Современные виды вооружения военно-морского флота

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:35, реферат

Описание работы

Научно-технические проблемы и результаты их решения, связанные с развитием баллистических ракет подводных лодок, излагаются в статьях генерального конструктора И.И. Величко, Е.М. Кутового и академика Н.А. Семихатова, В.В. Чеботарева, публикуемых в настоящем сборнике. В связи с этим отметим лишь основные этапы решения задачи повышения эффективности морской стратегической ядерной системы в 70-80-х годах.

Содержание

1) Баллистические ракеты подводных лодок --------------------------------------------------------- 3
2)Противокорабельные крылатые ракеты -------------------------------------------------------------4
3) Системы целеуказания противокорабельным ракетам ----------------------------------------- 8
4) Системы целеуказания противокорабельным ракетам ------------------------------------------8
5)противолодочные ракеты------------------------------------------------------------------------------15
6) Совершенствование традиционных видов морского оружия =-------------------------------16
7) Заключение --------------------------

Работа содержит 1 файл

реферат вмф.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Совершенствование традиционных видов  морского оружия

По мере поступления  на вооружение ВМФ ракетного оружия различного назначения происходила  переоценка приоритетов, роли и места  его традиционных видов - морской  артиллерии, торпед, мин и противоминного вооружения. Выводы делались на основе взвешенных оценок тактико-технических свойств различных видов оружия, их эффективности при решении типовых задач. Однако не обошлось без грубых волевых решений, замедливших в 50-60-е годы развитие традиционного оружия, например корабельной артиллерии. Особенно в эти годы недостаточно внимания уделялось совершенствованию научно-технической базы торпедного и минного оружия. Лишь к концу 60-х годов концептуальные вопросы военно-технической политики в развитии данного оружия были окончательно разрешены, обоснованы их роль и место в общей системе вооружения ВМФ и определены направления развития.  
 
Морская артиллерия, уступив главенствующее положение в борьбе с надводным и воздушным противником ракетному оружию, совершенствовалась в направлении повышения эффективности артиллерийских комплексов малого и среднего калибров, как необходимое дополнение к ракетному оружию при решении задач противовоздушной обороны кораблей, поражения надводных кораблей и судов, огневой поддержки сухопутных войск, десантов и др. Повышение эффективности артиллерии обеспечивалось за счет увеличения скорострельности (огневой производительности), сокращения времени подготовки стрельбы (времени реакции), повышения точности стрельбы и эффективности действия артиллерийских снарядов.  
 
Самым значительным научно-техническим достижением в развитии корабельных артиллерийских комплексов стало внедрение радиолокационных систем управления. В первое послевоенное десятилетие был принят на вооружение ряд стрельбовых радиолокационных станций управления артиллерией главного калибра типа “Заря” и “Залп”, универсального калибра - типа “Якорь” и малого калибра типа “Фут-Н” - “Фут-Б”, от которых информация о целях поступала в системы приборов управления стрельбой. В дальнейшем стрельбовые радиолокационные станции и приборы управления стали разрабатываться как единые радиолокационные системы управления (РЛСУ).  
 
Так, в начале 60-х годов на вооружение ВМФ были приняты корабельные артиллерийские установки калибра 30, 57 и 76,2 мм: соответственно - АК-230. АК-725 и АК-726 с артиллерийскими радиолокационными системами управления МР-104, МР-103 и МР-105, главными конструкторами которых были С.А. Харыкин, А.П. Малиевский, А.И. Арефьев, П.А. Тюрин, Н.И. Ермолов, О.Б. Федоров. Эти системы управления обеспечивали стрельбу по воздушным, морским и береговым целям в любых метеоусловиях и в любое время суток.  
 
В последующем в конце 70-80-х годов в радиолокационные системы управления стали включаться оптикоэлектронные средства, обеспечивающие высокую точность сопровождения целей и определения их координат не только днем, но и ночью. Радиолокационные системы управления обеспечивают малое время реакции. Так, в скорострельном автоматическом комплексе АК-630, МР-123 время с момента приема целеуказания до открытия огня не превышает 15 с. Главными конструкторами этого комплекса были М.С. Кнебельман, В.Н. Егоров.  
 
Повышение огневой производительности корабельной артиллерии достигалось за счет полной автоматизации процессов подачи и заряжения, а также содержания на линиях хранения в подачи в готовом к автоматической стрельбе состоянии большого количества боезапаса. Так, в комплексе АК-630, достигнута скорострельность 5000 выстрелов в минуту. Оригинальные технические решения по вращающемуся блоку стволов, системе охлаждения стволов и другим вопросам были разработаны В.П. Грязевым и А.Г. Шипуновым.  
 
За счет высокой степени автоматизации и применения системы охлаждения стволов во время стрельбы высокая скорострельность достигнута и в артиллерии среднего калибра. Так, в принятых на вооружение в конце 70-х - середине 80-х годов артиллерийских установках АК-100 и АК-130 она составляет несколько десятков выстрелов на ствол в минуту.  
 
Состоящие на вооружении Военно-Морского Флота артиллерийские комплексы по своим боевым и эксплуатационным качествам, по техническому уровню не уступают лучшим зарубежным образцам, вполне конкурентоспособны и пользуются спросом в ряде зарубежных государств.  
 
Главными конструкторами последних разработок артиллерийских комплексов являлись С.А. Аксельрод, В.П. Грязев, Н.А. Богомолов, В.Н. Егоров, М.С. Кнебельман, Е.И. Малишевский, С.Я. Мителыпедт, Г.Н. Рындык. Активное участие в этих работах принимали специалисты ВМФ В.М. Лосин, Е.М. Васильев, Г.А. Павлов, Ю.П. Клаутов и другие.  
 
В торпедном оружии основные усилия научно-технической мысли в первые послевоенные годы были направлены на увеличение дальности и скорости хода, поиск путей создания систем самонаведения и повышения мощности и ресурса энергодвигательных установок. Изыскания новых энергоемких систем и рабочих процессов проводились в двух направлениях: по исследованию возможности использования сильных окислителей - перекиси водорода и кислорода в парогазовых торпедах и по применению серебряно-цинковых источников тока с повышенными удельными характеристиками в электрических торпедах.  
 
В экспериментальных работах по первому направлению участвовали ученые Государственного института прикладной химии, ЦНИИ “Гидроприбор”, Ленинградского кораблестроительного института и ряда других организаций. Руководили ими Н.И. Трофимов, Б.В. Гидаспов, И.Б. Иконников, В.М. Кудрявцев и другие видные специалисты. В результате проведенных работ были созданы и приняты на вооружение дальноходные торпеды: кислородная 53-65 и перекисно-водородная (главные конструкторы А.Б. Топлянский и Д.А. Кокряков).  
 
В 60-х годах этими же конструкторами были разработаны более совершенные самонаводящиеся противокорабельные торпеды 53-65 (перекисно-водородные) и 53-65К (кислородные), в создании которых участвовали А.А. Панов, М.П. Максимов, Д.С. Гинзбург и другие.  
 
В области электрических энергосиловых установок работы велись в Научно-исследовательском аккумуляторном институте (НИИАИ), Научно-исследовательском институте источников тока (НИИИТ) и в ряде других организаций под руководством С.Г. Котоусова, З.П. Архангельского, Ю.В. Баймакова, Н.С. Лидоренко, В.Е. Дмитриенко, Е.А. Чудакова и других. Конструированием торпедных электродвигателей руководили Р.И. Ласточкин, А.Г. Иосифьян. В результате этих работ была создана и принята на вооружение ВМФ противокорабельная самонаводящаяся торпеда САЭТ-60 - главный конструктор П.В. Матвеев.  
 
Крупным научно-техническим достижением в разработке торпед явилось создание в конце 50-х годов первой отечественной противолодочной торпеды САЭТ-53. Разработка ее началась в Научно-исследовательском минно-торпедном институте ВМФ группой ученых и инженеров, в которую вошли В.М. Шахнович, Е.Н. Пантов, В.Б. Петрушин, Н.П. Красюк, М.Л. Мошенин и другие. После натурных экспериментов и теоретических исследований была выбрана пассивная гидроакустическая система самонаведения. Далее были решены проблемы вывода торпеды на глубину поиска, обнаружения цели, пространственного управления торпедой по командам системы наведения. В 1955 г. разработка торпеды была передана в ЦНИИ “Гидроприбор”, а главным конструктором назначен В.А. Поликарпов. В 1958 г. торпеда была принята на вооружение.  
 
В дальнейшем были созданы более совершенные образцы противолодочных торпед, использующие уже не пассивные, а комбинированные - активно-пассивные системы наведения, которые могли эффективно применяться против малошумных подводных лодок. В создании этих систем участвовали Ю.Б. Наумов, Д.П. Климовец и другие.  
 
В научном обеспечении конструирования систем самонаведения торпед большое значение имели исследования гидрологических, акустических и оптических характеристик морей и океанов, проведенных учеными Акустического института, Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики, Научно-производственными объединениями “Уран”, “Регион”, Государственного оптического института и др.  
 
В 80-х годах в торпедное оружие стали внедряться многоканальные системы самонаведения, обеспечивающие наведение торпед как по подводным, так и надводным целям. Это обеспечило создание универсальных торпед, что, в свою очередь, существенно упростило формирование боекомплекта торпед на подводных лодках и повысило их боевые возможности.  
 
Одним из новых технических путей повышения вероятности захвата и наведения торпеды на цель явилось телеуправление торпедой на траектории до захвата цели системой самонаведения. Первая такая система была создана в конце 60-х годов и установлена на подводной лодке. Управление торпедой осуществлялось оператором по проводу. При этом пришлось решать ряд проблем, связанных с надежностью линий управления, работой оператора-акустика в условиях помех, в том числе и от самой торпеды, оптимизацией маневрирования стреляющей подводной лодкой и др. Разработка системы телеуправления велась в ЦНИИ автоматики и гидравлики под руководством З.М. Персица с участием М.П. Балуева, Б.И. Иванова, А.А. Строкова.  
 
В начале 60-х годов возникла потребность в создании малогабаритных противолодочных самонаводящихся торпед для противолодочных ракетных комплексов. Разработку таких торпед возглавили главные конструкторы П.В. Матвеев, В.С. Осипов, А.Г. Беляков, В.А. Левин. Создание высокоэффективных торпед стало возможным в результате применения новых конструкционных материалов - алюминиево-магниевых сплавов, титана, а также разработки малогабаритной бортовой аппаратуры управления и самонаведения. В ходе разработки последних образцов малогабаритных торпед были решены проблемы, связанные с их использованием в минах-торпедах и самостоятельно с самолетов и вертолетов.  
 
В настоящее время в арсенале вооружений ВМФ имеются универсальные по целям и по носителям глубоководные и дальноходные торпеды на тепловой и электрической энергетике с современными системами наведения и с телеуправлением. Торпеды развиваются как высокоточное оружие, и поиск технических путей их совершенствования продолжается.  
 
Минное оружие совершенствовалось в направлениях, обоснованных анализом опыта боевого применения мин во второй мировой войне и на базе результатов комплексных исследований перспектив развития, проведенных в 50-60-е годы. Были определены возможности создания мин с существенно большей зоной поражения (“широкополосных” мин-ракет и мин-торпед), систем телеуправления минными заграждениями с большой дальностью действия, повышения противотральной стойкости и надежности действия неконтактных систем. Решение этих задач базировалось на результатах ряда фундаментальных научных работ, проведенных научными организациями ВМФ, промышленности и Академии наук СССР по исследованию физических полей кораблей, распространению акустического поля в морской среде, разработке методов и средств обработки сигналов, полученных приемной аппаратурой мин и др. Мины-ракеты развивались как противокорабельные.  
 
Первая такая мина была принята на вооружение ВМФ в 1957 г. (главный конструктор Б.К. Лямин). В дальнейшем НПО “Уран” в кооперации с другими разработчиками были созданы более совершенные образцы мин-ракет с вертикальным стартом, автоприцеливанием и самонаведением. После постановки мин их корпусы отделялись от якорей и устанавливались на заданную глубину. При приближении корабля к мине, по данным гидроакустических информационных каналов, производилась оценка взаимного положения корабля и мины и при соответствии заданным условиям вырабатывалась команда на запуск твердотопливного двигателя боевой части - ракеты и движение ее в направлении на цель. Головным разработчиком этих мин был ЦНИИ “Гидроприбор”, а главными конструкторами - Л.П. Матвеев, В.М. Павлов.  
 
В 70-х годах на вооружение ВМФ были приняты и противолодочные мины-торпеды, где в качестве боевой части применялась малогабаритная самонаводящаяся торпеда. Главными конструкторами их являлись Г.И. Павлыга, В.М. Павлов. В этих работах принимали активное участие С.Д. Могильный, М.И. Овсепян, И.Н. Белявский, А.А. Кондратович и другие специалисты ВМФ.  
 
Создание принципиально новых мин основывалось на солидном научно-техническом заделе, полученном в результате разносторонних исследований ряда научных учреждений под руководством видных ученых.  
 
Так, разработка гидроакустических информационных каналов мин базировалась на фундаментальных исследованиях акустических полей кораблей и изучений шумов моря, проведенных в Акустическом институте АН СССР, Гидрофизическом институте АН УССР, НИУ ВМФ и в других учреждениях. В изучение гидродинамических полей кораблей и создание соответствующих приемников и каналов взрывателей основной вклад внесли Г.В. Логвинович, М.Т. Щеглова, М.А. Новицкий, Ю.К. Шеляпин, В.Э. Силинг и другие.  
 
Решающее значение для выработки координат цели относительно мины, оценки ситуации имело приборное обеспечение обработки информации и выработки соответствующих целеуказаний и команд на запуск боевых частей. Эта работа была выполнена в ЦНИИ “Гидроприбор” К.А. Князевым, И.Н. Юркевичем, Л.И. Ильиным с участием И.А. Турусова, Б.В. Тутурина, Ю.А. Ботяна. Возможности бортовой аппаратуры мин в этом плане существенно расширились с внедрением микроэлектроники и вычислительной техники.  
 
В настоящее время такая аппаратура обеспечивает дальнее обнаружение, пеленгование и классификацию кораблей-целей по ряду параметров. Важнейшим достижением в развитии современного минного оружия является разработка систем телеуправления минными заграждениями.  
 
Впервые в ВМФ экспериментальная система телеуправления минами была разработана в 50-х годах В.Р. Зацепиным и А.П. Краевым. Она строилась на использовании электрических сигналов в виде низкочастотных импульсов. В последующем были разработаны более совершенные и надежные системы телеуправления с использованием гидроакустических сигналов. В разработку этих систем внесли существенный вклад М.В. Шварцман, О.Е. Евстигнеев и другие. Современные системы телеуправления минными заграждениями позволяют переводить мины из боевого состояния в безопасное, а также при необходимости вызывать взрыв мин или их потопление.  
 
Развитие противоминного вооружения в последние десятилетия шло по пути как совершенствования традиционных контактных и неконтактных тралов, так и по пути создания новых средств поиска и уничтожения мин. Поскольку в современных неконтактных минах применяются взрыватели, основанные на регистрации различных физических полей кораблей (электромагнитного, акустического, гидродинамического и др.), для создания эффективных тралов имело большое значение изучение этих полей. В этом плане практический интерес имели работы по изучению спектральных и пространственных характеристик акустических полей кораблей, проводимые в ВМФ, Акустическим институтом и ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.  
 
В Институте физики Земли и Институте радиотехники и радиоэлектроники АН СССР проводились работы по изучению электромагнитных полей Д.Н. Чехаевым, В.В. Акиндиновым и другими специалистами. Результаты этих работ использовались при создании новых акустических и электромагнитных тралов. В научном обеспечении создания первого образца электромагнитного трала со сверхпроводящей системой принимали участие сотрудники Физического института АН СССР В.Р. Карасик, Г.С. Курляндцев, а также В.Б. Зарин, Е.С. Амелин и другие специалисты ВМФ.  
 
Новым направлением в развитии противоминных средств стало создание различных искателей и искателей-уничтожителей мин, что было обусловлено существенным повышением противотральной стойкости мин, которая снижала эффективность траления. Поиск путей создания эффективных искателей сопровождался исследованиями возможности надежного обнаружения мин с помощью электромагнитных обнаружителей, подводного телевидения с подсветкой в видимом и лазерном диапазонах частот и звуковидения. Главное достоинство искателей - возможность обнаружения мины (как физического тела) независимо от типа неконтактных систем и приборов срочности и краткости.  
 
Первый искатель, созданный в начале 50-х годов, был электромагнитным. С его помощью можно обнаружить мины с металлическим корпусом. В середине 50-х годов усилиями ряда ученых и конструкторов ВНИИ телевидения, специалистов ВМФ (И.Ф. Елистратов, В.А. Смирнов) был разработан телевизионный искатель мин, позволяющий обследовать морское дно визуально. С развитием телевизионных искателей связано применение (с середины 70-х годов) лазерного телевидения (главные конструкторы А.Н. Смирнов, В.А. Карапетян). Наконец, в 80-х годах были созданы самоходные искатели-уничтожители, телеуправляемые с корабля-носителя (тральщика). С помощью таких искателей стало возможным обеспечить обнаружение и уничтожение мин впереди по курсу тральщика.  
 
Опыт траления мин подтверждает важность противоминной борьбы. Эта проблема остается весьма сложной, трудоемкой и требует постоянного внимания ученых по изысканию более совершенных противоминных средств.  
 
Значительный вклад в разработку боеприпасов и взрывателей торпедного, минного, трального и противолодочного оружия повышенной мощности и эффективности (в 2 и более раз) внесли институты Академии наук под научным руководством академика М.А. Лаврентьева, при активном участии Института вооружения ВМФ и институтов промышленности. В период 1950-1980 гг. разработаны и внедрены в различные образцы подводного морского оружия заряды взрывчатых составов высокобризантного и высокофугасного действия, шнуровые заряды, заряды направленного действия, неконтактные взрыватели, в разработке которых основное участие принимали Б.Е. Яковлев, В.А. Масляников, Г.Д. Пономарев, Л.Г. Ледин, Л.А. Котов, В.В. Басов, И.М. Экелов, З.В. Владимирова и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

В заключение краткого обзора развития оружия ВМФ в послевоенное время и опыта решения научных и технологических проблем при его создании можно сделать следующий главный вывод - дальнейший прогресс в развитии и совершенствовании комплексов оружия различного назначения будет зависеть от эффективности организации в стране научного прогнозирования, планирования, проектирования и производства вооружения и техники. 

Информация о работе Современные виды вооружения военно-морского флота