Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить человека как биосоциальную систему.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть понятия «человек», «индивид», «личность»;
охарактеризовать биологическое и социальное в человеке;
выявить взаимосвязь биологической и культурной эволюции человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятия «человек», « индивид», «личность». Структура природы человека......4
Биологическое и социальное в человеке………………………..………………….8
Биологическая и культурная эволюции человека……….…..…………………..10

Заключение.…………………………………………………………………….………….…....12

Список литературы………………………………………….………………………………….13

Работа содержит 1 файл

человек биосоц существо.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра гуманитарных  дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по социологии

на  тему: «Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции» 

Вариант № 10 
 
 
 
 
 
 
 

                  студента 2 курса

                  отделения заочного обучения в сокращенные  сроки

                    группы  
                   

                  преподаватель:  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Тобольск - 2012

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………….3

  1. Понятия «человек», « индивид», «личность». Структура природы человека......4
  2. Биологическое и социальное в человеке………………………..………………….8
  3. Биологическая и культурная эволюции человека……….…..…………………..10

Заключение.…………………………………………………………………….………….…....12

Список литературы………………………………………….………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Актуальность темы заключается в том, что неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью.

            Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет. Почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который продолжает меняться.

      Человек как уникальное существо имеет двойственную природу. С одной стороны – он биологический вид со всеми присущими ему характеристиками. С другой стороны – он социальное творение, поскольку именно социальные институты формируют человека Человеком.

      Цель  работы: изучить человека как биосоциальную систему.

      Реализация  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

  1. рассмотреть понятия «человек», «индивид», «личность»;
  2. охарактеризовать биологическое и социальное в человеке;
  3. выявить взаимосвязь биологической и культурной эволюции человека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Понятия «человек», «индивид», «личность».

      Структура природы человека 

     Понятие личности — одно из главных в  социологии, т.к. в рамках микроуровня  человеческого познания, человек  является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.

     Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств  и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).

     Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» [1, 133]. Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человек первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.

     Мы  же в работе будем использовать понятие  человек.

     В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

     Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда  лет, эволюционного развития от сине-зеленых  водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

     Возрастающая  линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.      

     За  показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система [3, 86].

     Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга  состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

     В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

     Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

     Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни [2, 117]. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

     Только  в обществе и от общества человек  приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает  человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

     Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

     Духовный  мир человека непосредственно порождается  в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются  три составные части: Ум, Чувства  и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Биологическое и социальное в  человеке
 

     По  общепризнанному представлению принятому в гуманитарных и социальных науках, человек — высшая ступень развития биологической эволюции, элемент природы, генетически связанный с другими явлениями природы, формами жизни, биологическое, т.е. живое в человеке представлено телесной физической структурой, темпераментом, динамикой психических процессов, способностью реагировать, и т.д. С другой стороны, человек — элемент социальной жизни субъект социальной действительности, которую составляют взаимодействующие люди.

     Решение вопроса о  соотношении биологического и социального в человеке в  социологии связано с противоположными и вместе с тем крайними точками  зрения. Одна тяготеет к абсолютизации  биологического начала. Эта тенденция  проявилась в социобиологии, начиная  с 3. Фрейда, в антропологической традиции, которая усиливает значение животного начала, а сложные формы социального взаимодействия рассматривает как эволюцию животных инстинктов стадности в новых условиях. Противоположная позиция — социологизм — связана с попыткой полного отрыва личности от природного начала, со стремлением изолировать социальное и природное в человеке. Такая позиция характерна для ряда утопических концепций человека. Известна марксистская формула, сводящая личность к совокупности общественных отношений.

     Социологизм характерен для социологической  теории Э.Дюркгейма, пытавшегося найти  основной фактор социальной жизни в  демографической структуре. Э.Дюркгейм считал, что любая человеческая деятельность определяется соотношением количества людей в стране и величины территории.

     В споре между биологизаторской и  социологизаторской тенденциями побеждает  акцент на биосоциальную природу  человека. Человек — сплав социального  и биологического. В человеке все  насквозь биологично и все насквозь социально [5, 91].

Информация о работе Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции