Ценностные установки и ценностные ориентации в структуре личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:14, реферат

Описание работы

Развитие личности и формирование мировоззрения — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Ценностные установки и ценностные ориентации в структуре личности.docx

— 36.86 Кб (Скачать)

    2. Ценность возникает  в ходе практической  деятельности человека.  

     Человек  - существо разумное. Следовательно,  любое его действие направленно  на получение результата, и не  просто результата, а желаемого  для индивида. На протяжении всего  действия перед человеком стоит  цель. Цель и представляет собой  ценность. Достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.  

     Конечно,  не все результаты и не всякой  человеческой деятельности становятся  ценностями, а только те, которые  являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей   

    3. Понятие "ценность" необходимо отличать  от понятия "значимость".  

     Часто  понятие "значимость" употребляют,  как синоним слову "ценность". Мера желания человеческой ценности, можно охарактеризовать как "значимость". У каждого разные потребности,  следовательно что-то мы будем хотеть более, что-то менее. Но есть и такие случаи, когда значимость представляет себя в негативном случае, так сказать вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.   

     Делаем  вывод что ценность -- это положительная значимость. Соответственно значимость может быть и положительной и отрицательной. Понятие значимости шире, нежели понятие ценности.   

    4. Всякая ценность  характеризуется  двумя свойствами: функциональным значением  и личностным смыслом.  

     Дадим  им определение. Функциональное  значение ценности -- это все значимые для социума свойства, функции предмета или идей, которые определяют их ценностью для какой-либо группы. Так, например, для любого действия или идеи предопределено определенное значение для определенной личности.  

     Личностный  смысл ценности -- это ее отношение к потребностям человека. Можно сказать, что с данный смысл зависит от 2-х факторов - от самого объекта, выполняющего функции ценности, и от самого человека. Постигая смысл вещи, человек определяет свою нужду в ней не только из природных потребностей, но и из потребностей, взращенными на воспитании обществом. Индивид смотрит на событие или вещь сквозь призму общества, традиционное отношение людей. Человек как ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и является для него смыслом.  

     Интересный  момент, ведь смысл ценностей  для каждого человека может  быть разным. Ведь у каждого  свои ценностные ориентиры. Например, у каждого человека хоть раз  было домашнее животное. Для одних  питомец - часть семьи, отдушина, лучший друг. Для других это  сторож их имущества, защитник. Для третьих это способ заработка,  при их размножении. Во всех  этих случаях один и тот  же предмет связан с различными  потребностями.   

    5. Ценности по природе своей объективны.  

     Здесь  могут возникнуть разногласия,  так как ранее я говорила  о том, что ценность возникает  из отношения к ней индивида. Соответственно можно сделать  вывод, что ценность субъективна.  Она зависит от человека, эмоций, его чувств, желаний. И влечение  к этой ценности может пропасть  в любую минуту, так как просто  может перестать удовлетворять  человека, его нуждам. Делаем вывод,  без человека ценность не существует.   

     И,  тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне, зависимое от сознания человека - неоправданны. Если рассмотреть этот вопрос со стороны предметно-практической деятельности субъекта, то мы убедимся, что ценность объективна. Формирование у людей ценностных отношений к окружающему миру происходит в процессе такой деятельности. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи или предметы окружающего мира, непосредственно обретают для общества или человека определенное объективное значение - ценность.   

    2. Классификация ценностей      

    2.1 Ценностные ориентации  и их социальная  обусловленность     

     У  людей такой диапазон интересов.  Все, что происходит на земле  и за ее пределами, интересно  человеку. Он пытается все познать,  поглотить. Но это мы говорим  о человечестве в общем. Это  как открытка на праздник, если  ее капнуть глубже, то можно  слегка разочароваться. Разбирая  отдельного человека можно обнаружить, что круг его интересов очень  узок. Что его не интересует, казалось  бы самое основное, касающееся всей жизни в целом. Что сфера его жизненных ценностей ограниченна лишь на его эго.  

     Многообразие  ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их  определенной классификации.  

     Единого  критерия оценки ценностей не  существует. Поэтому сфокусируемся  на важных для жизни аспектов и выделим следующие основания: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.      

    Классификация ценностей   

    "Витальные: жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.   

    Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.   

    Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.   

    Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.   

    Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.    

    Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.  

     По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.    

    Общечеловеческие  ценности -- характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.   

    Национальные  ценности -- занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов" (Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157).  

     В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас -- белорусской нации -- Софийский собор в Полоцке, крест Ефросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов -- Лувр, Эйфелева башня и др.  

     Значит, национальные духовные ценности -- это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.   

    Сословно-классовые  ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролет-культа (1917--1932 гг). Его главная идея -- ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия.    

    Локально-групповые  ценности -- объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.  

     Они  отражают некоторые социально-типичные  предпочтения в сфере культуры  и, к сожалению, нередко в  сфере антикультуры. Это различные  "братства", секты, касты или  объединения типа "рокеров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.   

    Семейные  ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это -- общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).   

    Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества." [2]     

    [2] https://belportal.info/stroenie-morfologiya-kultury/   

     Ценности  в жизни человека занимают  разные позиции. Одна оказывается  гланее, другая жизненно необходимой, а третья и вовсе носит желательный характер.   

    1. "Ценности, имеющие второстепенное значение  для человека и общества. Это  те ценности, без которых нормальное  функционирование общества и  человека не нарушается.  

    2. Ценности  повседневного спроса и повседневного  обихода. К этой группе относится  большинство как материальных, так  и духовных ценностей. Это все  то, что необходимо для нормального  удовлетворения материальных и  духовных потребностей человека, без чего общество не может  функционировать и развиваться.  

    3. Высшие  ценности -- это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер."[3]  

     Стоит  заметить, что нет гарантий, что  классификация ценностей останется  такой, какой мы представили  ее сейчас. Ценности могут менять  свою значимость, могут появляться  новые ценности (так как жизнь  меняется слишком быстро).                               
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    [3] http://revolution.allbest.ru/psychology/00202365_0.html       

    3. Ценностные ориентации личности     

    "Ценностные  ориентации - важнейшие элементы  внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом  индивида, всей совокупностью его  переживаний. Они отграничивают  существенное и важное для  данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности.     

     Ценностные  ориентации - это внутренний компонент  самосознания личности, который  влияет на мотивы, интересы, установки,  потребности личности." [4]     

     По  развитию ценностных ориентаций  можно судить о воспитанности,  культуре, зрелости личности.  

     Если  человек обладает теми или  иными качествами характера, можно  сделать выводы об устойчивости  и непротиворечивости ценностных  ориентаций, развившихся у него. Ценность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели - все это составляющие успешного усвоения ценностных ориентиров.  

Информация о работе Ценностные установки и ценностные ориентации в структуре личности