Политическое соперничество в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:28, реферат

Описание работы

Конец 70-х годов ознаменовался усилением колониальной экспансии, вызванной новыми потребностями развития капиталистического общества. Наряду со старыми промышленными странами возникали новые, вступавшие с ними в конкуренцию. В ряде стран, которые ещё в середине XIX века были преимущественно аграрными, начинается быстрый рост промышленности. Всё острее и глубже становятся промышленные кризисы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 37.52 Кб (Скачать)

Далее, все три  участника Тройственного союза  обещали друг другу благожелательный нейтралитет в случае войны с  любой другой великой державой, кроме  Франции, и военную помощь, если бы один из них подвергся нападению  сразу со стороны двух великих  держав. Практически пункт о нейтралитете означал прежде всего гарантию для  Австрии нейтралитета Италии в случае австро-русской войны.

Договор 20 мая 1882 г. существовал  параллельно с австро-германским союзом 1879 г., направленным против России, и с соглашением трёх императоров 1881 г. В совокупности они образовали целую систему союзов, в центре которой стояла Германия.

Не только Тунис  оказался в кабале у французского капитала. Весь бассейн Средиземного моря, включая Испанию и Италию, стал ареной его деятельности. Помимо Туниса, в наиболее тяжёлую зависимость  от французского капитала попали страны Ближнего Востока — Египет и Турция.

После банкротства 1875 г. и русско-турецкой войны турецкие финансы пришли в полнейшее расстройство. Турция вторично объявила банкротство. Это позволило банкирам-кредиторам навязать Турции иностранный финансовый контроль.

Два года шли переговоры между Портой и кредиторами. Наконец, в 1881 г. состоялось соглашение. Результаты его были закреплены в так называемом Мухарремском декрете, изданном султаном в том же 1881 г., в декабре, или  в месяце мухарреме, по мусульманскому календарю. Сумма внешнего государственного долга Турции была определена в размере 2,5 миллиарда франков. Для обеспечения  платежа процентов и погашения  капитальной суммы долга было создано так называемое Управление оттоманского государственного долга; оно состояло из представителей кредиторов различных национальностей; французским  банкирам фактически принадлежала руководящая  роль.

Управлению оттоманского долга был передан целый ряд  важнейших источников дохода турецкой казны, как, например, поступления от табачной и соляной монополий, часть  таможенных сборов, налоги с шелководства и рыболовства, гербовый сбор и прочее. Из одного этого перечня ясно, какое  влияние могло оказывать Управление долга на оттоманское правительство. Французский капитал занимал  господствующее место и в Оттоманском  банке и в Управлении табачной монополией.

Мухарремский декрет был крупным шагом на пути превращения  Турции в полуколонию европейского капитала. Это превращение облегчалось  наличием режима капитуляций и усугублялось многочисленными концессиями, принадлежащими иностранным капиталистам.

Наряду с Константинополем и проливами важнейшим объектом в борьбе 8а господство на Средиземном  море и над путями из Европы в  Индию был Египет. До второй половины 70-х годов в Египте властвовал французский капитал; вместе с ним  преобладало и политическое влияние  Франции. Следует напомнить, что  англо-французское соперничество  в Египте и особенно постройка  французами Суэцкого канала обеспечили Германии благожелательный нейтралитет  Англии во франко-прусской войне. Правда, этих факторов оказалось недостаточно для того, чтобы Англия вторично заняла такую же позицию в дни  военной тревоги 1875 г. И всё же именно с этого года Англия начала решительную атаку на Египет в  целях вытеснения французского влияния  и подчинения себе этой страны, прикрывающей подступы к Суэцкому каналу.

В ноябре 1875 г. египетский хедив обратился к английскому  правительству с просьбой рекомендовать  ему двух специалистов по финансовым вопросам. Ответ кабинета Дизраэли был довольно неожиданным. Лорд Дерби  ответил, что полагает послать в  Египет «специальную миссию для переговоров  по поводу просьбы его высочества дать ему совет по финансовым вопросам». Хедив просил двух чиновников к себе на службу, а ему собирались преподавать  «советы», которых он, собственно, и  не спрашивал. Правительство Дизраэли решило использовать трудное финансовое положение хедива, чтобы навязать ему свой контроль и протекторат  в обмен за предоставление займа. В Египет была отправлена миссия во главе с генеральным казначеем  Кейвом.

Хедив позволил Кейву  обследовать свои финансы. Но соглашение о займе достигнуто не было. Французское  правительство, обеспокоенное миссией  Кейва, послало в Каир своего финансового  уполномоченного; ему было поручено противодействовать домогательствам  Кейва. Пользуясь англо-французским  соперничеством, хедив сумел избавиться от английского «советника». К тому же со стороны французских банкиров уже получены были более приемлемые предложения.

Английское правительство  в свою очередь решило сорвать  французский проект «санирования» (оздоровления) египетских финансов. Чтобы  добиться этого, оно пригрозило хедиву опубликовать доклад Кейва о их плачевном  состоянии. Такая угроза была явным  шантажом и злоупотреблением государственными тайнами, доверенными Кейву в  Египте. Неудивительно, что хедив  заявил протест против опубликования  доклада. Тогда Дизраэли, отвечая  на парламентский запрос, стал в  позу поборника гласности: он заявил, что был бы рад опубликовать доклад Кейва, но, к сожалению, против этого  возражает хедив. Все, конечно, поняли, что возражения эти вызваны неблагоприятными выводами доклада. Курсы египетских бумаг тотчас же упали. «Помощь» и  «советы» Кейва лишили хедива всякого  доступа к денежным рынкам Европы; в скором времени хедив вынужден был объявить о своём банкротстве (8 апреля 1876 г.).

Однако тактика  Биконсфильда не увенчалась успехом. Банкротство  заставило хедива ускорить переговоры с французскими банкирами. В мае 1876 г. между хедивом и кредиторами  было достигнуто соглашение об организации  в Египте института международного финансового контроля, так называемой Кассы египетского государственного долга, и о консолидации египетских займов.

Итак, к большому огорчению Биконсфильда, Египет оказался под международным, преимущественно  французским, финансовым контролем. В  ноябре того же 1876 г. хедиву были навязаны два финансовых советника: один был, правда, англичанин, но зато другой —  француз. Первый контролировал доходы, второй — расходы египетской казны. Такой порядок, устанавливавший  англо-французский «кондоминиум», более  или менее устраивал английских банкиров, заинтересованных в эксплоатации Египта и готовых делать это на паях с французами. Но с точки  зрения имперских, в частности индийских, интересов Англии кондоминиум был  явно недостаточен.

Система англо-французского финансового контроля на практике свелась  к вымогательству последних средств  страны для своевременной оплаты купонов. В 1877 г. из 9,5 миллиона фунтов государственного дохода Египет истратил 7,5 миллиона на уплату иностранным кредиторам. За вычетом дани султану и выдачи дивидендов по акциям Суэцкого канала на все нужды управления оставалось всего около 1 миллиона фунтов, лишь немногим более 10% бюджета.

Тяжёлое положение  Египта было использовано англо-французскими банкирами для дальнейшего подчинения страны. В августе 1878 г. администрация  Кассы государственного долга заставила  хедива создать новое министерство во главе с Нубар-пашой. При этом на ряд министерских постов были назначены  иностранцы. Связанная с банкирами  и прежде всего с Ротшильдами  английская и французская печать мотивировала создание «иностранного  министерства» интересами страны. Она  утверждала, что все финансовые злоключения  Египта проистекают из самодержавия хедива и что для устранения их необходимо создать «ответственное министерство». Эта либеральная  фразеология была лишь маскировкой. Кабинету Нубара отвечать было не перед  кем, ибо парламент в Египте был  чистой фикцией. Фактически Нубар был  ответственным только перед иностранными банкирами, страной же он распоряжался по своему произволу.

Весь план создания министерства Нубара был придуман англичанами. Его автором был вице-председатель Кассы сэр Риверс Вильсон, который  предполагал ввести в министерство только одного иностранца, именно самого себя. Он предназначал себе портфель министра финансов. Но французы сумели расстроить планы Вильсона. Они добились того, что министром общественных работ  был назначен француз; кроме того, в кабинет Нубара вошли один австриец и один итальянец. Таким образом, благодаря изворотливости французской дипломатии препятствия на пути захвата Египта Англией ещё умножились.

18 февраля 1879 г.  в Каире египетские офицеры  остановили карету Нубар-паши, когда  он ехал вместе с Риверсом  Вильсоном; оба были арестованы. Возмущение офицеров отчасти  было вызвано тем, что, стремясь  сохранить больше денег для  удовлетворения кредиторов, Нубар  в целях экономии сократил  штаты армии и многих военнослужащих  уволил в отставку. Несомненно, однако, что негодование офицеров разделялось  широкими слоями народа.

Нубар и Вильсон  были освобождены только благодаря  вмешательству хедива. По некоторым  данным, он сам был причастен к  выступлению офицеров: при их поддержке  он рассчитывал вернуть себе власть. Кабинет Нубара был уволен, включая  и министров-иностранцев. Так закончился в феврале 1879 г. первый опыт иностранного контроля над Египтом, установленного в 1876 г.

Возмущению банкиров и капиталистической прессы не было пределов. Однако английское правительство  не было недовольно: оно полагало, что  с удалением министерства Нубара открывается простор для самостоятельных  действий Англии в Египте. «Мы не имеем никакого желания составлять компанию Франции; ещё менее можем  мы допустить, чтобы Франция приобрела  в Египте какое-либо особое влияние», — писал в эти дни Солсбери британскому послу в Париже лорду  Лайонсу. Раньше английская пресса поносила хедива и его «варварское» правительство; теперь такой орган Сити, как «Times», стал систематически нападать на Нубара и иностранных кредиторов и даже взял под защиту египетское национальное движение.

Наоборот, французское  правительство было крайне встревожено. Заинтересованных банкиров охватило смятение. Чтобы оказать давление на Египет, парижский Ротшильд отказался выплатить  египетской казне остаток по последнему займу, реализованному им ещё при  Нубаре. Этот остаток предназначался специально для удовлетворения претензий  держателей краткосрочного египетского  долга. Среди последних было много  немецких капиталистов; в их числе  оказался и личный банкир Бисмарка Блейхредер. Бисмарк немедленно обратился  к хедиву с резким протестом. Он был  поддержан и австро-венгерским правительством. Таким образом Англия оказалась  изолированной: перед ней образовался  единый фронт — Франции, Германии и Австро-Венгрии. Отстаивая интересы Блейхредера и германских капиталистов, Бисмарк преследовал и политическую цель: по своему обыкновению, он стремился  втянуть Францию в осложнения с Англией.

Английское правительство  не решилось выступать одно против всех. Хедива принудили отречься от престола (26 июня 1879 г.). Вместо него хедивом  был провозглашён его сын Тевфик. Его тут же заставили восстановить двойственный англо-французский контроль с обязательством не увольнять иностранных  финансовых комиссаров иначе, как с  согласия их правительств.

Результатом восстановления иностранного режима в Египте явилось  дальнейшее разорение страны и новое  национальное восстание, 9 сентября 1881 г., под руководством полковника Ахмета Араби. Националисты добились того, что  хедив, хотя и против воли, в известной  мере подчинился их влиянию. Таким образом, временно восторжествовала политика, враждебная иностранным контролёрам  и стоявшей за ними международной  бирже.

События в Египте совпали с приходом к власти во Франции кабинета Гамбетты. Последний  предложил правительству Гладстона  сделать хедиву совместное представление  и предостеречь его против попыток изменить «установленный в Египте порядок вещей». Гамбетта предполагал, что в случае невыполнения хедивом этих требований должны последовать «меры принуждения» в виде англо-французской военной интервенции. Но Глад-стон и статс-секретарь Форейн офис лорд Гренвиль были против совместного вооружённого вмешательства. Зачем пускать в Египет французские войска? Довольно уже и французских финансистов. Англия подготовляла сепаратное выступление. Обстановка для этого представлялась благоприятной. Только что, в мае 1882 г., образовался Тройственный союз. Договор оставался тайным, но самый факт сближения Италии с Германией и Австрией не подлежал сомнению. При этих условиях Франция особенно остро почувствовала, что все её силы необходимы ей в Европе. Это было тем более очевидно, что и Бисмарк вдруг перешёл в египетском вопросе на сторону англичан. Он учёл, что в изменившейся обстановке именно такая позиция должна способствовать углублению англо-французского антагонизма, а это составляло главную задачу всей египетской политики германского канцлера.

В течение некоторого времени правительство Гладстона  еще колебалось. В Константинополе  была созвана конференция послов; на ней французы постарались связать  руки англичанам всеобщим обязательством держав «не искать в Египте каких-либо территориальных приобретений». Англия принимала это обязательство  лишь с оговоркой.

Пока в Константинополе  разыгрывалась эта дипломатическая  комедия, в Египте нарастало национально-революционное  движение. Одновременно на александрийском  рейде, под предлогом защиты интересов  иностранных подданных, бросили  якорь английские и французские  корабли.

12 июня 1882 г. вспыхнуло  восстание в Александрии, направленное  против иностранцев. Было убито  около 50 подданных различных европейских  держав. Подобные выступления произошли  и в других местностях Египта. Ожидая интервенции, египетское  правительство стало укреплять  Александрию с моря. Командир  британской эскадры адмирал Сеймур  сообщил английскому правительству,  что возводимые на берегу укрепления  представляют опасность для находящихся  на рейде кораблей. 3 июля Сеймур  получил приказ потребовать прекращения  фортификационных работ. В случае  необходимости ему предписывалось  разрушить уже возведённые укрепления. Формы ради английское правительство  сочло нужным предложить Франции  принять участие в этом выступлении.  У власти во Франции в это  время находился уже не Гамбетта, а Фрейсинэ. Он отказался от  вооружённого выступления против  Египта, опасаясь оппозиции палаты, в которой преобладало мнение, что Франция не должна отвлекать  своё внимание от лотарингской  границы. Французские корабли  получили приказ покинуть Александрию. 10 июля Сеймур вручил ультиматум  египетским властям; 11-го в 7 часов  утра началась бомбардировка  укреплений и самого города, который  вскоре оказался объятым пламенем. 13 июля последовала высадка десанта,  и через несколько месяцев  весь Египет был оккупирован  Англией.

Информация о работе Политическое соперничество в России