Церковь как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:47, реферат

Описание работы

Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.

Содержание

Введение
1. Функции церкви в обществе
1. 1. Церковь как социальный институт
1. 2. Функции церкви как социального института
1. 3 Роль церкви в обществе
2. Особенности Русской Православной Церкви
2. 1. Особенности исторического становления Русской Православной Церкви 2. 2. Особенности современной Русской Православной Церкви
3. Религиозная ситуация в современной России
Заключение

Работа содержит 1 файл

Церковь как социальный институт.docx

— 45.58 Кб (Скачать)

в-третьих, интерес  к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо в плечо идет с  возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов, в-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических  верований, оккультизма и других верований в чудодейственные  силы.

Социологический анализ современной религиозной ситуации не может обойтись без соответствующей  интерпретации. Специфика функционирования религии проявляется в тех  религиозных отношениях, которые  складываются в процессе религиозной  деятельности людей. Влияние и распространение их в системе общественных отношений зависит от того, какое место занимает религия среди других социальных институтов общества и какое влияние оказывает на все сферы общественной жизни. Поэтому важной характеристикой религиозной ситуации является религиозность населения. В социологии религии принято выделять три фактора, характеризующих данный феномен: религиозная вера (идентификация себя как верующего человека), религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совершении обрядов и таинств), принадлежность к определенной религиозной конфессии.

Строго говоря, подлинно верующим может считаться лишь человек, обнаруживающий устойчивые признаки всех трех составляющих религиозности. Степень  религиозности указывает на то, каково влияние религии на индивида или  группу; уровень религиозности —на то, каково соотношение религиозных и нерелигиозных индивидов в обществе, в той или иной социальной группе. Проводимые в последние годы социологические исследования динамики религиозности показали, что в России проявляется бурный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Наиболее рельефно эти процессы проявляются в быстром и внушительном росте религиозных объединений в современном российском обществе. В тоже время следует отметить противоречивость этих процессов, существует разрыв между верой в Бога (как состоянием сознания) и культовым поведением (как выражением этой веры). Социологические исследования показали, насколько огромен этот разрыв—на территории бывшего СССР в начале 90-х годов в Бога верили 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8%. [7, с. 378, 384] В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о религиозной принадлежности. С точки зрение социально пассивной религиозности, в масштабах всей России наиболее заметны две конфессиональные традиции—православие и ислам. С точки зрения активного социального волеизъявления верующих, можно выделить три больших конфессиональных массива (Русская Православная Церковь, другие христиане, мусульмане), а также религиозные меньшинства и новые религиозные объединения.

Русская Православная Церковь на территории России имеет 74 епархии, 7, 4 тыс. приходов. По социологическим  данным, верующих, сознательно вовлеченных  в церковную дисциплину—2, 5-3% от всего населения. Относительно стабильно посещают храмы около 7%. Называют себя православными почти 50% населения, но без постоянной вовлеченности в церковную жизнь. [3] Мусульмане не имеют единой структуры, в России зарегистрировано свыше 40 духовных центров и управлений. Число явных и потенциальных мусульман достигает 15%, хотя практически верующих, по социологическим данным, —3-4% всего населения. При этом следует заметить, что у мусульман переход от пассивной религиозности к активной значительно проще, чем в православии. [3] Среди других христианских конфессий в России действуют:

Православные других юрисдикций: Российская Православная Свободная Церковь (цент в Суздале), отделившаяся в 1991 г. от Русской Православной Церкви, — 7епархий, 103 прихода. Истинно-Православная Церковь (катакомбная), образовавшаяся в результате разрушения централизованной структуры Церкви в 1927 г. , — 4 центра, 50 зарегистрированных общин (есть незарегистрированные). Старообрядцы (разных толков) — 5 центров, 177 общин, есть и незарегистрированные. Римско-католическая Церковь — 2 епархии, 204 общины.

Протестантские конфессии  —2 тыс. зарегистрированных и до 1, 5 тыс. незарегистрированных общин, общая  численность до 1 млн. относительно активных членов. В отличие от православия  членство в общинах сознательное и фиксированное (свыше 90% баптистов  и пятидесятников — этнические русские). Кроме того, на территории России действуют другие религиозные организации: Религиозные меньшинства, имеющие исторические корни, но незначительное количество последователей: иудеи — 3 центра, 82 общины, буддисты — 7 центров и 135 общин, толстовцы — 2 общины, духоборы — 2, молокане — 16, трезвенники — 5, язычники — 12, зороастрийцы — 2 общины, многие секты (как скопцы и хлысты) существуют без регистрации. Новые религиозные объединения: отечественного происхождения (церковь Виссариона— 8 общин, “богородичники” — 9); и привнесенные из-за рубежа, наиболее крупные, — “Свидетели Иеговы”, “Общество сознания Кришны” и Церковь объединения Муна. [3] Россия конституционно гарантировала всем гражданам свободу совести и вероисповеданий. Это создало широкую правовую основу для реализации мировоззренческих позиций и установок отдельных индивидов и их различных социальных общностей — семейных, территориальных, национальных и т. д. В этих условиях резко усилилась активность религиозных организаций и традиционных для России (православных, католических, иудаистских, мусульманских, буддийских) и нетрадиционных. Среди прочих причин роста религиозности —причины, связанные с особенностями переходного состояния общества: снижение жизненного уровня большинства населения, нарастание в различных группах настроений неуверенности, незащищенности и тревожности. В такой социально-психологической среде быстро возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит переориентация значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего этот процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение креста, приобретение книг и икон, посещение богослужений и т. д. ). Религиозная вера воспринимается многими как реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. [7, с. 380] Разумеется, на рост числа верующих повлияла и легитимизация религии и церкви, что позволило открыто проявлять свою религиозность, ранее скрываемую. Но религиозная идентификация ново верующих чаще всего оказывается результатом не религиозной, а светской культуры, следствием спонтанных духовных поисков и устремлений индивидов, ищущих надежной опоры в изменяющемся, находящемся в глубоком кризисе современном обществе.

Своеобразие современной  религиозной ситуации в стране заключается  в том, что с ростом приверженцев определенных конфессий, растет число  людей, склоняющихся к принятию веры как таковой, они верят не в  Бога, а в сверхъестественные силы. Часть из них идентифицирует себя с православием, католицизмом или  другими традиционными для России конфессиями, но в большинстве своем  — это люди с неопределенным, эклектическим мировоззрением, с  повышенным интересом к восточным  религиозным учениям, к спиритизму, парапсихологии, астрологии. Итак, первым направлением социодинамики религиозного сознания в современной России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при слабой институализации их религиозного поведения. Другое направление связано с развитием неопределенных, не имеющих четких границ типов “квазирелигиозного” сознания. Его носители— люди, частично отождествляющие себя с верующими. Следующая тенденция, характерная для “новой религиозности”, связана с широким распространением нетрадиционных верований. В настоящее время в нашей стране зафиксировано несколько таких направлений: неохристианство, нетрадиционные культы восточного происхождения, нетрадиционные оккультные секты, секты тоталитарного типа (“Аум Сенрике”, “Белое Братство”), сатанизм, и др. [7, с. 386] Новый закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” предполагает перерегистрацию религиозных организаций России и призван поставить заслон таким тоталитарным сектам. Исторически сложившаяся многоконфессиональность России представляет реальную свободу выбора веры. Предлагая широкие возможности реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем самым обеспечивает наиболее полное самовыражение каждому верующему.

Современный мир, в  жизни которого возникло немало острых противоречий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего  арсенала людских ресурсов для утверждения  реального гуманизма, действительного  равноправия, подлинной свободы, материального  благополучия и духовного богатства  личности. В этих условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех социальных институтов, в том числе и церкви. В 1997 г. социологические опросы показали, что  армия и церковь занимают два  первых места по доверию среди  россиян. Мы видим ряд усилий церкви по “собиранию умов”. Это Рождественские чтения, Православные чтения в Академии МВД, Конференция по здоровью нации, формирование факультетов православной культуры в элитных учебных заведениях вооруженных сил, международные  акции Фонда единства православных народов и т. д. [5Морозов А. Внутренняя и общественная жизнь церкви в  зеркале уходящего года //“НГ- Религии” №12, декабрь 1997г. ]

Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших  социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. Кроме  того, это — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность  людей и организующих их в систему  социальных статусов и ролей в  зависимости от их отношений к  Богу, дающим духовную опору. Религия и церковь выполняют кроме своих специфических функций еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая; компенсаторная; интегрирующая. Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

С одной стороны  церковь функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий  фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем  самым укрепляющая положение  властных структур. Но в то же время  религия может выступать и  дестабилизирующим фактором, поскольку  в ней всегда присутствует высокий  нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие  у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом  устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую  играет в обществе церковь.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений  государства и церкви. Эти отношения  обусловлены и неотрывно связаны  с процессами становления правового  государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые  служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения  взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости  от их отношений к религии и  церкви. Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно  вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя  собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный  для формирования мировоззрения  и взглядов на многие социальные явления. 
 
    ЛИТЕРАТУРА:

Луцкевич В. Опасное сближение государства и церкви //“Известия” №76, 1995г. Основы религиоведения /Под ред. И. Н. Яблокова - М. : Высш. шк. , 1994. - 368с. Полосин В. Население России и вера в иное //“НГ- Религии” №2, февраль 1998г. Радугин А. А. , Радугин К. А. Социология: Курс лекций - М. : Центр, 1997. - 160с. Самыгин С. И. , Нечипуренко В. И. , Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 672с.

Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М. : Феникс, 1994. - 688с. Социология: Учеб. пособие /Под ред. А. Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998. 560с.

Струве Н. А. Православие  и культура - М. : Христианское изд-во, 1992. - 337с. Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В. Л. Калашников - М. : ВЛАДОС, 1997. - 384с.

Информация о работе Церковь как социальный институт