Андрей Болконский

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:16, доклад

Описание работы

« Война и мир» – одно из редких творений человеческого духа. Оно могло быть создано, если воспользоваться словами Бунина только «одним из самых необыкновенных людей когда-либо живших на земле».
«Война и мир»- центральное произведение Толстого. Все созданное им до «Войны и мира» можно рассматривать как своеобразные этюды к этому грандиозному полотну. В нем находим темы и проблемы, будущих созданий Толстого.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..3
I. Образ Андрея Болконского в романе ……………………………4
II. Духовные искания Андрея Болконского ……………………….7
2.2 Cлава в понимании Болконского …………………………..14
3.3 Под небом Аустерлица ……………………………………..16
Заключение ………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

реферат Болконский.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

      В Отрадном князь Андрей впервые  встречается с Наташей Ростовой. Он невеселый  и озабоченный  подъезжал к дому Ростовых.

                               

                                 «Вправо из-за деревьев он услыхал женский веселый

                                 крик и  увидал  бегущую   толпу  девушек. Впереди 

                                 бегущая девушка что-то кричала, но узнав чужого,

                                 не взглянув на него, побежала назад. Князю Андрею

                                 вдруг стало от чего-то больно.»

      Больно ему стало от того, что  «эта тоненькая и хорошенькая  девушка не знала и не хотела  знать про его существование».  Чувство испытанное князем Андреем при виде Наташи событие. Князь Андрей остается ночевать у Ростовых, его комната оказывается под комнатами Наташи и Сони и он невольно подслушивает их разговор. И снова ему становится досадно. Ему хочется, чтобы  они сказали что-нибудь о нем. На следующий день, возвращаясь в Богучарово и проезжая через лес, князь Андрей  ищет тот старый дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».  Дуб этот, тогда как будто подтверждал правоту безнадежного взгляда на жизнь князя Андрея.

    Но  сейчас он ищет и не находит своего старого знакомца. А старый дуб  к тому времени весь преображенный  раскинувшись шатром сочной темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего  солнца. И здесь происходит окончательное и бесповоротное решение князя Андрея вернуться к активной жизни. Оно было вызвано непосредственно беспричинным весенним чувством радости природными силами сродни тем, что преобразили старое дерево. Но все же оно явилось как завершающее звено в цепи событий открывшихся враз князю Андрею в их ясной и несомненной связи. «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и тоже время вспомнились ему». Лучшие минуты не обязательно самые счастливые. Лучшие – это самые значительные самые важные минуты жизни героя.

      В Петербурге князь Андрей  принял активное участие в подготовке реформ. Он разочаровался в славе, но еще верил в существование людей, от которых зависят судьбы стран и народов. Его непреодолимо тянуло в высшие сферы туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он с любопытством следил за движениями Спиранского своего нового кумира. Постепенно Болконский освобождается от своей иллюзии. Если от стремления к славе он отказался, убедившись в ее «неверности» то охлаждение к политике происходит благодаря сильному чувству, давшему князю Андрею опыт истинной жизни.

    Здесь решающее слово принадлежит Наташе Ростовой, любовь к которой уничтожила в глазах Болконского обаяние  власти и интерес к политике. Разочарование  его происходит на другой день после  бала, где он танцевал с очаровавшей его Наташей. Князь Андрей не придавал особого значения прошедшему балу.

    Толстой, очевидно, подчеркивает будничность  состояния героя еще не осознавшего   всей важности происшедшего. Очарование Наташи ее влияние начинают сказываться  на судьбе князя Андрея. У героя появляется новый взгляд на мир все изменяющий: то что казалось самым главным смыслом жизни обесценивается. Любовь к Наташе показывает, дает князю Андрею новую меру истинного в жизни. Перед новым чувством героя меркнет та его жизнь, смыслом которой были политические интересы преобразований. И Пьер под влиянием чувства князя Андрея к Наташе разочаровался в своей жизни. «И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру». Все то, в чем он находил  удовлетворение и радость, потеряло вдруг в его глазах всякое значение.

    Так в душе князя Андрея столкнулись  две силы два интереса общий и  личный. И общий поблек, оказался ничтожным.

      Кульминацией книги Толстого, безусловно, является война 1812 года. Она кульминация  эпопеи, поскольку в ней действует народ, раскрывающий свою сущность война и кульминация романа по роли ее в личных судьбах отдельных героев Пьера, князя Андрея, Наташи Николая Ростова  Марьи Болконской. Война и апогей в духовных исканиях героев романа. В войне сущность вещей до сих пор скрытая от человека обнаруживается и заставляет его искать нового понимания жизни.

    «Ах, душа моя последнее время мне  стало тяжело жить. Я вижу, что  стал понимать слишком много»,- признался  князь Андрей Пьеру перед Бородинским  сражением.

    Князь Андрей невольно жалеет о потере иллюзий делавших жизнь приятной. Но война не оставляет им места она сбрасывает все маски с лица жизни. Разрыв с Наташей, смерть отца нашествие Наполеона - все это обрушилось на князя Андрея почти разом и породило самое жестокое и безнадежное разочарование.

    После ужаса смерти князь Андрей переживает новый страстный порыв любви  к жизни на смену разочарованию  придет необыкновенный  духовный подъем.

    Рядом с ним в хирургической полевой  палатке оказывается Анатоль  Курагин, которому на глазах князя Андрея ампутируют ногу без наркоза, без болеутоляющих средств.

    Перенесенная  боль зрелище чудовищных страданий  открыли князю Андрею новую сущность жизни, в очередной раз изменили его мировоззрение. Он понял ту христианскую любовь, о которой ему говорила княжна Марья. Он испытал восторженную жалость и любовь к своему врагу - Анатолю Курагину. Таким образом, в умирающем князе Андрее идет борьба между любовью земной избирательной и божеской любовью ко всем.

      Сознание чего-то высшего ощущение бесконечности стремление к небу свойственны не только князю Андрею, но и Пьеру и Николаю Ростову и Платону Каратаеву.

    Вспомним, что Пьер и Андрей в своем споре  на пароме согласились с тем что  «надо верить, что живем не нынче  только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем …». Возможность вечной жизни  они признали обязательным условием возможности любви справедливости, а потому и  самой человеческой жизни на земле. В истинности того, о чем говорили герои, они убеждаются на опыте. Князь Андрей, испытав прилив любви ко всем,  постигнул возможность вечной жизни, она открылась ему, он к ней прикоснулся. Под влиянием божеской любви он смог иначе полюбить и Наташу. Наконец благодаря открывшемуся ему началу любви князь Андрей совершил самое главное и самое трудное дело в жизни - достойно и спокойно умер.

    Во  время болезни он неотступно думал  о жизни и смерти. Его духовный путь продолжался, он искал последнюю  истину, которая бы примирила его  со смертью. Толстой передал мысли, к которым пришел его герой  незадолго до своей кончины. Это мысли о любви, о Боге, о вечности. Они очень важны, они утешительны для князя Андрея. Новое и последнее знание князя Андрея особое знание и в слове не выражается. Но оно проявляется непосредственной реальностью действиями жизнью героя тем как он уходит из этого мира. Смерть князя Андрея  убеждает присутствующих близких ему людей, что он узнал истину. Но не всех кто был рядом с ним, а только самых близких, чья любовь к нему позволила им проникнуть в суть происходящего: Наташу и княжну Марью.

    Автором возложена на Андрея Болконского  важная миссия испытания различных  сторон жизни. В его живом опыте  должна открыться читателю истина. Князь Андрей двигался в одном направлении и его искания дополняют друг друга. Князь Андрей человек активный с твердым характером умеет ставить перед собой и достигать жизненные практические цели. Поэтому в его исканиях ярче, определеннее, обнаружилась проблема противоречия личного и общего. 

                          Cлава в понимании Болконского? 

  Что такое та слава, которой хочет князь Андрей в свой «аустерлицкий»

период? Много писали о том, что это желание славы – «наполеоновская»

черта в Андрее Болконском, недаром она  ему представляется в виде мечты

о своем  Тулоне. Однако если и вправду в  ситуации нового века, на фоне ошеломительной карьеры Бонапарта, предвещающей разгул буржуазного авантюризма,- если и отсвечивает бонапартизмом  стремление к славе, и обозначение «Тулон» взято случайно, - то, с другой стороны, Наполеон и Тулон идеализированы и возвышены в мечтании князя Андрея. Для этих возвышенных и идеальных мечтаний органично понятие славы. Добиваться славы, известности - в новом, наполеоновском варианте - это   побуждение эгоистическое, авантюристическое. Но существует древняя героическая традиция, соответствующая добуржуазной эре человеческой истории, и в этой традиции  стремление к славе  не противоречит общественному служению, наоборот, они совпадают. «Блажен, когда стремясь за славой, он пользу общую хранил», - так возглашал Державин, великий поэт XVIII столетия, и он же рисовал картину жизни славных                              героев своего времени , уподобляя ее водопадом:

                                  «Не так ли с неба время льется,

                                   Кипит стремление страстей,

                                   Честь блещет, слава раздается,

                                  Мелькает счастье наших дней.»

Русский XVIII век наследует от мировой традиции и развивает эту особую героическую эстетику, в которой слава сопутствует героизму, стремление к славе не отъединяет героя от людей, напротив, стремление к подвигу во имя «пользы общей» и  есть стремление к славе. В нем нет ничего эгоистического; герой, чтобы быть таковым, должен стремиться к славе.                                                                                                                                                                              Слава- это общественное признание героизма. Князь Андрей позже скажет о себе во время свидания с Пьером в Богучарове, что он жил для славы, то есть жил для других. Это кажется неожиданным; разве жить для славы не значит жить для себя? Но нет: «Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что - нибудь, желание их похвалы». Такова героическая концепция бытия. Князь Андрей в свой первый период ориентируется на этот героический канон;  в его мечтах армия попадает в безвыходное положение, и он один спасает ее  и выигрывает войну - совсем как в древних эпопеях или римских преданиях. Что же до славы, она есть знак идеального строя человеческих отношений, когда жизни человека для людей отвечает признание людей и их похвала, когда существо поведения человека с точностью отражается в общем мнении и не может быть расхождения между поступком и его общественной оценкой (славой). Однако Толстой недаром заявит полемически в статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир», что для художника «Не может быть и не должно быть героев, а должны быть люди». В самом тексте «Войны и мира» мы читаем: «Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени  история такого рода  не имеет смысла».

                 В «наше человеческое время»  история принимает  
более прозаический, но и более демократический вид. Князю Андрею откроется, что мировая слава Наполеона венчает эгоистический произвол , а действительный подвиг скромного капитана Тушина, определивший исход исторического события - Шенграбенского боя, -не будет увенчан славой и останется неизвестен. Жизнь предстанет ему в несовпадении видимого и настоящего, и его собственное героическое стремление в своем реальном значении и по настоящим своим последствиям окажется чем-то е тем, что мечталось ему; оно окажется гордой обособленностью, отделяющей его от общей судьбы  людей , вместо того , чтобы эту судьбу решать как подобает герою. В Шенграбенском  деле, находясь под огнем, Андрей почувствовал дрожь, - но одна мысль, что он боится, сразу приподняла его. «Я не могу бояться,- подумал он …». Он мужественно держит себя, но вслушаемся - какая напряженная гордость в интонации этой мысли: я не могу бояться. В том же бою испытал свой первый страх новичок Николай Ростов, а опытный Тушин вел себя на глазах Болконского  с поражающим, но для него самого привычным, профессиональным бесстрашием. То и другое чувство естественно и принадлежит к обычным, массовым проявлениям человеческой психологии; но чувство князя Андрея претендует быть таким исключительным, что оно его должно отрезать  от всех прочих  людей и над нами приподымать. Оно таково, это чувство и эта отвага, что вопрос, можно ли бояться другим и как им достойно себя вести, - этот вопрос не встает. Как будто все трудные проблемы человеческой жизни тем решены, что их князь Андрей решил для себя: я не могу бояться.

                                      

                               Под небом Аустерлица…

      

           Его чувство ценностей жизни другое под небом  Аустерлица. В его горячечном представлении рядом встают Наполеон и мечты о доме, жене и будущем сыне, - и образы эти не просто рядом встают, но взаимно оценивают друг друга. Призрачность  официальной истории и внешнего героизма, соединенного с ней, становится очевидной рядом с простыми необходимыми моментами человеческой жизни, которых значение раньше не понимал Андрей, обольщаясь в истории ее поверхностной стороной. Однако простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы, оно им естественно и привычно, - это семейное, мирное счастье не будет дано Андрею Болконскому: почти на его глазах в тот  самый момент, когда он вернулся домой, умирает от родов жена; он ею пренебрегал, этой маленькой женщиной, презирая в ней светскую пустоту; но он слишком многим пренебрегал и был высокомерен к обычным, невыдающимся людям. Позже он скажет Пьеру, что был виновен перед женой  и надеялся оправдаться. Жизнь не дает оправдания и простого счастья, нужного каждому человеку; смертью  маленькой княгини она обвиняет  «Болконскую» гордость, отвлеченность высоких стремлений. Андрей наказан страданием  в тихой домашней жизни, которою он живет после смерти жены и которой он впервые пожелал, раненый на поле Аустерлица.

Информация о работе Андрей Болконский