Анализ эмпирических данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение основных методов, но не техники анализа данных. Из технических средств мы используем наипростейшие, чтобы не затруднять понимание существа рассматриваемого метода и его аналитических возможностей

Содержание

Введение
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их
роль в анализе социологических данных
3. Структура отчета о социологическом исследовании.
Основные требования к его составлению
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная социология.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Рисунок 1 – Полигон  и гистограмма частот.

3. Структура отчета  о социологическом  исследовании. Основные  требования к его  составлению

Отчет о социологическом исследовании - форма  подведения итогов социологического исследования. Содержит описание  всех разделов программы исследования, изложение используемых в ней теорий, методологического и методического аппарата, описание и объяснение  полученных данных, выводы и рекомендации. Это самостоятельный вид научной работы, исходный документ  для подготовки директивных решений, а также научных трудов - монографий, диссертаций и т. п. Отчет содержит информацию о решении доставленных в исследовании задач. Наряду с этим к нему даются приложения[3, стр. 98].

В отчете излагается:

- последовательность  выполнения программы исследования,

-анализ  полученных эмпирических данных,

-обоснование  выводов и рекомендации.

В приложении приводятся цифровые, графические и иные показатели  и документы, а также методические материалы: анкеты, бланки, тесты  и др.

Начинается отчет  с введения, в котором обосновывается место исследования в ряду др. исследований темы (при наличии таковых) или  более широкого исследовательского проекта. 

В первом разделе  отчета дается общая характеристика исследования - раскрываются основные методологические и методические положения  исследовательской программы, специально выделяется параграф, характеризующий  процесс  реализации программы (сбор полевой информации; реализация выборки; обработка информации; состав опрошенной выборочной совокупности; границы выводов).

В разделе втором дается анализ результатов исследования, который заключают выводы и рекомендации.

Характер отчета во многом отражает тип исследования - сугубо научный или прикладной. При подготовке отчета по исследованию первого типа внимание акцентируется в первую очередь на постановке проблем, их концептуальной разработке и формулировании целей и задач исследования. Наряду с этим дается оценка  степени разработанности проблемы, существующие подходы  к ее изучению и решению. В разделе, посвященном анализу результатов исследования, обосновывается достигнутый уровень решения поставленных задач, формулируются выводы и на их основе рекомендации. В приложении к отчету даются материалы, иллюстрирующие положения всех разделов отчета. Подобная форма отчета может быть использована и при "заказных" исследованиях. Однако при его составлении акцент должен быть сделан на практических выводах и рекомендациях. В такого рода исследованиях на начальном этапе их подготовки осуществляется перевод  проблемной соц. ситуации на язык  исследования, а на конечном этапе, при формулировании практических рекомендаций, происходит перевод результатов исследования на язык управленческих решений.

Наряду с полным отчетом обычно готовится и сокращенный  вариант, раскрывающий основное содержание решаемых задач и пути их реализации.

Различают два  основных вида отчета: промежуточный  и итоговый. Промежуточный отчет, как правило, отражает либо незавершенность исследования в полном объеме, либо предварительный, первичный анализ его результатов.

Итоговый отчет  о результатах исследования должен полно, всесторонне и глубоко  раскрывать поиски, находки и пробелы  на всех его этапах, вскрывать проблемы, оставшиеся нерешенными; строго следовать разработанному программой методологических и методических аппарату исследования; отражать все направления организационной работы на всех этапах реализации исследования и обработки его результатов. Рекомендации, как и перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных, должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования в контексте отчета, подтверждаться статистическими и др. данными (если таковые имеются) и доводиться до сведения заказчика.[7] 

Заключение

В данной контрольной  работе мы выявили, что проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными  видами работ, научными процедурами  и операциями, поэтому социологу  следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

Приступая к  анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез, избегая двух крайностей: поспешных  заключений когда факты «укладываются» в гипотезу и соблазна увлечься самим  процессом анализа, что нередко уводит в сторону от целевой ориентации исследования. Первоначальные группировки и классификации разумнее всего производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие - предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к объяснительным.

Если гипотезы нетривиальны, особое внимание следует  уделять заключениям, которые с  ними, не согласуются. Не следует смешивать  уточнение и интерпретацию данных с их объяснением. Последнее является главной задачей анализа, позволяет установить причинные зависимости, истолковать найденные связи в понятиях более общих тенденций и закономерностей, дает основание для прогноза и, следовательно, для перехода к обоснованию практических решений социальных проблем.

В целом социологическое исследование удается тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми научными требованиями.

Также следует  сказать, что эмпирические социологические  исследования на сегодняшний день вышли  за рамки собственно социологической проблематики. Политологи и политики, юристы и управленцы, философы и теологи, филологи и журналисты, экономисты и бизнесмены, психологи и педагоги, историки, культурологи и деятели культуры, социальные работники и все прочие специалисты социогуманитарного профиля - активные потребители информации, вырабатываемой путем проведения эмпирических социологических исследований. Используя ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического характера. 

Список используемой литературы

1.         Божков О.Б. Компьютерные технологии в социологическом исследовании. – Спб: СНИЦ, 2007.

2.         Габдуллина К., Раисов Е.Г. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Алматы: Нур-пресс, 2006.

3.         Давыдов С. А.. Социология: конспект лекций.– М: Эксмо, 2008.

4.         Ритерман Т.П. Социология: Полный курс. Шпаргалка.- Спб: АСТ, Астрель, 2009.

5.         Статистика: учебник для студентов средних проф.учебных заведений. В.С. Мхитарян, Дубров Т.А., Минашкин В.Г. и др. - М.: Академия, 2007.

6.         Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.- М.: Академкнига ИКЦ, 2006.

7.         Источникиз Интернета

http://socioline.ru/_seminar/library/metod/yadov/met_SI.php#_Toc157700698.

8.         Источник из Интернета

http://www.grandars.ru/student/statistika/gruppirovka-statisticheskih-dannyh.html.

Информация о работе Анализ эмпирических данных