Церковь и государство: пути развития взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Россия – государство многонациональное, что и предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества.

Содержание

Введение
Функции государства, его понятие.
История взаимоотношений государства с религиями на территории России.
Регулирование правоотношений государства и религий в России.
Взаимоотношений Церкви и государства, проблемы и перспективы.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

Давно уже привычным фактом стало  сотрудничество Церкви и государственных  структур. Их взаимодействие оказывается  востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в  вопросах нравственного и патриотического  воспитания, благотворительности. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил все наше общество. Пьянство, наркомания, преступность заставляют прислушиваться и придерживаться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку. Информация о постоянном контакте Предстоятеля Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос. Все значительные события нашей общественной жизни не обходится без участия Патриарха. Церковно-государственные отношения поддерживаются не только на высшем уровне. На центр равняются администрации городов и областей России. Правящие архиереи, благочинные округов нередко становятся весьма значимой фигурой в жизни своего региона.

Отношения с религиозными организациями  в нашей стране основывается на нормах международного права. Ратифицированная нами Конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.), гласит: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими". Государство должно уважать убеждения всех граждан. Этого требует принцип свободы совести. Каждому гражданину открыта возможность свободного выбора любого вероисповедания. Российская Федерация - светское государство.

Что бы ни говорили законы о равенстве  всех религий в России, объективно это невозможно и фактически религиозные  организации у нас равными  никогда не были и сейчас таковыми не являются. Все религиозные организации  имеют разный вес, значение и занимают несопоставимые места в жизни  общества и общественном сознании. Большинство людей России на протяжении веков исповедует традиционные религии. Благодаря их объединяющей роли на территории России сохранились уникальное единство и многообразие народов. Трудно переоценить влияние Православия на формирование российской культуры. На сегодня большинство населения страны остаются приверженцами именно традиционных религий. Невозможно представить национальное самосознание народов России без Православия или ислама. Духовный строй, идеалы народа сформированы Церковью за долгие века российской истории. В годы репрессий и гонений Православие часто оказывалось нравственной опорой для большинства россиян. В наше время созидательной духовной силой общества выступают традиционные религии. Голос в защиту семьи, нравственных ценностей, национальных интересов страны звучит со стороны Православия. Поддержание стабильности в Российской Федерации - это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства в области отношений с религиозными организациями - не только прочный межрелигиозный мир и согласие, но и сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций. Принцип отделения церкви от государства не значит, что государство должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга. Светскость государства нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга. Государство, которое задумывается о своем будущем, должно проводить такую политику в сфере отношений с религиозными объединениями, которая отвечает социальным реалиям и историческому опыту. Статус Русской Православной Церкви не только должен учитываться в политической и культурной жизни страны, но и в полной мере найти отражение в федеральных законах.    

 Религия в современном российском  обществе занимает все более  важное место. Деятельность религиозных  объединений охватывает широкий  спектр общественных отношений:  духовных, культурных, правовых, экономических  и политических.  
     Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, что способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества. 
     Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства существует как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян, так или иначе, осознают себя православными. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства.    

 В последние годы появилось  значительное количество работ  в различных областях науки  о проблемах, связанных с ролью  религии в жизнедеятельности  российского общества и государства,  месте, роли и статусе церкви  в современном обществе и государстве.  Исследования охватывают широкий  спектр вопросов, связанных с  государственно-церковными отношениями  в России. В то же время, до  конца эта проблема остается  неисследованной, и поэтому представляет  особой большой интерес для изучения.

      Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви являются приметой нашего времени.  
     Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.    

Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны.    
     Государство урегулировало свои отношения с церковью на законодательном уровне – в нормах Конституции РФ, федеральных законах и т.п.     Поэтому состояние отношений между государством и церковью, церковью и обществом, обществом и государством является актуальной  проблемой современности. 
     Духовная жизнь современного российского общества существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям. 
     Значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 году Конституции РФ, согласно ст.14 которой, Российская Федерация является светским государством. Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.  
         Государство также регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством об образовании. 
     В соответствии со ст.28 Конституции РФ каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Свобода совести в этическом плане – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле поступков и мыслей. В то же время исторически свобода совести приобрела более узкое понимание – свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. В соответствии со ст.28 Конституции РФ свобода совести означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и обряды и осуществлять атеистическую пропаганду. За незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов предусмотрена уголовная ответственность (ст.148 УК РФ). Гарантии свободы совести и религии включают: 
- равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничения прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве; - отделение религиозных, атеистических объединений от государства; - светский характер системы государственного образования; - равенство религий, религиозных объединений перед законом.    

Взаимоотношения между государством и церковью в России никогда не были однозначными. Особенно сложными стали отношения в советский  период истории – от практически  полного отрицания церкви государством до признания ее важной роли в развитии общества. В последнее время, и этот факт очевиден даже самым непосвященным, роль церкви в обществе, а, значит, и государстве значительно возросла. И в первую очередь это касается Русской Православной Церкви. Характер современных отношений церкви и государства достаточно сложен и своеобразен. И здесь можно назвать два основных фактора.  
     Во-первых- это регулирование отношений между государством и церковью, которое осуществляется посредством законодательного регулирования. Начиная с Основного закона государства – Конституции РФ, происходит закрепление взаимоотношений, касающихся вероисповедной политики, свободы совести, деятельности религиозных организаций в России.    

 Второе обстоятельство – это отделение церкви, от государства, и, при этом, освобождение церкви от государственного контроля, управления. Российское государство не вмешивается в дела церкви, дает развиваться и действовать по своему усмотрению, при этом не допуская нарушений церковью государственных интересов, интересов общества и человека. Такой подход государства к отношению с церковью вполне понятен. Ведь сегодня церковь – это не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и активный участник общественно-политической жизни всей страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет. Следовательно, как и другие субъекты должен соблюдать «правила игры», устанавливаемые государством с целью поддержания соответствующего политического порядка. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.

Рассмотрев разные стороны взаимоотношения государства и церкви, можно сделать несколько выводов.

При рассмотрении религий преобладающих на территории России, и их духовных ценности, то они несут общие духовные ценности. И государство, признавая, что земные нравственные мерила несовершенны и недостаточны для регулирования отношений в обществе, должно опираться на нравственные ценности, исходящие из данных религий, сложившиеся на протяжении долгого времени, пронизанные и проверенные историей.

Рассмотрев понятие государства, исходя из функций, которое оно выполняет  и статей Конституции РФ, Россия была признана социальным государством, а это говорит о том, что деятельность его должна быть направлена на взаимодействие с гражданином и обществом, частью которого является церковь, для их бесконфликтного существования, чему нравственные ценности религий способствуют.

Была рассмотрена история взаимоотношений  государства и церкви, где на протяжении долгого времени, государство контролировало церковь, даже контролировало каноническую сторону церквей, это говорит  об отсутствии какой-либо свободы в  области свободы слова, свободы  вероисповеданий, заложенные в принцип  демократического государства, поэтому  можно говорить об их недемократичном  государственно-правовом режиме.

Рассмотрены правовые взаимоотношения между государством и церковью, из которых можно сделать вывод, что в современной России созданы условия для взаимоотношения государства и различных религий: законодательство, которое гарантирует равенство всех религий, отсутствие дискриминации по религиозному признаку, невмешательство государства во внутренние вопросы церкви, а также помощь со стороны государства в социальной сфере: в области образования, здравоохранения, культуры, уголовно-исправительных учреждений и других. Таким образом, под эгидой Церкви возникают островки с религиозными, нравственными ценностями, которые она может передать людям, через те же самые социальные сферы (собственные публикации, СМИ, образование, оказание помощи, тюрьмы, вооруженные силы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Конституция РФ
    2. «Социология» М: «Издательство ПРИОР» ,2001 Широкова И.Г.
    3. «Основы социологии» В.Харчева 2000г.
    4. Радько Т.Н. Теория государства и права. М. 2009г.
    5. http://www.bestreferat.ru
    6. http://www.historicus.ru

 

 

 




Информация о работе Церковь и государство: пути развития взаимоотношений