Портрет современного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

К важным профессиональным качествам руководителя необходимо отнести также умение вовремя принимать решения, доводить начатое дело до конца и следовать собственным указаниям. Кроме того, начальнику важно развивать в себе культуру общения с людьми - то есть быть вежливым и уметь объяснять неспециалистам сложные вопросы. И, конечно же, хороший руководитель не должен проявлять высокомерие к людям.

Содержание

Содержание

Введение

1.Личность руководителя.

2.Типы руководителя.

3. Имидж руководителя.

4. Авторитет руководителя.

5. Психологическая специфика труда руководителя.

6. Функции и роли руководителя.

7. Портрет современного руководителя.

8. Профессиональная этика руководителя.

9. Умение разбираться в людях.

10. Умение убеждать и организаторские способности.

11. Управленческий стиль руководителя.

Заключение

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Портрет соврем руковод.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

 Руководитель, управляя производством, определяет функции своих помощников и специалистов по направлениям (экономистов, плановиков, проектировщиков, эксплуатационников, наладчиков, контролеров и других), для выполнения каких-то конкретных задач он может давать необходимые полномочия отдельным специалистам на определенный период, но работу с людьми руководитель перепоручить кому бы то ни было не может. Руководство людьми, организация коллективной деятельности - непосредственная функция руководителя, его личная прерогатива.      

  Психологическая компетентность руководителя предполагает: 

     

 –  глубокое понимание особенностей психического отражения, знание законов психологического развития человека;   

 –    умение по внешним признакам понимать психическое состояние человека в определенный момент, способность поставить себя на его место, сопереживать с ним;   

 –    способность по внешним проявлениям, высказываниям и отношениям, действиям и поступкам человека определять устойчивые психические свойства, характер, способности, убеждения, взгляды, вкусы;   

 –     умение отдельные поступки и действия человека выстраивать в систему, анализировать их и делать заключения о побудительных мотивах его поведения, о его планах и перспективах, целях и установках;   

 –    умение наблюдать и анализировать поведение и деятельность человека за длительный период, видеть динамику изменений в психическом развитии, рост (или задержку) в профессиональной,   нравственной, культурной и других сферах деятельности, умение помочь человеку в его совершенствовании, преодолении инерции;   

 –    умение видеть, какие социальные роли выполняет человек в коллективе, какое влияние он оказывает на морально-психологический климат коллектива, умение помочь каждому найти свое место в коллективе;   

 –    способность понимать, какие социально-психологические явления зреют в "недрах" коллектива, предупреждать и умело разрешать проблемные ситуации, возникающие в человеческих отношениях;   

 –    понимание психологической сущности общения людей самых разных категорий, знание его механизма и "секретов";   

 –    знание собственных психологических возможностей, способность предвидеть последствия своих действий и объективно оценивать их результаты.    

 Таким образом, социально – психологическая компетентность руководителя – глубокое понимание психологии отдельных людей, всего коллектива, умение управлять психическим состоянием людей, формировать здоровый морально – психологический климат в коллектива и на этой основе психологически обеспечивать выполнение конкретных заданий каждым человеком и коллективом в целом.

       6. 

       Развитие  управленческих качеств личности руководителя

       Развитие  навыков руководства 

       М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для  успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (См.табл.)[7].

           продолжениеПри этом руководителем  должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

       Слабые  и высокие навыки руководства

       Слабые  навыки руководства  Высокие навыки руководства

       ¬ не принимает во внимание того, что  лежит в основе поведения подчиненных;

       ¬ избегает действий, связанных с наказанием;

       ¬ следует устаревшему стилю руководства;

       ¬ не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей 

       ¬ роли;

       ¬ вызывает отрицательное отношение  окружающих;

       ¬ не стремится к ясности;

       ¬ пускает работу подчиненных на самотек;

       ¬ терпит посредственность;

       ¬ недостаточно системно подходит к анализу  работы;

       ¬ мало делегирует полномочия;

       ¬ обладает излишне негативным стилем;

       ¬ пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;

       ¬ часто не справляется с «трудными» людьми;

       ¬ не защищает собственную группу;

       ¬ терпит минимальный вклад в работу;

       ¬ не способен установить критерий успеха.  ¬ принимает во внимание поведение подчиненных;

       ¬ устанавливает дисциплину, если это  требуется;

       ¬ приспосабливает стиль руководства к переменам;

       ¬ понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;

       ¬ развивает добрые отношения с  окружающими;

       ¬ дает четкие указания;

       ¬ регулярно анализирует работу подчиненных;

       ¬ поощряет наилучшие примеры;

       ¬ системно подходит к анализу работы;

       ¬ квалифицированно передает полномочия;

       ¬ избегает слишком частого применения негативного подкрепления;

       ¬ создает позитивную обратную связь;

       ¬ устанавливает приемлемые отношения  с «трудными» людьми;

       ¬ защищает свою группу, если возникает угроза;

       ¬ ищет способы максимизации вклада в  работу сотрудников;

       ¬ устанавливает критерии успеха.

       Для руководителей очень полезно  усвоить последовательный и систематизированный  подход к своему развитию. По мере того, как совершенствуются профессиональные навыки и умения, формируется твёрдая основа для компетентной работы. Поэтому в развитии управленческих навыков должны участвовать и организация, и сам руководитель.

       Условия работы в процессе развития предприятия  могут и должны изменяться, и поэтому, очевидно, руководителю необходимо иметь способность менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий. В этом-то заключается, в частности, способность руководителя при любых условиях успешно управлять производством. Следовательно, как считают многие ученые, общие требования к знаниям, умениям, деловым и личным качествам руководителей могут быть сформулированы, однако конкретные требования, конечно, будут отличаться для руководителей разного уровня.

       Разграничивая понятия - знание, умение, деловые и личные качества, можно примерно так определить разницу между ними. Знания служат для того, чтобы знать, что делать; умения и навыки дают возможность знать, как сделать; деловые и личные качества обеспечивают знание обстановки, правильную оценку, уверенность в принятии решений и энергичные действия по реализации принятых решений.

       Чтобы квалифицированно управлять производством, руководителю необходимо иметь соответствующие  занимаемой должности знания в области  техники, экономики, организации производства и управления.

       Знания  должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными  в процессе работы на производстве. Общий объем комплекса теоретических  и практических знаний и соответствие знаний в различных областях науки  и техники, экономики, организации производства и управления, требующихся для осуществления квалифицированного руководства, зависит от тех функций управления, которые выполняет руководитель.

       Практика  показывает, что не все даже высококвалифицированные  специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить производством. Руководителю необходимо иметь организаторские способности. Ведь управление производством заключается, прежде всего, в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений.

       Интересны высказывания по этому поводу А. Файоля. А.Файоль считает, что чем выше ранг руководителя, тем большее значение для него имеют административные способности. Роль технических способностей при этом уменьшается[8].

         С такой точкой зрения сегодня  согласны большинство специалистов в области менеджмента.      Любой самый талантливый и работоспособный руководитель не сможет добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами. Руководителю надо иметь способности предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию производства.

       Оперативное руководство производством заключается  в умении руководителя быстро найти  и принять конкретное решение  различных задач, постоянно возникающих  в процессе производства. Задержка в решении текущих вопросов неизбежно  приводит к нарушению нормального ритма и хода производства.

       Большое значение имеет умение руководителя подбирать своих ближайших помощников, четко распределять функции, обязанности  и ответственность каждого из них, предоставлять им возможность  самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохранив за собой оперативный контроль за работой своих звеньев.

       Важным  для руководителей является знание и понимание ими людей, умение правильно оценивать способности  и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, поддерживать их инициативу и использовать ее в практической работе.

       Руководитель, если он хочет, чтобы его предприятие  имело потенциал развития, должен задавать для нее цели, и брать  на себя ответственность за их осуществление. Те, кто добился определенных успехов, ориентируются на создание стабильно развивающейся организации, устойчивой к любого рода потрясениям - как внешнего, так и внутреннего характера.

       Осознание руководителем собственной управленческой ситуации - это:

       - осмысление своей собственной  управленческой миссии на предприятии, 

       - определение объективных и субъективных  ограничений, мешающих достижению  целей, 

       - принятие внутренней этически  непротиворечивой управленческой  позиции.

       Тогда и мотивация сотрудников становится оптимальной, направленной на развитие:

       - практически каждый имеет перед  собой образ будущего своей  организации, 

       - руководитель в случае необходимости  способен убедить коллектив в  принятии решения, которое должно было бы вызвать крайнее неприятие,

       - в момент обострения трудностей, каждый способен работать еще  лучше, воспринимая проблемы предприятия  как препятствие, которое нужно  преодолеть.

       Развитие  ответственности 

       “Ответственность  представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.”[9]

       Особенность ответственности заключается в  ограниченности ее вертикального движения. Другими словами, она не может  делегироваться вниз по структуре предприятия  до конечных исполнителей; каждый уровень управления ответственен за результаты работы вверенного ему подразделения.

       Таким образом, руководитель становится ответственным  за работу своих подчиненных; и если результаты работы окажутся неудовлетворительными, то ответственность перед вышестоящим руководством несет именно руководитель подразделения. Именно он является организующей и руководящей силой, и результаты работы его подразделения — это результаты его работы как управленца.

Информация о работе Портрет современного руководителя