Анализ социальной ответственности бизнеса в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:29, дипломная работа

Описание работы

В современном мире формирование и развитие социальной ответственности бизнеса становится все более актуальной и остро востребованной проблемой. Это обусловлено тем, что сегодня практически для всех стран мирового сообщества, испытывающих в той или иной степени влияние процессов глобализации экономики, уменьшение государственного ее регулирования, а также изменение общественных настроений, ожиданий и системы ценностей, - возрастает роль и значение бизнеса в решении насущных задач социальной поддержки многочисленных слоев населения, уровень и качество жизни которых являются низкими и не могут быть названы достойными в соответствии с современными социальными стандартами.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования социальной ответственности бизнеса 7
1.1. Сущность и содержание социальной ответственности бизнеса 7
1.2. Развитие концепций и моделей социальной ответственности бизнеса 29
Глава 2. Социальная активность предприятий как форма реализации социальной ответственности бизнеса 53
2.1. Социальные инвестиции российских компаний 53
2.2. Методика количественной и качественной оценки социальной ответственности бизнеса 60
2.3. Структурный анализ социальной активности российских предприятий 68
Заключение 85
Список литературы 87

Работа содержит 1 файл

ДР Анализ социальной ответственности бизнеса в современной России.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
lign="justify">      Первым  фундаментальным трудом, посвященным специально проблеме социальной ответственности, является работа Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнеса», в которой доказывается, что концепция социальной ответственности бизнеса может и должна быть распространена на бизнес, так как осознание более широких социальных целей при принятии управленческих решений принесет социальные и экономические выгоды обществу.

      Анализ  исследований западных ученых показывает, что среди них не сформировалось единого мнения относительно фундаментальных  основ социальной ответственности. Так одним из противников корпоративной ответственности перед обществом является Т. Левитт. Свою позицию он аргументирует тем, что подобная ответственность уводит бизнес в сторону от его основной цели - извлечения прибыли и в принципе является опасной для социума. Четко формулирует подобную позицию известный экономист М. Фридмен. Согласно его теории мотивы решения бизнесом социальных проблем ограничиваются максимизацией прибыли.

      Однако  в конце XX века в условиях усиливающихся  во всем мире процессов глобализации экономики, проблем экологии, прав человека, утверждения гражданского общества, концепции социальной ответственности были существенно переосмыслены. В частности, получила теоретическое обоснование концепция интересов стейкхолдеров, в которой доказывается необходимость учета интересов всех, кого в той или иной степени затрагивает деятельность предприятия.

      вырезано

      Кроме того, обследование, проведенное Conaerence Brend в 100 германских компаниях, показало положительную корреляцию между  инвестициями в развитие персонала и курсом акций компании. Особенно это важно для транснациональных корпораций, которые делают достаточно крупные вложения в развитие персонала предприятий в развивающихся странах - регионах своей деятельности, где государство не имеет финансовых возможностей решать социальные проблемы, связанные с развитием и повышением качества человеческих ресурсов.

      Социальная  активность бизнеса повышает привлекательность  компании для потенциальных работников, что особенно важно в условиях нехватки специалистов. Так 33 процента экономически активных британцев считают, что если компания социально активна, то в ней лучше условия труда. По данным опроса 2100 обучающихся по программам МВА, проведенного Business For Social Rsponsibility, более половины респондентов согласились бы работать в социально ответственной компании за меньшую оплату труда. Важно также учитывать и то, что социальное инвестирование, которое делают компании в особо значимые для государства отрасли и сферы, может обеспечить получение различных преференций и налоговых льгот.

      вырезано

      Практика  частного предпринимательства в  этой стране выработала эффективные  механизмы участия бизнеса в  социальной поддержке общества, основу которых составляет большое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса. Известно, что американское профессиональное образование спонсируется частным сектором как ни в одной другой стране мира. Например, исторически сложившаяся практика финансовой поддержки технических колледжей и университетов страны автомобильным концерном Г.Форда. Участие американского бизнеса в социальной поддержке общества в значительной степени объясняется тем, что компании заинтересованы в добровольном вкладе в образование, пенсионные и страховые схемы для развития и повышения качества своего персонала, а также иные социально значимые программы. Ответственное перед обществом поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.

      Важной  особенностью американской модели КСО  является то, что для США характерно минимальное вторжение государства  в частный сектор. Несмотря на это  Америка известна традициями систематического участия бизнеса или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. Классическим примером может являться Фонд Билла и Мелинды Гейтс с капиталом почти 27 миллиардов долларов, полностью финансируемый из личного состояния супругов Гейтс для целей улучшения систем образования и здравоохранения в различных странах мира.

      Модель  социальной ответственности бизнеса  в континентальной Европе в отличие  от США, где КСО инициируется самими компаниями и выходит далеко за рамки  требований законодательства в вопросах взаимоотношений компаний со своими стейкхолдерами, в большей степени представляет собой систему государственного регулирования. При этом следует подчеркнуть, что европейские корпорации более заметны в вопросах ограничения своей ответственности перед обществом.

      Европейская модель КСО не предусматривает открытую линию поведения компании. Наоборот, та корпоративная деятельность, которая традиционно рассматривается в США как КСО, т.е. проводится исключительно по инициативе самого бизнес-сообщества, в Европе, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств.

      Рассматривая  модель КСО как экономическую, юридическую, этическую ответственность компаний и их благотворительную деятельность, можно выделить следующие отличия  континентальной модели КСО от американской:

      1. Экономическая ответственность в основном заключается в обеспечении прибыльности бизнеса и в ответственности компании перед ее акционерами (типично американский подход). Однако, в данную группу отношений европейская модель включает также ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами;

      2. Юридическая ответственность является базой для любой формы социальной ответственности в Европе. Европейский бизнес рассматривает государство как институт, контролирующий и приводящий в исполнение принятые в стране правила поведения, законодательные и нормативные акты. Между тем, в США подобное государственное регулирование воспринимается, скорее, как вмешательство в сферу личной свободы;

      вырезано

      Общей тенденцией, как для британской, так и континентальной модели КСО является их очевидная скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели. В таблице 1 представлены основные различия КСО в Америке и Европе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 1. Основные характеристики форм и моделей КСО в США и Европе1

  Модель  КСО в США Модели  КСО в Европе
вырезано вырезано вырезано
вырезано вырезано вырезано
вырезано вырезано вырезано
вырезано вырезано вырезано
 

      Формирование  российской национальной модели КСО, отвечающей современным условиям, принципам и требованиям ведения бизнеса, находится на первоначальном этапе. Так, в отечественных публикациях должное внимание этой проблеме стало уделяться только в последние 2-3 года. В стране крайне мало аналитических исследований по сравнению с теми, что регулярно проводятся на Западе. Соответственно, наши выводы и заключения делались на основании имеющегося материала и не претендуют на абсолютную истину.

      По  данным Ассоциации менеджеров из имеющегося исследовательского материала и  публикаций СМИ по теме КСО в России действительно имеют место тенденции возрождения элементов КСО, унаследованных еще с советских времен (реанимированные дома отдыха, детские лагеря, иные объекты социально-культурного быта). При этом в социальных программах предприятий основное внимание уделяется лишь одной группе стейкхолдеров - как правило, работникам. Остальным заинтересованным сторонам (за исключением, пожалуй, государства) уделяется значительно меньше внимания. Важно подчеркнуть, что главная причина сегодняшнего состояния КСО в России объясняется слишком короткой историей вопроса в стране и недостаточным пониманием целостной концепции и практики социальной ответственности бизнеса в том виде, в котором она применяется в других государствах.

      В отличие от американской и европейских  моделей и, в известной мере, в  силу наличия элементов командной  системы, унаследованной с советских  времен, роль государства в формировании и развитии КСО в России достаточно высока. Данную особенность можно даже рассматривать как едва ли не основную отличительную черту российской КСО по сравнению с западными аналогами. В условиях отсутствия как опыта в КСО, так и устойчивых традиций в области филантропии (по крайней мере, в период после 1917 года) такую тенденцию можно считать положительной национальной чертой.

      вырезано

      Таким образом, корпоративная ответственность  сегодня становится современным  стилем деловой активности, который  оказывает значимое влияние на процесс принятия управленческих решений с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

 

     

Глава 2. Социальная активность предприятий как форма реализации социальной ответственности бизнеса

2.1. Социальные инвестиции российских компаний

 

      В современных условиях развития экономики  и социальной сферы России наиболее прагматичной формой осуществления корпоративной социальной ответственности предприятий являются социальные инвестиции. Проведенный в настоящей дипломной работе анализ последних тенденций участия российского бизнеса в жизни общества показывает, что в стране происходит переход от традиционной, исторически заложенной еще в дореволюционный период благотворительности к социальному инвестированию.

      Важно подчеркнуть, что в настоящее время для развития социальных инвестиций в России характерными являются проблемы, связанные с несовершенством институциональных преобразований. Это проявляется в том, что государство формирует недостаточно эффективные правовые и социальные институты, а бизнес-структуры, осуществляя значительные социальные инвестиции, и тем самым отчасти «замещая» государство в социальной сфере, вынуждены нейтрализовывать «ошибки» государства. Это обстоятельство в условиях неокрепшего отечественного бизнеса, не успевшего еще занять свою нишу на зарубежных рынках, ухудшает конкурентоспособность страны на внешних рынках.

      Институциональное несовершенство проявляется и с  другой стороны: бизнес, чутко реагируя на него и решая первоочередную задачу - получение максимальной прибыли, не всегда строго выполняет установленные законом социальные и налоговые обязательства.

      вырезано

      Следует отметить, что хотя информационная прозрачность компаний далека от идеальной, все же и недооценивать достигнутый  уровень нельзя. Несмотря на множество неблагоприятных факторов, препятствующих информационной открытости компаний, их влияние явно переоценивается. Практика взаимодействия Ассоциации Менеджеров с отечественными компаниями по вопросам социальных инвестиций показывает, что фактически сдвиг в сторону раскрытия российским бизнесом своих социальных программ в цивилизованном формате уже произошел в большинстве компаний уже имеются механизмы и организационные структуры, позволяющие переходить к раскрытию социальной информации. На многих предприятиях социальная политика реализуется исходя из принципов социальной ответственности бизнеса, предусмотренных стратегией развития компании. Социальные программы осуществляются регулярно, а средства на их реализацию выделяются в рамках общего бюджетного планирования.

      вырезано

     На  основе сформулированных направлений 3-й группы формируется критерий максимального разнообразия социальной политики предприятий, так как концентрация социальных инвестиций на 1-2 направлениях ведет к диспропорциям в развитии всей социально-экономической системы.

     Информацию  о наличии или отсутствии каждого  из 12-ти признаков обобщает раскрытый  в настоящей методике единый интегральный показатель - качественный индекс социальных инвестиций (IK.)

Информация о работе Анализ социальной ответственности бизнеса в современной России