: его жизнь до призвания,  призвание и борьба с фараоном  за исход Израиля (1:1-12, 36);

    2) от исхода из  Египта до Синая (12:37-18:27);

    3) Синайский Завет  и законодательство; построение  Скинии (19-40).

     Исход  повествует о содержании, которое  совершилось на пути от рабства  к свободе. Бог выступает здесь  как Спаситель Своего достояния,  малого ростка, содержащего в себе все будущее Церкви.  Синайский Завет заключается у подножия священной горы на юге Синайского  полуострова. Воля Божья передается народу через Моисея. На Синае восполняется откровение, данное Аврааму: Ягве объявляет спасенный им народ орудием Своих замыслов. Он заключает с ним завет, согласно которому Израиль обязуется соблюдать заповеди Сущего, а Сущий предназначает его быть «царством священников и народом святым», т. е. посвященным на служение Богу (Исх19:6).

    Моисей выносит  заповеди, основанные на двух столпах  — вере и нравственности. В записанной форме они включают Декалог и  Книга Завета. Декалог ставит в  центр религии верность Богу-Спасителю, рядом с Которым не должно быть других божеств и Которого нельзя изображать. Служение Ему в первую очередь должно проявляться в хранении основных этических норм.

    Кн. Завета содержит наставления о культе, правовые нормы, нравственные заповеди и другие правила. Это означает, что откровение Божье  облекалось в форму, соответствующую уровню народного сознания той эпохи. Они ставят религию в теснейшую зависимость от нравственности. Как Бог явил Себя защитником угнетенных, так и Его верные должны быть милосердны и справедливы. Заключение завета сопровождается актом окропления кровью жертвенного животного всех членов общины, что означает превращение вчерашних рабов и разноплеменных беглецов (12:38) в «единокровную семью» Божью. Завершается Исход явлением Славы Господней, осенившей Скинию в знак Его присутствия среди народа.

    3)Левит. В масоретском тексте книга именуется по первым словам «Вайикра» («И воззвал»). Греч, ее название Леиткоу объясняется тем, что эта книга — своего рода «типикон» или богослужебный устав Ветхозаветной Церкви. Содержит 27 глав.  Книга состоит из четырех основных разделов:

    1) устав жертвоприношений (1-7);

    2) обязанности и  права священников (8-10);

    3) законы о телесной  чистоте (11-16);

    4) т. н. «Кодекс  Святости» (17-27), который считается  наиболее древней частью Левита.

             Книга Левит учит, что народ Божий есть община верных, избранная для служения делу Господню. Она должна не только отрешиться от обычаев языческого мира, но и во всем жить по собственным законам. Община, Церковь должна углублять в себе чувство трепета, благоговения, ибо она предстоит Самому Богу и все совершает перед Его лицом. Бог близок к ней, Он пребывает среди общины, но при этом Он остается Святым, Непостижимым, Запредельным, «Огнем поедающим». Священный трепет, благоговейный «страх Божий», рождается из чувства святости, абсолютной иноприродности Сущего. Поэтому небрежение перед Его лицом есть грех (10:1 сл.). Не всякий должен приближаться к алтарю. Для этого избираются левиты, священники, потомки Аарона. Они не высшая каста, а представители народа Божья. Им предписываются особые правила, напоминающие об ответственности их служения.

            Кн. Левит (как и весь ВЗ) не  знает противопоставления «светского»  и «духовного» внутри общины. Бог освящает все: тело, пищу, брак, дом, труд. Отсюда вытекают строгие  требования телесной чистоты, которая, как и обряд, есть внешнее выражение «святости» общины. Для ее членов даются особые предписания, касающиеся пищи, чтобы они не смешивались с язычниками есть. «Святыми» должны быть и межличностные, и социальные отношения. Кн. Левит ревностно защищает права неимущих, обездоленных, иноплеменников, принявших веру в Бога. Ни рабство, ни другие формы угнетения не должны быть вечными. Через каждые семь семилетий вся отчужденная земля должна быть возвращена владельцам, а все оказавшиеся в неволе — отпущены (25:8 сл.). Этот юбилейный год должен напоминать, что вся земля принадлежит только Богу.

    Информация о работе Значение пятикнижья в религии Израиля