Основы навигационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:33, лекция

Описание работы

Важнейшей задачей топогеодезического и навигационного обеспечения (ТГ НО) является подготовка и доведение до войск исходных геодезических данных (ИГД). ИГД устанавливают единую систему отсчета координат и гравитации, фиксируют взаимное положение точек местности и объектов, обеспечивают применение средств разведки и управления оружием, обслуживают функционирование компьютерных географических информационных систем, поддерживают работу автоматизированных систем управления войсками.

Содержание

Введение
1. Основные понятия, цель и задачи навигационного обеспечения
2. Создание системы навигационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации
3. Направления использования и развития систем навигации, применяемых при навигационном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Лекция по навигации.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

 

В этой связи начаты работы по формированию данной системы.

Подготовлен ряд документов, которые доложены начальнику Генерального штаба, по структуре и организации системы навигационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Разработана и находится в стадии согласования с центральными органами военного управления перспективная структура органов навигационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

С июня 2007 г. по указанию Министра обороны Российской Федерации начата подготовка к проведению войскового эксперимента на базе Северо-Кавказского военного округа по созданию системы навигационного обеспечения войск (сил) округа.

В 2008 году проведен комплекс мероприятий по проведению войскового эксперимента по организации навигационного обеспечения войск на базе СКВО (далее – войсковой эксперимент)

Основанием для проведения эксперимента явилось постановление Коллегии Минобороны России от 27 марта 2007 г. «О состоянии боевого потенциала войск Северо-Кавказского военного округа и готовности к выполнению стоящих перед военным округом задач».

ВТУ ГШ совместно с заинтересованными органами военного управления был разработан План проведения в 2008 году войскового эксперимента по организации навигационного обеспечения войск на базе Северо-Кавказского военного округа (далее – План эксперимента), который утвержден начальником Генерального штаба ВС РФ 26 декабря 2007 г.

Основная цель войскового эксперимента  разработка предложений по совершенствованию наземного навигационного обеспечения ВС РФ.

Справочно: Проведение войскового эксперимента было организовано в четыре этапа:

1 этап (ноябрь 2007 г. – март 2008 г.):

создана рабочая группа Минобороны России в составе представителей видов и родов войск Вооруженных Сил, формирование на период проведения эксперимента по временному штатно-должностному расчету структурных подразделений навигационного обеспечения и комплектование их личным составом;

проведена разработка нормативных правовых документов, регламентирующих применение аппаратуры спутниковой навигации (далее – АСН) и средств функциональных дополнений ГЛОНАСС (далее – СФД); обеспечение подразделений, участвующих в войсковом эксперименте, АСН и СФД.

2 этап (апрель – июнь 2008 г.) – проведено обучение личного состава, участвующего в эксперименте, работе на АСН и СФД на базе 14 топогеодезического отряда (г. Кореновск, Краснодарский край);

3 этап (июль – сентябрь 2008 г.) – организовано применение АСН и СФД, а также автономных средств наземной навигации (далее – АСНН) в ходе профессионально-должностной и боевой подготовки, проведения командных штабных учений и тренировок войск СКВО;

4 этап (октябрь – декабрь 2008 г.) – проведен анализ эксперимента, оценка эффективности применения АСН, СФД и АСНН, разработаны предложения по совершенствованию системы наземного навигационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом полученного опыта проведенного эксперимента.

Во исполнение указаний начальника Генерального штаба ВС РФ от 19 января 2008 г. № 320/3/136 сформирована рабочая группа Минобороны России для подготовки и проведения войскового эксперимента из представителей СВ, ВВС, ВМФ, РВСН, КВ, ВДВ, СКВО, ГОУ ГШ, ГУ ГШ, ВТУ ГШ. Руководителем рабочей группы назначен начальник ВТУ ГШ.

План работы рабочей группы по подготовке и проведению в 2008 году войскового эксперимента утвержден начальником Генерального штаба ВС РФ 4 февраля 2008 г.

Во исполнение указаний начальника Генерального штаба ВС РФ от 10 апреля 2008 г. № 320/3/1104 на базе 14 топогеодезического отряда (г. Кореновск, Краснодарский край) в период с 21 по 26 апреля 2008 г. проведен учебно-методический сбор c офицерским составом органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей, дислоцирующихся на территории СКВО.

Основные цели сбора:

обучение офицерского состава основам навигационного обеспечения в тактическом войсковом звене;

обучение работе на аппаратуре спутниковой навигации (далее – АСН) серии «Грот» (14Ц820, 14Ц822, 14Ц824), состоящей на вооружении ВС РФ.

Во исполнение указаний начальника Генерального штаба ВС РФ от 17 апреля 2008 г. № 314/9/1201 сформированы по временному штатно-должностному расчету структурные подразделения навигационного обеспечения.

Во исполнение указаний начальника Генерального штаба ВС РФ от 2 июня 2008 г. № 320/3/1669 в ходе подготовки и проведения учения по управлению войсками (силами) на стратегическом направлении «Кавказ-2008» ВТУ ГШ выполнены практические мероприятия эксперимента:

1. Организована работа, созданного по временному штатно-должностному расчету, отдела навигационного обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

2. Проведен сбор, подготовка и отправка в войска СКВО офицеров топографической службы ВС РФ, предназначенных для комплектования по временному штатно-должностному расчету топогеодезических войсковых частей и топографической службы штаба СКВО, а также для организации взаимодействия штаба СКВО с штабами Черноморского флота и 4 А ВВС и ПВО по вопросам навигационного обеспечения;

3. Оказана помощь органам военного управления, войскам (силам), дислоцирующимся на территории СКВО, при решении практических задач по навигационному обеспечению в ходе подготовки и проведения учения «Кавказ-2008»;

4. Организовано обучение личного состава органов военного управления, объединений, соединений и войсковых частей, привлекаемых к учению «Кавказ-2008», по применению АСН системы ГЛОНАСС.

В соответствии с Планом эксперимента организовано его военно-научное сопровождение.

 

Хочу отметить, что в Сухопутных войсках ориентирование на незнакомой местности, выбор верного пути, точное определение своего положения представляет извечную проблему. В самом названии этого вида вооруженных сил присутствует слово «путь» и связанные с ним мучительные загадки. Без точного и своевременного поступления данных о положении своих войск, о нахождении противника, расположении и направлении действий частей обеспечения и поддержки, строгой координации усилий всех эшелонов в пространстве и во времени части, и подразделения сухопутных войск в ходе мобильного сражения действуют как в потемках, потенциально они обречены на срыв боевой задачи и гибель.

В результате игнорирования системы КВНО нарушается управление войсками, возникают проблемы при организации взаимодействия на поле боя, снижается эффективность применения оружия, теряется маневренность войск и внезапность нанесения ударов. Более того, ошибки определения координат могут привести к фатальному исходу, так как артиллерийская и авиационная огневая поддержка могут быть направлены на позиции союзников, а минирование местности создает одинаковую опасность, как для противника, так и для своих войск.

В связи с этим уместно отметить тот факт, что в декабре 1994 года одна из воинских колонн, двигаясь в боевом порядке на город Грозный, сбилась с пути и вышла во фланг другой колонне, что едва не привело к вооруженному столкновению между формированиями федеральных сил.

В пользу совершенствования средств КВНО, и его реализации в сухопутных войсках в виде системы навигационно-геодезического обеспечения (далее – НГО) и топогеодезического обеспечения (далее – ТГО) можно привести также экономическое обоснование. Экспертные оценки показывают, что применение современных средств навигации в сухопутных войсках позволяет при прочих равных условиях сократить время совершения марша самостоятельными группами на 10... 20%, уменьшить расход горюче-смазочных материалов на 15%, снизить пробег техники на 10%, увеличить вероятность успешного совершения маневра на 30%, в несколько раз повысить точность определения координат в движении и занятия назначенных позиций. Точность оружия – это тоже экономическая категория. Как известно, повышение точности попадания в цель в два раза эквивалентно увеличению мощности заряда в четыре раза.

Поэтому, повышая точность топогеодезической привязки позиций и фиксации целей, можно значительно повысить боевую эффективность оружия и снизить расход боеприпасов.

Тенденция развития средств и методов подготовки исходных геодезических данных состоит в создании автономных средств наземной навигации, которые обладали бы достаточной точностью для координатной привязки стационарных позиций.

 

3. Направления использования и развития систем навигации, применяемых при навигационном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации

 

В настоящее время в сложились четыре направления развития средств наземной навигации, используемых Вооруженными силами. Это:

глобальные спутниковые навигационные системы (ГНСС);

системы счисления пути одометрического типа;

радионавигационные системы;

инерциальные навигационные системы.

 

Направления показаны на слайде № 16.

 

Стержнем создания системы навигационного обеспечения ВС РФ являются глобальные спутниковые навигационные систем (далее – ГНСС)

 

а) Глобальные спутниковые навигационные системы

 

Функционированию Российской ГНСС ГЛОНАСС в настоящее время отводится особое место в системе КВНО Российской Федерации.

К настоящему времени состояние орбитальной группировки развивается форсированным темпом и позволяет констатировать следующие факты:

к исходу 2008 г. потребители навигационного сигнала ГЛОНАСС на территории Российской Федерации смогут использовать навигационную аппаратуру потребителя (далее – НАП) круглосуточно;

к 2010 г. группировка ГЛОНАСС будет развернута полностью (24 космических аппарата) и система позиционирования по ней будет возможна в тесении суток в любом районе земного шара.

Следует отметить, что Американская система НАВСТАР, на протяжении последних десятилетий уже успешно прогрессирует и все строже отрабатывает задаваемые владельцем режимы работы, ограничивающие доступ неправительственных потребителей к ресурсам системы.

Исходя из сказанного, становится целесообразным ориентироваться на совместное использование систем ГЛОНАСС и НАВСТАР, делая акцент на вопросах точности, при этом отдавая приоритет ГНСС ГЛОНАСС.

Теперь подробнее остановимся на функционировании ГНСС.

ГНСС предназначены для глобального, непрерывного, высокоточного КВНО различных потребителей. С появлением ГНСС НАВСТАР (США) и ГЛОНАСС (Россия) (а в перспективе и создание Европейской ГНСС «ГАЛИЛЕО») история навигация вступила в новую эру. Все, кому полезно знать свое положение, скорость и время оказываются под впечатлением от этой технологии. ГНСС состоят из космического сегмента, сегмента управления и сегмента потребителя. Принцип определения координат по наблюдениям ГНСС заключается в решении пространственной линейной засечки по известным координатам космических аппаратов (КА), вычисленным по передаваемым эфемеридам - параметрам орбит спутников, и измеренным расстояниям от спутников до приемника.

Расстояния определяются по времени прохождения радиосигнала от КА до приемника, которые затем приводятся к дальности путем умножения на скорость света. Так как ГНСС является пассивной радиотехнической системой (т.е. сигнал передается в одном направлении), то измерение времени распространения сигнала должно выполняться с помощью двух различных часов. Одни часы, установленные на борту спутника, дают отметки времени передачи сигнала, а вторые часы, установленные в приемнике, отмечают момент приема сигнала. Таким образом, для определения положения приемника требуется найти четыре неизвестных: три значения пространственных координат и поправку часов приемника.

В целом ГНСС поддерживает точные, достаточно производительные и экономичные технологии определения координат подвижных и стационарных объектов Точности определения координат в абсолютном режиме составляют от 8 до 30 метров, в относительном до 1 метра. Однако применение ГНСС в условиях крупного военного конфликта может быть существенно ограничено по ряду причин.

Во-первых, ГНСС включает множество элементов, которые могут выйти из строя в результате преднамеренного воздействия.

Справочно: Так, в части касающейся ГНСС «НАВСТАР», даже в мирное время Министерство обороны США оставляет за собой право изменять расписание работы космического сегмента без уведомления потенциальных потребителей. Подобные изменения ощутимо мешают навигационным и геодезическим определениям.

Во-вторых, на работу аппаратуры потребителя оказывает влияние окружающая обстановка. Под кронами деревьев, возле высоких сооружений, в закрытой местности, в горах и на территории городской застройки прием сигналов сильно затруднен, показания аппаратуры нередко содержат большие никак не обнаруживаемые погрешности.

В-третьих, полное решение задач навигации требует определения, как минимум, шести элементов - трех линейных пространственных координат и трех угловых координат ориентировки объекта. CНС не дает естественного способа определения углового положения объекта, тем более не приемлема для измерения параметров силового поля Земли на ее поверхности.

Необходимо отметить, что особенно востребованы ГНСС в интересах РВиА и инженерных войск, так как именно им необходимо точно и в очень сжатые сроки определить координаты точек местности в интересах привязки элементов боевых порядков своих подразделений.

ГНСС также востребованы и в других видах и родах войск (разведка, корректировка огня артиллерии, наведение авиации на цели, ориентирование на местности, решение задач по разведке целей, управлению войсками на поле боя и комплексное боевое поражение противника и т.д.).

Информация о работе Основы навигационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации