Ценностные ориентиры современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:09, реферат

Описание работы

В своем выступлении я хотел бы поговорить о ценностях, которые преобладают среди современной молодежи. Может быть, несколько неожиданным для вас будет утверждение, что нынешняя студенческая молодежь – 18-19-летние ребята – ориентированы в большинстве своем на, скажем так, консервативные ценности. Возможно, это некая реакция против психологического насилия, которое по отношению к молодежи применяется в последние годы, однако именно это подтверждают и социологические опросы, и моя личная практика. Я по роду своих занятий постоянно общаюсь с молодежью, в основном, это генерация 90-го года. Для нас, русских, это очень важный рубеж.

Работа содержит 1 файл

идеалогия Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 18.93 Кб (Скачать)

Ценностные ориентиры  современной молодежи

 

Выступление ведущего эксперта "Фонда имени Питирима Сорокина" кандидата философских наук Ильи Вевюрко на круглом столе "Социальные нормы и перспективы развития общества"

 

 В своем выступлении  я хотел бы поговорить о  ценностях, которые преобладают  среди современной молодежи. Может  быть, несколько неожиданным для  вас будет утверждение, что  нынешняя студенческая молодежь  – 18-19-летние ребята – ориентированы  в большинстве своем на, скажем  так, консервативные ценности. Возможно, это некая реакция против психологического  насилия, которое по отношению  к молодежи применяется в последние  годы, однако именно это подтверждают  и социологические опросы, и моя  личная практика. Я по роду  своих занятий постоянно общаюсь  с молодежью, в основном, это  генерация 90-го года. Для нас,  русских, это очень важный рубеж.

 

 Среди ценностей –  в первую очередь называется  семья. Это Родина. Это сострадание,  очень важное качество для  русского человека. Это наша победа  в Великой Отечественной войне.  В то же время общественная  ситуация, в которой находится  молодежь, прямо противоположна  этим стихийно принимаемым ценностям. 

 

 Молодежь оказывается  в ситуации ножниц. Это расхождение  между тем, что принимается  стихийно внутри, и тем, что  есть реально в мире, в котором  приходится жить. Я приведу замечательный  пример. Однажды по телевизору  я увидел передачу на канале  «Культура», где наш известный  политолог и пиарщик Глеб Павловский  выступал перед достаточно ученой  аудиторией с предложением изменить  нормы русского языка. Провести  реформу, соответствующую современному  молодежному употреблению русского  языка, который, в частности,  замечен в Интернете. Идея Павловского была такова: наш народ выжил из способности говорить и писать на литературном русском языке. На следующий день я провел опрос в группе будущих инженеров на факультете космической техники МАИ, это обычные ребята, большинство родом не из Москвы. Я спросил: стоит ли реформировать русский язык, чтобы было – как слышится, так и пишется? Все, как один, написали на плохом русском языке, что реформировать русский язык не надо, что наша культура и так деградирует, а в этом случае она деградирует совсем.

 

 И сразу контрпример. Вот, я беру в руки студенческую газету МАИ – «От винта». На первой полосе статья молодой журналистки:

 

«Миф о том, что мужчина  должен посадить дерево, построить  дом и вырастить сына, давно  канул в Лету. Сейчас ему необходимо получить диплом о высшем образовании, заработать много денег, купить машину и квартиру, позаботиться о карьерном росте, ну и, может быть, годам к 30 задаться вопросом: а где же дети?»

 

 Это не частный случай, вы все понимаете, что это  те нормы, которые сейчас у  нас, так сказать, звучат. На  другой странице этой же газеты  девушка, студентка, описывает  свой опыт ложной беременности. Это, если кто не знает, когда  есть симптомы, которые говорят  о том, что женщина беременна,  а потом они оказываются ошибочными. Она пишет, что, с одной стороны,  она решилась не делать аборт,  она представила, что родится  ребенок, и ощутила, как это  прекрасно. А ведь еще несколько  лет назад этих размышлений  и не было бы. Аборт был бы  сразу предрешен. Тем не менее,  беременность оказалась ложной, и она пишет как бы с неким  облегчением: 

 

 «Ну что же, я окончу  институт, буду строить карьеру,  накоплю на шикарное авто, выйду  замуж, пусть не за звезду (она  это допускает), и обязательно  дождусь своего сынишку».

 

 Вот, расставлены приоритеты: ребенок, один, правда, включен в  их число, но он стоит после  карьеры, шикарной машины, замужества, а если бы эту статью писал  мальчик, то он обязательно  упомянул бы еще и о квартире. Девочка выходит замуж за квартиру, а мальчик должен ее приобрести  сам. Это пропаганда. Я не хочу  сказать, что это ценности молодежи. Это то, что молодежь считает  реальными ценностями взрослых. Наши представления о современной  молодежи – это на самом  деле их представление о нас,  взрослых.

 

 Еще один штрих. В  Интернете есть Деловая газета  «Взгляд», достаточно известная.  Недавно на ее страницах было  обяъвлено: «В Москве завершился девятый национальный конкурс «Маленькая красавица России 2008». Самой прелестной девочкой была признана школьница из Тюмени, теперь ей предстоит защищать честь России на состязании «Литл мисс Европа» и «Литл мисс славянка 2008», которые пройдут в Турции. Первое место в конкурсе «Маленькая красавица России 2008» завоевала 11-летняя Александра Тарабукина из Тюмени.

 

 Увы, это та среда,  в которую молодежь сейчас  погружена. Однако я хочу вам  прочесть отрывок из реферата  по сочинению Альберта Швейцера «Культура и этика», сделанный моим 19-летним студентом. Вот какой эпиграф Швейцера он взял ко всей своей работе:

 

«Главное в культуре –  не материальные достижения, а то, что  индивиды постигают идеалы совершенствования  человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего  человечества. И в своих взглядах постоянно руководствуются этими  идеалами».

 

 Студент пишет: 

 

«Несомненно, современное  поколение сильно отстранено от духовной стороны культуры. Мне кажется, что  все это происходит потому, что  с развитием материальной стороны, которая в нынешнее время имеет  огромное превосходство над духовной стороной, наше поколение перестает  ценить элементарные духовные правила. … Мы живем в такое время, когда  нам приходится ко всем окружающим относиться с пренебрежением. То есть эта проблема заставляет нас просто-напросто бояться себе подобных. Она оказывает  сильное влияние на подсознание  с самого раннего возраста человека, делая его жадным, скупым и циничным».

 

 Я часто спрашиваю  своих студентов: кто вам внушил, что главное, что есть в жизни,  это материальное обеспечение,  причем, оно должно быть по  максимуму? А зачем, говорю  я, вы работаете, когда вы  учитесь и у вас одни тройки  в зачетке? Вас родители не  кормят? Некоторых не кормят, но  большинство все-таки кормят. Но  молодой человек считает, что  если он не сводит девушку  в кафе, а вы знаете, какие цены  в московских кафе, то он уже  не может претендовать на ее  руку даже на какое-либо непродолжительное  время. А если он хочет претендовать  не только на руку, но и на  сердце и даже на рождение  детей, то считается, что он  должен обеспечить шикарное авто, квартиру и так далее. 

 

 В результате, куда  течет молодежь? Она течет туда, где больше платят. Это, к сожалению,  в современной России (и здесь  мы отличаемся от Соединенных  Штатов Америки) – сфера непроизводительного  труда. Это те самые 200 тысяч  «безработных», которым в Древнем  Риме ежедневно давались зрелища  и хлеба. Только у нас они  не совсем безработные, но занимаются  шоу-бизнесом, продажей мобильных  телефонов и прочее, и прочее. Молодежь, на что-либо способная,  высасывается этими организациями,  этой сферой экономики из всех  нормальных сфер производства.

 

 Какие выводы я хочу  сделать из этого сочинения?  Во-первых, общество наше лицемерно.  Именно это называется ханжеством, когда вы требуете что-то от  людей, но не даете им возможности  это исполнить. Второе: у немецкого  философа Макса Шелера есть  замечательное произведение «Порядок  любви», где он пишет, что любовь, в принципе, иерархична. И если  нарушается иерархия любви, то  это вызывает ненависть. Ненависть  вызывается нарушением порядка  любви. Вот откуда преимущественно  в молодежи экстремизм. Третье: молодежи  внушается, что каждому необходимо  индивидуально бороться за свое  выживание. Это, в принципе, неправильно,  потому что уничтожает корпоративизм.  Особенно это неправильно для  России, учитывая общинные традиции, общинный менталитет русского  народа. И, наконец, внушается,  что индивидуальному выживанию  необходимых условий за пределами  Москвы, Петербурга и еще ряда  крупных городов практически  не предоставлено. 

 

 Приведу еще один  пример. Недавно проходил конкурс  детских сочинений, посвященный  преподобному Савве Сторожевскому, известному русскому святому. Меня направил ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий в качестве эксперта данного конкурса.

 

 В одном из конкурсных  сочинений 14-летняя девочка пишет: 

 «Я учусь в восьмом  классе Чулковской средней школы Зарайского района Московской области. Но чувствую себя живущей на каком-то краю земли. Все газеты полны московских, питерских новостей, обсуждают такие мировые события, как расширение НАТО или война в Ираке. А про районные центры, подобные нашему, пишут только в разделах «Паломничество и путешествия». Журналисты и писатели сокрушаются, почему молодежь бежит из сел и маленьких городков в столицы? Я не раз задумывался над этим же вопросом. Почему провинциал не хочет прожить жизнь в том месте, где он родился? На мой взгляд, ответ прост.

 

 Раньше Россия была  традиционным обществом, и в  ней находилось место и большим  городам и малым, и сильным  людям, и убогим. А теперь там,  в Москве, строят общество, я прочитала  в газете, информационное, а в  таком обществе, как я понимаю,  существует только тот, о ком  говорят. И нашего города, и  многих-многих других просто нет  на карте. Нас выкинули за  борт», - она дальше пишет. И  она пишет: «Я хотела написать  о преподобном Савве Сторожевском, но я ничего о нем не знаю. А в Звенигороде, я думаю,  не знают о наших Зарайских  святых». 

 

 И вот это очень  показательно, потому что в России  создана ситуация, о чем говорил  наш великий ученый, политолог  и патриот Александр Сергеевич  Панарин, что квазиэлита не просто возглавляет народ и его грабит, но и уничтожает возможность воспроизводства элиты, потому что она всасывает в себя лучших. Конечно, тех, у кого недостаточно твердые нравственные нормы, но таких большинство. Но, тем не менее, страна лишается своей перспективы.

 

 В заключение я предлагаю  свои "пять тезисов".

 

 Первое – нравственная  ситуация в России не улучшится,  пока не будет наложено табу  на извлечение сверхприбыли из  таких категорий населения, как  дети и подростки. Я понимаю,  что сейчас экономически это  невозможно. Но, значит, экономически  невозможно возрождение России, ее выживание. 

 

 Второе – деградация  молодежи не остановится, если  не будут обеспечены рабочие  места в сфере производительного  труда по всей стране.

 

 Третье – вопросы  моральной цензуры будут решены  сами собой при разработке  нормативов для осуществления  пункта один.

 

 Четвертое – вопросы  пьянства и наркомании среди  молодежи будут во многом решены  за счет решения пункта два.  Потому что пьянство и наркомания  во многом в депрессивных регионах  от безысходности. 

 

 И пятое – целесообразно  противопоставить ценностям социал-дарвинизма, господствующим сейчас, с моей  точки зрения, ценности традиционных  религий России, прежде всего  православия, как религии культурообразующей для русской государственности. Однако такое противопоставление обернется только социальной напряженностью и гражданским противостоянием без решения вышеназванных четырех пунктов. То есть, если будет воспитываться молодежь на традиционных ценностях, то это будет та молодежь, которая рано или поздно столкнется с существующим обществом, и одна из этих сторон уничтожит другую. Спасибо.

 

Партнеры

Международный институт Питирима Сорокина - Николая Кондратьева

Социологический факультет  МГУ имени М.В. Ломоносова

Российская социологическая  ассоциация (РоСА)


Информация о работе Ценностные ориентиры современной молодежи