Человек существо социальное

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Эти слова знакомы нам еще из школы, из учебника по зоологии. Как известно любые социальные существа объединяются для выживания в стаи, косяки, группы, прайды, колонии, рои, муравейники и т.д. Все эти объединения и есть своего рода толпы. Люди не исключение, они тоже образуют сообщества. Само это слово означает, что люди общаются друг с другом, т.е. «со» - «общаются». При этом во всех видах объединений есть свои определенные законы, которые выполняют все его члены. Почему? А потому, что тогда станет невозможным действовать как единое огромное существо с большими возможностями и выжить, защищаясь от врагов. Любой «отступник» будет отвергнут из «коллектива» и неминуемо погибнет. Это жестокий закон любого объединения живых существ в природе.

Содержание

Человек существо социальное. 2
Как выжить в толпе 8
Механизмы управления толпой 10
Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: 12
ОПЫТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОЛПЕ 23
ОПЫТЫ С ГРУППОй СТУДЕНТОВ 28

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 50.75 Кб (Скачать)

Прием воздействия - совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на  
1)потребности, интересы, склонности - т.е. источники мотивации  активности,  поведения человека;   
2)на установки, групповые нормы, самооценки людей - т.е.  на те факторы, которые регулируют активность;   
3)на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его проведение. Посмотрим несколько подробнее, какие методы воздействия применяются.

1)Методы воздействия на  источники активности направлены  на формирование новых потребностей  или изменение побудительной  силы имеющихся мотивов поведения.  Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать с каким-то определенным лицом, либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам, либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению - если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к  этой деятельности.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно  изменить его желания, мотивы, т.е., произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать - регрессия, т.е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы "сбить" активность многих слоев общества,  создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

2)Чтобы изменилось поведение  человека, требуется  изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий), неопределенность поступающей информации (ее противоречивость, неясно, какой из них можно, доверять), неопределенность моральных и социальных норм - все это вызывает напряженность человека. Метод  создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние "разрушенных установок", "потери себя", и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок  и последующее коренное изменение  его поведения и целей. Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы - это позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

Требуемая социальная установка  формируется у человека,  
1)если он периодически включается в соответствующую деятельность;  
2)многократно получает соответствующую информацию;  
3)если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров рабочего движения включают в  актив фирмы, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции - этот прием известен с древности и назывался "кооптация").

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение  или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать  моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках опасные  и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог  произойти перенос "Все советское - опасное, плохое").

Для того чтобы усилить, актуализировать  требуемую установку, но способную  вызвать эмоциональный или моральный  протест человека, часто используется  прием  "совмещения  стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить", поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут "Запустить ракету в объект Б" (а не в город Б), поскольку стереотипное слово "объект" снижает эмоциональное отношение человека и  усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку). Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием "воспоминания горького прошлого" - если человек усиленно  будет вспоминать прошлые неприятности, "как было плохо до того, как...", увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства  человека  сегодняшним  днем и создаются "розовые иллюзии" на будущее.

В нашей стране этот прием  применялся неоднократно. Для разрядки  отрицательного  эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием  "канализации настроения", когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей, видя рост возмущения и недовольства людей действиями правителей, провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей, но выступали "козлами отпущения" или громоотводом,  позволяющим отвести гнев толпы от правителей в нужное  требуемое направление для самого правителя. Поисками "виноватых стрелочников" до сих пор решают аналогичные задачи воздействия на людей.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и  установки, мнения, и эмоциональные  состояния людей) будут учтены, тогда  воздействие будет наиболее действенным  как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц. В каждой группе существуют свои групповые нормы,  которые определяют, регулируют поведение членов группы и группы в целом. Чтобы изменить поведение группы, необходимо оказать воздействие и изменить ее групповые нормы. Активное воздействие на групповые нормы может осуществить лидер, либо этого можно достичь через включение группы в иную деятельность. От чего зависит сопротивление? Оно зависит:  
1)от уровня групповой сплоченности;  
2)от фиксирования на содержании прежних групповых норм и новых требований;  
3)от степени расхождения групповых норм от содержания внедряемых установок и норм. Чем выше все эти  факторы выражены, тем сильнее сопротивление. Включив группу в циклическую деятельность требуемого направления и характера, создаются объективные условия необходимости изменения групповых установок, норм, причем, когда все внимание сконцентрировано на выполнении деятельности, "затушевывается", "зашумляется" факт выработки новых установок и норм, а если имеется "зашумление", то прежние установки не актуализируются, а постепенно стираются. Влиять на групповую сплоченность можно через: 1)осознание группой своей социальной роли или своего отличия от других групп; 2)использование групповых символов, знаков,  девизов поскольку факторы идентификации кого-то с категорией "свой" создают условия роста групповой сплоченности; 3)создание, формирование "мы-чувства", когда человек чувствует себя  внутри группы, происходит идентификация себя с определенной группой, что делает человека особо чувствительным к воздействию.

Этот эффект "мы-чувства" используют политики, играя в "простонародность", принимая манеры поведения в группе, характерные для нее: через слова,  интонации, одежду, культурные нормы. Что определяет,  вступят люди в контакт друг с  другом  или  нет, продолжат его или прервут?  С точки зрения бихевиористов, это зависит от подкрепления (положительного или отрицательного), которое они могут получить во время контакта.  Когда поведение контакта реализуется, то предвосхищается ожидание положительного, позитивного, нужного для человека  результата - подкрепления.

Если собеседник может  дать и дает ожидаемое, контакт продолжается. Если человек понимает, что не получит ожидаемого, то контакт прекращается. Контакт - это благо, но сопровождается определенными издержками, сколько сил  надо потратить, какой урон можно понести. Отношения только тогда стабильны, если у человека есть уверенность, что объем положительного от контакта выше, чем те издержки, которые он может понести. То есть человек руководствуется "максимализацией выигрыша". Причем человеку желательно быть убежденным, что другой человек из пользы, которую он приносит вам, не извлечет выгоды больше, чем ваша".

С точки зрения когнитивного подхода, человек контактирует с  другим человеком, осознает этого другого, себя и ситуацию, в которой идет контакт, причем не сами по себе стимулы  определяют поведение человека, а  то, как он их воспринимает.

Таким образом, контакт людей  друг с другом и их влияние друг на друга может происходить в  самых разных рассмотренных выше формах, направлениях, с помощью  разных средств, приемов и методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТЫ 
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОЛПЕ

Итак, вы сидите расслабленно в кресле в кинотеатре или на концерте, и вдруг происходит ЧП. Тот самый  внешний фактор: пожар, взрыв, вооруженная  агрессия группы террористов или  просто крики о пожаре, взрыве или  агрессии. Люди в зрительном зале вначале  оторопели, потом сдвинулись, качнулись  в сторону выходов, закричали. Задние, боясь оказаться дальше всех от спасительной двери и ближе всех к опасности (которую зачастую даже и не видят), нажали на передних. Передние уперлись в стены, образовалась давка. Слово-то какое точное - давка. Ни прибавить, ни убавить.

Вы, конечно, растеряны и  испуганы - слишком внезапен был  переход от расслабленности к  угрозе. Очень хочется вскочить и  побежать вместе со всеми, не важно, куда, лишь бы отсюда. А вот тут вы не правы. Очень важно, куда, и еще  важно, когда.

Если вы надумали убегать, то старайтесь быть первыми, пока еще  проходы свободны, пока еще основная масса людей выбирается из рядов  кресел, пока они еще не превратились в толпу и помнят о нормах общечеловеческой морали, не пустили в ход локти  и кулаки. Потом эта мораль будет  смята, раздавлена и растоптана тысячами ног. Главная ваша задача - не оказаться  в набравшей мощь приливной волне.

Если вы не успели попасть  в первые ряды бегущих людей и  если явная опасность не просматривается, постарайтесь переждать, пока схлынет  основной поток спасающихся. Понимаю, трудно не поддаться общей панике. Как же так - все бегут, а вы чего-то ждете. Обидно же! И все-таки попробуйте усмирить свой страх.

В огромном числе случаев  толкотня массы людей в узких  проходах бывает много опасней самой  угрозы, вызвавшей панику. Только в  одном случае имеет смысл подвергать свою жизнь опасности, бросаясь в  паникующую толпу, - при быстро распространяющемся пожаре.

Перед броском избавьтесь от всех способных причинить боль вам и окружающим колющих, режущих, стеклянных и просто объемных, выступающих  из карманов предметов. Было не мало, когда  потерпевшие были изрезаны собственными ключами или ножничками, высунувшимися  из косметички.

Представьте на секунду, что  станет с вашими ребрами, если в них  с огромной силой вдавить ваш  же пухлый блокнот или кошелек. Равномерное  давление кости худо-бедно выдержат, а вот точечное - не всегда. А если между теми же ребрами в тело войдет вставшая поперек острая, как кинжал, шариковая авторучка?Не жадничайте, бросьте вы вещи, в крайнем случае запомните, где их оставили, потом, когда все завершится, вернетесь, найдете.

Снимите очки, если не хотите, чтобы вам вдавили их в глаза. Уберите сережки - их все равно  вырвут в общей сутолоке, но уже  вместе с ушами. Избавьтесь от громоздкой, длинной, слишком свободной, изобилующей  выступающими, цепляющимися за что ни попадя деталями - крючками, пуговицами, завязками и т. п. - одежды. Обязательно снимите с шеи галстуки, шарфы, декоративные косынки, цепочки, бусы, нательные на крепкой цепочке крестики.

Такие предметы вашего гардероба  в толпе становятся смертельно опасными. Достаточно зацепиться ими за какой-нибудь неподвижный предмет или близкого человека, чтобы они сыграли роль мгновенно стянувшей горло удавки. Едва ли вы сумеете выдернуть из спрессованной массы людей руки, чтобы ослабить давление петли. И  уже тем более не сможете затормозить  движение этой толпы, чтобы снять  шарф со случайного гвоздя на стене.

Намертво завяжите шнурки обуви. Об этом, бросаясь на приступ  дверей, обычно все забывают. Да не на бантик - вяжите мертвые узлы! Если кто-нибудь в массе людей наступит вам на распустившийся шнурок, вы можете упасть, а это гарантированная смерть. И, уж конечно, сбросьте заплечные сумки.

В толпу тоже надо входить  с умом. Общеизвестно, что самое  опасное место в толпе, покидающей здание через узкие двери, - с краю. Людей, оказавшихся там, иногда просто в прямом смысле слова размазывают  по стенам и косякам дверей. Любой  выступ, розетка, выключатель, случайный  шуруп или гвоздь могут изрезать человека, протаскиваемого вдоль  стены, не хуже бандитского ножа.

Поэтому основная задача человека, вливающегося в толпу, - как можно  дальше уйти от ее края. Это можно  сделать, либо вернувшись чуть назад, где  она более разрежена, чтобы попасть  в одну из центральных струй, либо «идти по головам». Увы, как ни безнравственен данный совет, с точки зрения физического  выживания он совершенно верен.

Информация о работе Человек существо социальное