Анализ статьи, основанной на эмпирическом социологическом исследовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 22:31, доклад

Описание работы

Для анализа я выбрала статью Чириковой А.Е. «Лидеры женского бизнеса: материалы интервью». В данной статье представлены результаты интервью с 15 женщинами, занимающими ведущие позиции на предприятиях. Автор использует в качестве теории слова И.Бунина: "России переход к "мягкому" бизнесу пока не грозит: успеха добиваются люди с сильным или даже агрессивным началом... Российский бизнес сохраняет традиционные маскулинистские черты..."1

Содержание

Введение 1

Социологические выводы автора. 1

Эмпирические свидетельства. 2

Корректность использованных методов исследования. 2

Исследовательские методы. 3

Аргументы в поддержку выводов. 3

Использование теории в явном или неявном виде. 4

Заключение. 4

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 24.67 Кб (Скачать)

ГУ-ВШЭ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ 
 

Домашнее  задание

по общей  социологии

на тему:

«Анализ статьи, основанной на эмпирическом социологическом исследовании» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила :

Гайнцева  Евгения

Группа №113 

10.10.2008

Оглавление

Введение 1

Социологические выводы автора. 1

Эмпирические свидетельства. 2

Корректность использованных методов исследования. 2

Исследовательские методы. 3

Аргументы в поддержку выводов. 3

Использование теории в явном или неявном виде. 4

Заключение. 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Для анализа я выбрала статью Чириковой  А.Е. «Лидеры женского бизнеса: материалы  интервью». В данной статье представлены результаты интервью с 15 женщинами, занимающими  ведущие позиции на предприятиях. Автор использует в качестве теории слова И.Бунина: "России переход к "мягкому" бизнесу пока не грозит: успеха добиваются люди с сильным или даже агрессивным началом... Российский бизнес сохраняет традиционные маскулинистские черты..."1 Но автор пытается не подтвердить эту теорию, а наоборот опровергнуть. Задачей исследования является определения роли и позиции женщины в предпринимательстве, определение мотивов и ориентиров их деятельности и перспектив развития женского бизнеса.

Социологические выводы автора.

     Из  результатов исследования, представленных в данной статье, мы можем выделить несколько основных выводов, сделанных  ее автором. Самым главным выводом, пожалуй, можно считать то, что автор отмечает широкие перспективы и возможности для развития женского бизнеса в России.

     Что касается психологии женского бизнеса  и менеджмента, автор отмечает то, что «вопреки ценностной неструктурированности бизнеса в России … ценностные ориентации женщин-менеджеров распределяются по трем базовым направлениям — гуманный менеджмент, стремление к новизне, повышенная ответственность.»

     Еще одним важным выводом является то, что в предпринимательстве всегда необходима адаптация к новым  условиям деятельности. «Переосмысление  принципов деятельности, эмоциональная  и интеллектуальная трансформация  личностных стратегий»2 порой бывают очень болезненны, но женщины очень пластичны в «возможностях построения новой системы отношений», поэтому чаще всего они не приводят к отрицательным последствиям ни со стороны их подчиненных, ни их самих. Напротив, трансформирование их представлений помогает продвигать бизнес ускоренными темпами.

     Основными мотивами женского бизнеса являются «деньги, самореализация и интерес.»  Но несмотря на то, что женщины с  сравнении с мужчинами являются более материально-ориентированными, у всех из них деньги были лишь «необходимой составляющей мотивации творчества и самореализации.» Более того, автор отмечает низкую позицию самоутверждения в системе мотивов, особенно по сравнению с западными странами. Это говорит об абсолютно уникальной и индивидуальной траектории развития женского бизнеса в России.

     Анализ  перспектив развития женского бизнеса  в будущем показал что, «у женщин, как и у мужчин не выстроен  "ясный образ будущего"»3. То есть у женщин очень много проектов и замыслов о дальнейшем развитии собственного дела, но ориентируются они все-таки на текущие дела фирмы. Также, в психологии женского бизнеса нельзя не отметить тот факт, что женщины являются очень хорошими тактиками и стратегами, но одновременно с этим «они не тратят больших эмоциональных усилий на анализ трудностей, с которыми, возможно, столкнутся их будущие проекты.»4

Эмпирические  свидетельства.

     В подтверждение теории о том, что  женский бизнес в России начинает активно развиваться, свидетельствует тот факт, что уже примерно 40 предприятий бизнеса из 200 возглавляют женщины либо они имеют две-три руководящие позиции в фирме. Из 100 акционерных обществ, занимающихся производством, в 18 в качестве менеджера высшего уровня работала женщина. Также эмпирическим свидетельством данного факта является увеличение количества салонов красоты, домов мод, торговых точек – традиционно считавшихся составляющими женского бизнеса. Более того, мы можем четко видеть тенденцию, в которой женщины активно осваивают мужские сферы бизнеса, что еще раз подтверждает факт активного развития женского менеджмента и предпринимательства.

Корректность  использованных методов исследования.

     В чем состоит корректность использованных методов исследования? Во-первых, это  то, что проведенные пилотажные интервью позволили выдвинуть гипотезу, на которой базировались дальнейшие исследования и в соответвии с которой автор  делал все свои выводы и определили дальнейшее направление данного  исследования. Во-вторых, именно исследование посредством интервью позволило  глубоко исследовать проблему. Более  того, интервью проходило в вольном  стиле, его ходом управляли сами респонденты, то есть они отвечали на самые интересные на их взгляд вопросы  из списка предложенных.  «Ориентируясь  на этот выбор, интервьюер в ходе диалога  размышлял над вопросами, позволявшими в наибольшей степени составить представление о женском бизнесе "изнутри"»5. То что в исследовании учувствовало только 15 человек также имеет свое значение. Данный микро подход «позволяет изучить картину женского бизнеса как бы изнутри, с помощью оценок, которые дают ему сами женщины, вступившие на путь самостоятельного предпринимательства». Данный метод позволил расширенно подойти к каждому респонденту, проникнуть в суть каждого интервью, и к обращению внимания на каждый их аспект, отказаться от усреднения и обобщения результатов.

Исследовательские методы.

     Автор использует такой метод сбора  информации, как пилотажное интервьюирование (разновидность опроса), интервью и частично выборки (так как опрашивались только одна группа, представляющая всех членов этого класса). Метод проводившегося исследования мы можем определить как формальный. В ходе исследования была сформирована выборка определенной группы людей из всей массы. Все исследование было направлено на получение конкретной информации и постановку конкретных выводов. Еще одним признаком формального метода явилось вмешательство в жизнь и деятельность респондентов, то есть не проводилось исследование со стороны, в ходе интервью производился непосредственный контакт с респондентами.  Более того, мы можем определить метод как качественный. Так как именно в качественных методах проводится микросоциологическое исследование, стиль исследование мягкий, в центре внимания стоит человек и особенные процессы (возникновение женского бизнеса) и идет направленность не на составление статистики, а на получение глубинной информации.

Аргументы в поддержку выводов.

     Помимо  собственно эмпирических аргументов, то есть результатов интервью, автор  приводит аргументы здравого смысла. Так он, например, объясняет наличие  повышенной ответственности у женщин-менеджеров (персонал и партнеры должны быть уверены  в лидере). Также именно при помощи здравого смысла и выстраивания собственных логических цепочек, основываясь на психологических фактах, автор говорит о перспективах развития женского бизнеса и роли женщин в предпринимательстве, в соответствии с теми качествами, которыми они обладают. Например:  успешность женщин в бизнесе заключается в их повышенной коммуникабельности и эмоциональной ориентацией на потребителя, и соответственно в их способности проникать в узкие сегменты труда. 

Использование теории в явном или неявном виде.

     Автор данной статьи не приводит какую-либо теорию в поддержку своих выводов  или для обоснования фактов. Номы можем заметить что поводом для  проводившегося исследования послужило  утверждение И. Бунина, что : «России переход к мягкому бизнесу пока не грозит: успеха добиваются люди с сильными или даже агрессивным началом… Российский бизнес сохраняет традиционные маскулинистские черты.»6 Именно эта фраза послужила к выдвижению гипотезы о том, что в России мягкий «женский» бизнес, напротив, в последнее время получает большое развитие, причем не только в традиционно считавшихся женскими отраслях. Отсюда мы можем сделать вывод, что автор использует теорию в явном виде, т.к. обращается к ней с непосредственным указанием источника теоретической мысли. 

     Вывод: женский бизнес в России получает и будет получать все более широкое распространение. «Сочетание женского и мужского менеджмента в фирме предопределяет эффективность ее деятельности в результате компенсации ограничений, свойственных женским и мужским типам.»7 

     Заключение.

     В анализе данной статьи мы увидели исследовательские методы, используемые автором, поняли корректность использования этих методов. Мы увидели исследовательскую логику и сделанные автором выводы и их обоснования различными аргументами, как выявленными в ходе исследования, так и другими.

Источники.

    1. Бунин И.Н. Новые российские предприниматели// Бизнесмены России: 40 историй успеха. М.: Луч, 1994.
    2. Чирикова А.Е. «Лидеры женского бизнеса: материалы интервью»

Информация о работе Анализ статьи, основанной на эмпирическом социологическом исследовании