Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: ценностные ориентации современной молодежи.

Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек.

Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.

Гипотеза: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.

Задачи исследования:

1.на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить наличие и особенности ценностных ориентаций и интересов современной молодежи;
2.выявить наличие различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

Содержание

Введение 3

1.Ценности и ценностные ориентации. 6
1.1.Понятие ценности и ценностной ориентации. 6

1.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций. 8

1.3.Особенности динамики ценностных ориентаций. 9

2.Молодежь и ценностные ориентации. 19
2.1.Понятие «молодежь» 19

2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации

и интересы молодежи. 23

2.3. Основные группы ценностных ориентаций современной

российской молодежи. 27

3.Эмпирическое исследование ценностных ориентаций. 33
3.1. Методика исследования, её особенности. 33

3.2. Анализ полученных в ходе исследования данных. 36

Заключение 40

Список литературы 41

Приложение 1 Тест-анкеты на определение ценностных

ориентаций по методике М.Рокича

Работа содержит 1 файл

Ценностные ориентации современной молодежи.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

     Так, с одной стороны, воспроизводство теоретического капитала осуществляется вдоль вертикали культурно — исторической идентификации общества, образовательной проекцией которой является усвоение общеобразовательных дисциплин, чья основа — это духовно – гуманитарное знание.

     А, с другой стороны, воспроизводство  знания осуществляется вширь по горизонтали  социально — практической специализации, в процессе которой студенчество получает профессиональное образование, ибо оно послужит ему в дальнейшем в деле адаптации и социализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. МОЛОДЕЖЬ И ЦЕННОСТНЫЕ  ОРИЕНТАЦИИ.

  2.1. ПОНЯТИЕ «МОЛОДЕЖЬ».

     Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности которой  как в зеркале отражается вся  социальная жизнь, и без существования  которой любой народ обречен, является молодежь.

     О развитии отечественной социологии молодежи следует говорить с 60-х  годов, когда группа молодых ученых вслед за поколением «шестидесятников», открывшим новый этап в развитии социологии под эгидой социологической  группы при ЦК ВЛКСМ, начала исследования жизненных планов молодежи.

     Прежде  речь идет о социологическом определении  понятия «молодежь». Здесь ведущим  методологическим принципом являются поколенческие отношения.

     Анализ  различных слоев населения позволяет  рассматривать общественное развитие как последовательную смену отдельных поколений.

     Это методологическое положение позволяет  определить фундаментальную роль поколенческих  отношений в определении тех  или иных возрастных групп населения. Исходя из этого, многие авторы трактуют само понятие «поколение» неоднозначно. Вместе с тем, имеется социологически выверенный четкий критерий выделения поколений в процессе общественного развития. Это — экономическая, политико-идеологическая и общественно-психологическая обстановка, которая определяет как особенности, так и взаимосвязи различных поколений.

     Такой подход дает методологические основы для анализа действительности с  точки зрения групповых особенностей поколений и, вместе с тем, позволяет  проследить сущностную сторону тех  явлений, которые крепко связывают  отдельную группу со всем поколением.

     По  мере развития общества, наибольшее значение приобретает проблема «преемственности поколений». Понятие это носит формационный характер, оно понимается в соответствии с экономическими, политическими и идеологическими возможностями общества.

     Взаимоотношения между поколениями у разных классов и общественных систем различны и носят закономерный характер.

     Объективная связь между поколениями устанавливается  с учетом предыдущего опыта и  знаний, на основе преумножения ценностей  и норм материальной и духовной жизни.

     Это, в свою очередь, определяет избирательность и дифференци-рованность в смене и преемственности поколений. Каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют изменившимся условиям, и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для нового уровня общественно-экономического развития. Преемственность, как правило, охватывает различные стороны общественной жизни и имеет особые социальные механизмы. В этой связи можно выделить преемственность в производственно-технических и экономических отношениях, а также в области политических, правовых, нравственных, эстетических отношений, в сфере социальных отношений — межклассовых, межгосударственных, национальных, семейных: Существенное значение имеет преемственность в сфере культуры, досуга, художественных вкусов.

     Учет  этих обстоятельств позволяет сделать  вывод о том, что наряду с сохранением  характеристик общего порядка проблема преемственности приобретает в  современных условиях ряд специфических  черт. Во-первых, этот процесс осуществляется более планомерно и поступательно. Во-вторых, главенствующая роль принадлежит мировоззренческим факторам как ведущим в деле определения связи поколений. В-третьих, сама преемственность осуществляется в условиях стирания социально-классовых различий между людьми.

     Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой  поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается  четкая структура, начальным звеном которой является «поколение», затем «класс» (или «страта») и, наконец, молодая часть класса — молодежь.

     Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия  «молодежь». При этом исследователи  исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

     Первый, так называемый демографический  подход рассматривает молодежь как  особую часть населения, т. е. как  людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

     Второй  подход — статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней  продолжительности жизни и отрезок  времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от  14 до 30 лет.

     Третий  подход — социологический, когда  возрастные рамки определяются сущностью  объекта исследования, т. е. конкретного  отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

     Придерживаясь в целом социологического подхода  к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннюю структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

     а) учащиеся неполных и полных средних  школ;

     б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;

     в) в возрасте от 20до 24 лет;

     г) от 25 до 30 лет.

     Еще более полно раскрывает это понятие представление о молодежи как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни.

     Исходя  из этого, можно утверждать, что в  понятие «молодежь» входят следующие  группы молодого населения, разделяющиеся  по месту в общественном труде.

  • Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и ПТУ.
  • Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
  • Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.
  • Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.
  • В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи — научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент «утечки мозгов».

     — Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и  по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных  заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очной, очно-заочной, заочной). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.

     Итак, молодежь — это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры. 

  2.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИНТЕРЕСЫ МОЛОДЕЖИ.

     Традиция  изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп в  частности выработала за продолжительное время своего существования множество определений этого важного понятия социологии. Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых. Особенности ценностных ориентаций молодежи определяются влиянием следующих факторов:

     1) возрастно-демографический;

     2) амбивалентно-транзитивный;

     3) образовательный;

     4) девиантно-деликвитный. 

     1. Возрастно-демографический фактор[12] формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (14-30 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.

     Молодежь несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.

     Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, — со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.

     Социальный  статус молодежи, имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительно низким положением в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время молодежь готова «поднять планку» своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать её социальный статус в будущем.

     Зависимость от общества и государства вынуждает молодежь идти наповоду у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.

     Позитивным  моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще много свободного места.

     2. Амбивалентно-транзитивный фактор[12] обусловлен двойственно — переходным характером молодежной массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей профессиональной деятельности.

     Однако, с другой стороны, транзитивность обладает и потенцией высокого полета творческой мысли в стремлении к высотам человеческого духа, что связано с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально — функциональным и «цеховым» ценностям.

     3. Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает, по сути, высшее образование высшим. Молодые люди, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже в процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи