Человек и его потребности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других.

Содержание

Введение.
Возвышенные потребности и извращённые потребности, их динамический характер.
Информационные потребности в жизни человека.
Представление о рекреационных потребностях.
Взаимодействие общественных и индивидуальных рекреационных потребностей.
Основные факторы, влияющие на процесс формирования разумных потребностей.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Человек и Потребности.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

     Духовные  потребности.

Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность? Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать  личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Существует  такое понятие: «твердость духа». Так  говорят о человеке, последовательно  осуществляющем однажды избранный  идеал, превратив достижение его  в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует  перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными  посулами взамен его чести и достоинства  не будет менять своих убеждений  по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины. Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Более полную определенность духовность приобретает  путем сравнения ее с ее антиподом  – бездуховное. Бездуховность - это сознание, не выходящее за пределы утилитарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, порабощенное вирусом потребительств а удовлетворения биологических потребностей и вещизма.

Такое сознание присуще людям без высоких  жизненных идеалов, ориентирующихся  на бессмысленное накопительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, любителям сиюминутного счастья, «прожигателям жизни».

Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

- не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится вырваться из пут материи и выразить себя в духе. Индивидуальное бытие сознания становится духом, преодолевая узкие рамки этой индивидуальности, объединяясь к себе подобными. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия, групповые различия своей устремленностью к единству, к интеграции многообразия в единую целостность.

Духовные  потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

    Ценностно-ориентированные  потребности.

Основанием для  выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической  и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям  можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и  ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному  функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры  в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации  личности.

2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: «Пусть одна, но пламенная страсть».

3. Соответствие  потребностей способностям личности  и наличием средств их реализации.

4. Управляемость  потребностями. Разумными можно  назвать те потребности, которыми  управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют  человеком.

Формирование  и удовлетворение разумных потребностей - благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего  уклада общественной жизни.

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые  создают тупиковые ситуации в  функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб  интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.

В силу чрезвычайной актуальности в современную эпоху,  остановлюсь на наиболее разрушительной части неразумных потребностей - на извращенных потребностях. Это - чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться. Человек заболевает алкоголизмом не потому, что он часто и много пьет, а потому, что он не обладает достаточной силой воли, чтобы определить меру принятия спиртного и ограничить его принятие этой мерой. Наркоман или гомосексуалист не потому является наркоманом или гомосексуалистом, что не понимает пагубность этих влечений, а потому, что не может сказать твердо «нет» этим влечениям и стать на путь замещения их потребностями разумными, соответствующими нормам и правилам человеческого общежития.

Хотя определение  названной группы потребностей трудно отнести к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных  хитросплетениях вкусов, потребностей, настроений. В практической жизни  нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий  и жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность. 

2. Информационные потребности в жизни человека.

Информационные  потребности и сущность возникновения, развития и существования библиотеки      

Потребность - одно из фундаментальных понятий современной  науки, имеющее совокупность утвердившихся  значений в рамках той или иной области. В наиболее общем виде потребность  определяется философами как '...нужда  или недостаток в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом". Так как потребности  являются неотъемлемым атрибутом всего  живого, то любая наука, изучающая  природу, человека и общество в большей  или меньшей степени затрагивает  проблематику потребностей, поэтому  понятие "потребность" является общим  для всей совокупности наук и в  этом смысле - общенаучно.

Понятие «информационная  потребность» является одним из ключевых для информационных наук, в том  числе библиотековедения. Вместе с  тем, несмотря на большое количество публикаций по данной проблеме в настоящее  время не существует общепринятого  определения термина «информационная  потребность», информационные потребности  остаются недостаточно изученными по существу. Из многочисленных публикаций видно, что разные авторы вкладывают в понятие «информационная потребность» далеко не всегда одинаковое содержание. На это указывают различные несовместимые  определения этого термина, наличие, наряду с понятием «информационная  потребность», понятий «потребность в библиотечно-библиографических  ресурсах», «потребность в документах», «потребность в чтении», которые  не всегда согласуются друг с другом.

Для всех видов  потребностей человека характерна одна общая особенность - информационная составляющая. Справедливо отметил  Г.И. Щербицкий: «Все живое, в отличие от неживого, испытывает потребность в информации». Информационная потребность отражает недостаток информации для осуществления деятельности субъекта. Однако если живые организмы испытывают потребность в информации для удовлетворения относительно простых витальных потребностей, то информационные потребности человека значительно сложнее, ими охватывается вся социальная информация, циркулирующая в обществе.

Несмотря на кажущуюся многочисленность публикаций по проблематике информационных потребностей, специалисты не пришли к общему мнению о понимании природы информационных потребностей. В настоящее время  представителями различных наук предложено довольно большое количество определений понятия «информационная  потребность», отражающих наиболее распространенные в той или иной области подходы  к пониманию сущности информационных потребностей.

Психологами информационная потребность понимается как осознанная потребность '...в получении определенных порций информации из того, что может  быть предоставлено инфосредой» Основное внимание в данном определении уделяется получению необходимой информации из общих «запасов» и совершенно игнорируется деятельность по производству новой информации. А ведь как раз получение принципиально новой информации является результатом возникшей информационной потребности.

Значительная  часть исследователей информационные потребности связывает, в первую очередь, с потребностью в научной или другой специальной информации. Так, по мнению представителя данного подхода Т.е. Федоровой, информационная потребность является внутренним состоянием субъекта, отражающим дефицит научной информации, необходимой для использования в научной или научно обоснованной деятельности. Т.В. Муранивский считает, что «...под информационной потребностью следует понимать свойство человека или определенной системы (например, НИОКР, производственного или управленческого процесса и т.п.), отражающее необходимость в регулярном получении и использовании информации, обеспечивающей эффективное функционирование этой системы».

Наибольшее распространение  в современной теории информационных потребностей получил деятельностный подход в соответствии, с которым в основе возникновения информационных потребностей лежит деятельность человека. Понимание деятельности как основы формирования информационных потребностей, определяющей их природу и содержание, впервые нашло отражение в работах Э.С. Бернштейна, Д. Е. Шехурина, которые связывали формирование информационных потребностей непосредственно с деятельностью ученых и специалистов. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах С.Д. Коготкова, Т.С. Федоровой, Г.И Щербицкого и других исследователей. Как отмечают сторонники деятельностного подхода, "деятельность - это исходный пункт реализации потребностей познания, а, следовательно, и исходный пункт потребности в информации. Деятельность является тем "входом", через который осуществляется реализация потребностей субъекта в информации».

Потребность человека в информации выражается в необходимости  получения информации о природе  и обществе с целью использования  их для дальнейшей деятельности. Она  появляется одновременно с возникновением потребности в материальных или  духовных предметах потому, что удовлетворение даже самых простых потребностей, как на начальных этапах развития человечества, так и в cовременном обществе, всегда связано с информацией. Для практического выполнения задач по достижению целей деятельности нужна информация об изменениях в окружающей среде и об условиях самих задач. Оттого, какой характер приобретает деятельность человека, зависят и основные тенденции развития информационных потребностей.

Под воздействием факторов внешней и внутренней среды  перед субъектом встает задача, реализация которой требует необходимой  информации. В результате обдумывания задачи в соответствующей зоне долговременной памяти человека складывается образ или внутренняя модель этой задачи», т.е. осознание субъектом возникшей информационной потребности ведет к созданию идеального «поискового образа», который соответствует представлениям субъекта о характере и содержании той информации, которой ему не хватает для решения поставленных задач. Этот процесс формирования субъективных представлений о собственном незнании - отражение; процесса предметизации информационных потребностей и происходит на базе анализа «уже имеющейся у субъекта информации о компонентах и условиях деятельности, т. е. на основании его информационного потенциала (тезауруса) в определенной области».

Любое общество, на каком бы уровне развития оно  ни находилось, чтобы функционировать  как социальный субъект, должно организовывать производство материальных и духовных благ. В замкнутых социальных системах, в рамках которых осуществляется лишь простое воспроизводство, нет (ли почти нет) нужды в новых  знаниях. Существующее в этих системах производство информационно обеспечивается эмпирическими знаниями, накопленными поколениями. В обществах, в которых  осуществляется расширенное воспроизводство, возникает постоянная общественная потребность в новых, дополнительных знаниях. Современная деятельность человека в различных сферах науки, техники и производства постоянно  изменяется и усложняется, - ставятся новые цели, совершенствуются средства и методы деятельности, меняются условия  и т.д. Для того, чтобы субъект мог успешно осуществлять деятельность в новой ситуации, требуется корректировка (или создание новой) идеальной модели этой деятельности, приведение ее в соответствие с изменившимися условиями. Это возможно только при наличии у субъекта необходимой информации. «Если субъект не располагает в данный момент соответствующей информацией, он не может построить новую идеальную модель деятельности, а, следовательно, не имеет возможности эффективно осуществлять саму деятельность в изменившихся условиях».

Информация о работе Человек и его потребности