Биологические потребности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:49, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение человека в трех измерениях его существования: биологическом, психическом и социальном.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Человек как биопсихосоциальное существо…………………………….….4

2. Биологические потребности человека………………………………………7

Заключение ……………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………………………….…14

Работа содержит 1 файл

биологические потребности чела.docx

— 27.71 Кб (Скачать)

"Человек есть животное homo naturalis, - писал Макс Шелер. - Он, таким образом, не выделился  из животного мира, а был животным, есть животное, и вечно будет  животным". Но весь парадокс  заключается в том, что, оставаясь  животным, человек становится человеком  в меру преодоления своей животности. Тот же самый Шелер и еще  ранее Августин Блаженный пытались  создать теорию преодоления человеком  своей животности. В силу господства  души над телом, человек, по  Августину, вырван из природы  и поставлен над ней. Но в  практической жизни тело довлеет  над душой человека: его разум  подсказывает лучшие поступки, но  он следует худшему, впадает  в грех. В силу двойственности  своей природы человек думает  как ангел, но поступает как  животное. В качестве средства  преодоления своей животности  Августин утверждал приоритет  воли над разумом, выступив  впервые в истории философии  с позиции ярко выраженного  волюнтаризма.

Биологические потребности  человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они  опосредуются условиями общественного  бытия, детерминируются достигнутым  уровнем культуры. "Голод есть голод, - писал Маркс, -однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и  вилки, - это иной голод, чем тот, при  котором проглатывают сырое мясо, с помощью рук, ногтей и зубов".

В "Экономическо-философских  рукописях 1844 г." Маркс показал, что  природное отношение мужчины  к женщине становится человеческим отношением лишь при условии, что  оно освобождается от давления грубых физиологических потребностей и  становится общественным отношением. В отношении мужчины к женщине, по Марксу, "обнаруживается, в какой  мере естественное поведение человека становится человеческим или в какой  мере человеческая сущность стала для  него естественной сущностью, в какой  мере его человеческая природа стала  для него природой".67 С этих высказываний Маркса следует вывод, что биологические  потребности человека выражают его  природу, но не его сущность и могут  быть правильно поняты через призму его социально-деятельной сущности. В этом ракурсе следует рассматривать  и потребность человека в общении  с окружающей природой.

В человеке заложена генетическая неистребимая потребность следовать  вечному зову своего естества, зову окружающей природы. Вместе с тем, гармония человека с природой (внутренней и  внешней) как самоцель - кратковременная  ситуация мятежного человеческого  духа, не терпящего продолжительного состояния покоя, душевного удовлетворения.

Быть в слитности с  естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями - желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы - это не мир  человека, он может стать таковым  лишь при условии, что человек  организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.

Резюмируя сказанное, можно  сделать вывод: человека удовлетворяет  только такое общение с природой, при котором остаются следы его  самоутверждения в природе, То есть удовлетворяет не девственная, а  измененная природа. Пассивное, созерцательное отношение к природе воспринимается человеком лишь как временная  пауза вечно бытийствующей деятельной сущности.

 

Заключение

 

Человек представляет собой  целостное единство биологического (организменного), психического и социального  уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного  и прижизненно приобретенного. При  этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к  возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.

Главным результирующим свойством  личности выступает мировоззрение.

Особым компонентом личности является ее нравственность.

Личность - это мера цельности  человека. Без внутренней цельности  нет личности.

Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма  функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Человек формируется и  видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом  и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.

Человеческое общество - это высшая ступень организации  живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь  общественного целого.

Человек - это субъект  общественно-исторической деятельности и культуры, или - точнее - субъект  данных общественных отношений и  тем самым общемирового исторического  и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных  качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бережной Н.М. Человек  и его потребности // http://lib.vvsu.ru/books/servis/default.asp

2. Большая Советская энциклопедия. // Золотой Фонд российских энциклопедий. – М.: Большая Российская энциклопедия, Гласнет, 2003.

3. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Биосфера. — М.: Наука, 1987.

4. Горелов А.А. Концепции  современного естествознания. –  М.: Владос, 2003.

5. Концепции современного  естествознания. / Под ред. В.Н.  Лавриненко, В.П. Ратникова. –  М.: Юнити, 2004.

6. Мотылева Л.С., Скоробогатов  В.А, Сударышев А.М. Концепции  современного естествознания. –  СПб: Союз, 2000.

7. Рузавин Г.И. Концепции  современного естествознания. –  М.: Гардарики, 2005.

 


Информация о работе Биологические потребности человека